ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ — ДЕЛО МЕЖДУНАРОДНОЕ — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №12 (222) » ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ — ДЕЛО МЕЖДУНАРОДНОЕ

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ — ДЕЛО МЕЖДУНАРОДНОЕ

В передовых государствах движение по защите прав потребителей (консюмеризм), имеющее почти столетнюю историю, уже достигло достаточно высокого уровня развития, обеспеченного поддержкой правительств этих стран, влиятельными международными организациями (прежде всего ООН), а также национальным и международным законодательством.

На международном уровне консюмеризм представлен несколькими организациями. Наиболее влиятельной из них является такая независимая, неприбыльная, неполитическая организация, как Консюмерский Интернационал (Consumer Іntеrnational — СІ). Если в год основания (1960 год) СІ объединял 21 национальный союз потребителей, то сегодня его членами являются почти 270 национальных, государственных, региональных и других консюмерских организаций и групп более чем 110 государств мира.

Кроме основного центра в Лондоне, СІ имеет три региональных центра: Сант-Яго (Чили), Куала-Лумпур (Малайзия), Хараре (Зимбабве), а также четыре субрегиональных центра — в Сенегале, Новой Зеландии, Индии и Гватемале. СІ проводит ежегодные международные семинары в разных регионах мира, а один раз в три года — всемирные конгрессы.

СІ пытается содействовать развитию более справедливого общества с позиции защиты прав потребителей, включая бедных и обездоленных, поддерживая и усиливая членские организации, особенно молодые консюмерские группы, и международное движение потребителей в целом. Фундаментальными в потребительской политике СІ считаются:

— право на удовлетворение основных потребностей;

— право на здоровую окружающую среду (экоконсюмеризм);

— право на безопасность; право на возмещение убытков;

— право быть выслушанным;

— право на информацию;

— право на потребительское (консюмерское) образование;

— право выбора.

Впервые права потребителей были сформулированы в 1962 году президентом США Джоном Кеннеди в своем Послании Конгрессу. На международном уровне они были декларированы в 1985 году в резолюции (№ 248) Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для защиты прав потребителей». Современные подходы в общей стратегии консюмеризма в ХХІ столетии отображены в материалах последних Всемирных конгрессов потребителей: XV состоялся в ноябре 1997 года (Сант-Яго, Чили), а XVI — в ноябре 2000 года (Дурман, Южно-Африканская республика). Приоритетом на ближайшее время стало углубление процесса гуманизации консюмерских идей.

На сегодняшний день в рамках Консюмерского Интернационала разработаны и реализуются пять региональных консюмерских программ.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНСЮМЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ

Первая программа (PRODEC) — для развитых государств. Она реализуется с 1993 года, охватывает Западную Европу, Северную Америку и частично — Тихоокеанский регион (Япония, Гонконг, Австралия). Центр руководства программой находится в Лондоне. В рамках программы издается региональный информационный бюллетень «Consumer».

Вторая программа (ROAP) — для государств Азии и Тихоокеанского региона, с центром руководства вначале в Пенанге, а с середины 2000 года — в Куала-Лумпур (Малайзия). Это — один из самых старых региональных офисов СІ. Программа реализуется с 1974 года с целью привлечения большего внимания к специфическим условиям, потребностям и интересам потребителей в развивающихся странах, а также оказания им конкретной и необходимой помощи в развитии консюмеризма. Существует отдельная Южно-тихоокеанская программа защиты потребителей (SPCPP), центр которой находится в Новой Зеландии. В рамках ROAP для региона публикуются два информационных бюллетеня — «Suria Consumer’s Report» и «The South Pacific Consumer’s Report».

Третья программа (ROLAC) — для стран Латинской Америки и Карибского бассейна с центрами руководства в Сант-Яго (Чили) и Гватемале. Реализуется с 1986 года с целью координации работы и содействия молодым группам потребителей, не имеющим еще ни достаточных ресурсов, ни соответствующих технологий. Проводится конкретная работа с правительствами и должностными лицами государств. Выходит бюллетень «Consumidores y Desarrollo».

Четвертая программа (PROECT) — для экономик переходного периода с центром в Лондоне. Ориентирована она на страны Центральной и Восточной Европы, а также государства — бывшие республики СССР. Несмотря на то, что СІ начал свою деятельность в регионе еще в 1989 году, Программа реализуется с 1993 года. Ее целью является регистрация союзов потребителей, поддержка и помощь молодому консюмеризму постсоциалистических стран, установление между организациями региона тесных контактов, привлечение их в международное консюмерское движение. Специально для региона издается информационный бюллетень «Kontakt».

Пятую программу (ROAF) — для стран Африки — начали осуществлять в 1994 году, когда СІ расширил свою уже существующую африканскую программу и утвердил региональные центры руководства в Дакаре (Сенегал) та Хараре (Зимбабве). Для региона издаются информационные бюллетени на английском и французском языках: «African Consumer» и «Consommation — Developpement».

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ПОЛИТИКА CI

В целом, потребительская политика СІ способствовала разработке законодательства и установлению специализированных государственных и общественных институтов в защиту потребителей не только в развитых, но и развивающихся и постсоциалистических государствах.

По мнению некоторых западных специалистов, США, Япония и Западная Европа неумолимо движутся в направлении применения концепции «абсолютной ответственности производителя» за качество выпускаемой продукции. Скажем, сегодня в Японии в сфере правовой защиты потребителей действуют 50 одобренных парламентом общенациональных законов, десятки указов и распоряжений, принятых органами местного самоуправления. В Канаде в каждой провинции действуют по 5–6 местных законов в защиту потребителей, т. е. в общей сложности их почти сотня, плюс ко всему, существует еще почти столько же федеральных. В Австрии действуют около 200 законов, в США — 150, в Германии — примерно 80 законов, а также более 300 правительственных постановлений (причем существуют законы так называемого «прямого действия», которые касаются хлеба, вина, молока, рыбы и др.). Дополняя друг друга, эти законы охватывают все сферы жизнедеятельности человека как потребителя. Удивляет, кстати, оперативность разработки законов по защите прав потребителей: всего три месяца понадобилось французам для того, чтобы отработать и утвердить закон о запрещении продажи товаров с сопроводительной информацией на иностранном языке.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Нормативную базу защиты прав потребителей развитых стран составляют:

а) нормы гражданского законодательства, регулирующие хозяйственный оборот, в составе которых имеются специальные нормы, которые применяются при защите прав потребителей;

б) нормы административного законодательства, регламентирующие отдельные стороны коммерческой деятельности (установление цен, контроль за качеством продукции, рекламным бизнесом и т. д.);

в) нормы гражданского и административного законодательства, регламентирующие допустимые формы и методы конкуренции.

В целом, в системе законодательства по защите прав потребителей можно выделить девять основных групп законов.

Первая группа — наиболее многочисленная — регламентирует вопросы предотвращения физического и материального ущерба потребителям. В США, например, к этой группе законов относятся закон о безопасности потребительских товаров (1972 год), закон о качестве продуктов, косметических средств и медицинских препаратов (1906, 1938, 1976 годы), закон о гарантиях на потребительские товары и улучшении деятельности Федеральной торговой комиссии (1975–1976 годы), закон о контроле за мясными продуктами (1906 год), закон о совершенствовании штрафов (1984, 1987 годы) и др. В Японии — закон о безопасности потребительских товаров (1973 год). В Германии — закон об обеспечении безопасности технических средств (1968 год), закон о продовольственных продуктах и товарах массового потребления (1974 год). Во Франции — законы о фальсификациях и подлогах в сфере товаров и услуг (1905 год) и о безопасности потребителей (1983 год). В Англии — законы о продуктах питания (1984 год) и о безопасности потребительских товаров (1978, 1988 годы). В Австрии — закон об ответственности за качество продукции (1988 год) и др.

Ко второй группе относятся законы о мерах и весах. Например, закон о весах и мерах, принятый в 1978 году в Англии, закон об измерении и закон о единицах измерения и о проверке, принятые в 1985 году в Германии, японский закон о мерах и весах, принятый в 1985 году, закон о метрологической системе, принятый в 1986 году в США и т. д.

Третью группу составляют законы о стандартизации, сертификации и маркировке, которые требуют от производителей обеспечения соответствия продуктов питания и товаров широкого потребления национальным и международным стандартам, наличия этикеток и других информационных материалов о товаре, а также содержат штрафные санкции, касающиеся недоброкачественной рекламы. В США, скажем, существует закон о каталогизации и стандартизации (1954 год), закон о достоверности рекламных методов и информационных этикеток (1966 год), закон о защите детей и обеспечении безопасности игрушек (1969 год), а также законы о добросовестной упаковке и маркировке товаров, об обязательном указании на этикетках информации о питательных свойствах продуктов (1990 год). В Японии одобрен закон о промышленной стандартизации (1949, 1980 годы). Во Франции — закон, регулирующий торговые отношения и запрещающий недоброкачественную рекламу. В Англии — закон о характеристике (описании) продукции (1968 год) и закон о неверном описании товара (1967 год) и т. д.

Четвертая группа — это законы, предусматривающие недопустимость ограничения конкуренции, примером которых может служить французский закон о свободной конкуренции (1986 год), австрийский закон о недопустимых приемах конкуренции и др.

Пятая группа законов предусматривает комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление позиций потребителей в их деловых отношениях с производителями, поставщиками и продавцами. В этом плане показательны английские законы о ценах (1974 год), о незаказанных товарах и услугах (1971 год), о несправедливых договорных условиях (1977 год), о купле-продаже товаров (1893–1979 годы); французский закон об ответственности продавца за поставку недоброкачественных товаров (1978 год), немецкий закон о правовом регулировании общих условий договоров (1976 год) и т. д.

В законах шестой группы мы находим статьи о мероприятиях по повышению уровня информированности потребителей. Специальный закон об охране прав и информации потребителей существует, например, во Франции, Японии и многих других странах

Седьмая группа законов определяет процедуру регулирования подачи жалоб потребителей, а также предусматривает создание сети консультативных пунктов при министерствах, специализированных консюмерских учреждениях, регламентирует процедуру признания права за профсоюзными и консюмерскими организациями выступать истцами в суде от имени потребителей. Подобное законодательство действует сегодня в Германии (закон от 9 декабря 1976 года), Франции (закон от 27 декабря 1973 года), Швеции (законы 1974 года) и многих других цивилизованных странах.

Восьмая группа законов касается правового регулирования охраны окружающей среды, что особенно актуально в современной политике, устанавливающей связи между моделями потребления и экологией. Так, в США закон о государственной политике в сфере охраны окружающей среды (1969 год) и закон о контроле над уровнем шума (1972 год) предусматривают необходимость обстоятельного экологического обоснования любого проекта. Принятые в 1990–1994 годах поправки сделали еще более требовательными законы о чистоте воздуха и качестве питьевой воды (например, штраф за загрязнение воздуха промышленными источниками составляет 100 тыс. долларов). В Германии в 1972 году был принят закон, устанавливающий порядок сбора, транспортировки и складирования мусора, общие правила поведения с отходами, вторичного использования упаковочных материалов и т. д., в 1974 году был утвержден закон об охране окружающей среды. В Японии общие принципы и цели деятельности государственных органов в сфере защиты природы закреплены в Основном Законе о борьбе с загрязнением окружающей среды (1967 год).

Девятая группа законов — это универсальные законы всесторонней защиты потребителя как физического или юридического лица. Подобные законы существуют во многих странах — Англии (1961, 1971, 1987 годы), Северной Ирландии (1965 год), Филиппинах (1992 год), Японии (1968 год) и др.

Украина первой среди бывших республик СССР в мае 1991 года утвердила аналогичный Закон — «О защите прав потребителей» (15 декабря 1993 года была принята его новая редакция). Сегодня нормативно-правовая база консюмеризма на Украине, кроме вышеназванного Закона «О защите прав потребителей», насчитывает более 30 законов и подзаконных нормативных актов. Прежде всего права потребителей защищает Конституция Украины (статья 42), в стране создана система государственных и общественных консюмерских организаций.

Однако начало осуществления консюмерской политики вовсе не означает, что проблема обеспечения и защиты прав потребителей на Украине окончательно разрешена. Прежде всего существует необходимость в усовершенствовании действующего законодательства, регулирующего отношения в данной сфере, что является постоянной и главной задачей правового государства.

ИВАНЕНКО Лариса Николаевна — кандидат юридических наук (Киевский национальный торгово-экономический университет),
ЯЗВИНСКАЯ Елена Николаевна — кандидат исторических наук, доцент

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Деловая практика

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ — ДЕЛО МЕЖДУНАРОДНОЕ

ПОЧЕМУ РЕФОРМА НОТАРИАТА НА УКРАИНЕ ЕЩЕ НЕ ЗАКОНЧЕНА…

Законодательная практика

СЕТЕВОЙ МАРКЕТИНГ

АКТЫ ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Зарубежная практика

НЕДОВОЛЬСТВО РАСТЕТ

ГОСУДАРСТВО ЮГОСЛАВИЯ СТАЛо ДОСТОЯНИЕМ ИСТОРИИ

Неделя права

ТАМОЖНЕ НЕ ДАЛИ ДОБРО

ВСЕМ ПРИДЕТСЯ ПОДОЖДАТЬ!

Новости из-за рубежа

БУДЕТ СИДЕТЬ!

В ИТАЛИИ ПРОХОДИТ КРУПНАЯ ОПЕРАЦИЯ ПО БОРЬБЕ С МАФИЕЙ

В ДЕЙСТВИЕ ВСТУПАЮТ НОВЫЕ ПРАВИЛА ВВОЗА В РОССИЮ НАЛИЧНОЙ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ

В БАРСЕЛОНЕ ЗАФИКСИРОВАНЫ ПЕРВЫЕ СТЫЧКИ МЕЖДУ ПОЛИЦИЕЙ И ПРОТИВНИКАМИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

ПРЕМЬЕР-МИНИСТР СЕРБИИ — АМЕРИКАНСКИЙ ШТИРЛИЦ?

Новости профессии

ВНЕСЕНИЕ «ПЕРВОЙ ПОПРАВКИ» В КОНСТИТУЦИЮ ОТЛОЖЕНО

НАША МИЛИЦИЯ НАС БЕРЕЖЕТ

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ ИЗМЕНИЛ УПК И ГПК

ПРОИЗВОДСТВО ПРЕКРАТИТЬ!

КУРС НА СБЛИЖЕНИЕ

Первая полоса

ПРОКУРАТУРА КИЕВА ПРОТИВ «GOLDEN TELECOM»: ИГРА ПО ПРАВИЛАМ?

Прецеденты

ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Судебная практика

СТРАННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

Тема номера

«ХОРОШЕГО» ПОНЕМНОГУ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ НА УКРАИНЕ

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ ДЛЯ ВСЕХ

Юридический форум

ЖИТЬ НАДО ПО ПРАВИЛЬНЫМ ЗАКОНАМ!

РАСТОЛКУЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА!

Інші новини

PRAVO.UA