В передовых государствах движение по защите прав потребителей (консюмеризм), имеющее почти столетнюю историю, уже достигло достаточно высокого уровня развития, обеспеченного поддержкой правительств этих стран, влиятельными международными организациями (прежде всего ООН), а также национальным и международным законодательством.
На международном уровне консюмеризм представлен несколькими организациями. Наиболее влиятельной из них является такая независимая, неприбыльная, неполитическая организация, как Консюмерский Интернационал (Consumer Іntеrnational — СІ). Если в год основания (1960 год) СІ объединял 21 национальный союз потребителей, то сегодня его членами являются почти 270 национальных, государственных, региональных и других консюмерских организаций и групп более чем 110 государств мира.
Кроме основного центра в Лондоне, СІ имеет три региональных центра: Сант-Яго (Чили), Куала-Лумпур (Малайзия), Хараре (Зимбабве), а также четыре субрегиональных центра — в Сенегале, Новой Зеландии, Индии и Гватемале. СІ проводит ежегодные международные семинары в разных регионах мира, а один раз в три года — всемирные конгрессы.
СІ пытается содействовать развитию более справедливого общества с позиции защиты прав потребителей, включая бедных и обездоленных, поддерживая и усиливая членские организации, особенно молодые консюмерские группы, и международное движение потребителей в целом. Фундаментальными в потребительской политике СІ считаются:
— право на удовлетворение основных потребностей;
— право на здоровую окружающую среду (экоконсюмеризм);
— право на безопасность; право на возмещение убытков;
— право быть выслушанным;
— право на информацию;
— право на потребительское (консюмерское) образование;
— право выбора.
Впервые права потребителей были сформулированы в 1962 году президентом США Джоном Кеннеди в своем Послании Конгрессу. На международном уровне они были декларированы в 1985 году в резолюции (№ 248) Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для защиты прав потребителей». Современные подходы в общей стратегии консюмеризма в ХХІ столетии отображены в материалах последних Всемирных конгрессов потребителей: XV состоялся в ноябре 1997 года (Сант-Яго, Чили), а XVI — в ноябре 2000 года (Дурман, Южно-Африканская республика). Приоритетом на ближайшее время стало углубление процесса гуманизации консюмерских идей.
На сегодняшний день в рамках Консюмерского Интернационала разработаны и реализуются пять региональных консюмерских программ.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНСЮМЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ
Первая программа (PRODEC) — для развитых государств. Она реализуется с 1993 года, охватывает Западную Европу, Северную Америку и частично — Тихоокеанский регион (Япония, Гонконг, Австралия). Центр руководства программой находится в Лондоне. В рамках программы издается региональный информационный бюллетень «Consumer».
Вторая программа (ROAP) — для государств Азии и Тихоокеанского региона, с центром руководства вначале в Пенанге, а с середины 2000 года — в Куала-Лумпур (Малайзия). Это — один из самых старых региональных офисов СІ. Программа реализуется с 1974 года с целью привлечения большего внимания к специфическим условиям, потребностям и интересам потребителей в развивающихся странах, а также оказания им конкретной и необходимой помощи в развитии консюмеризма. Существует отдельная Южно-тихоокеанская программа защиты потребителей (SPCPP), центр которой находится в Новой Зеландии. В рамках ROAP для региона публикуются два информационных бюллетеня — «Suria Consumer’s Report» и «The South Pacific Consumer’s Report».
Третья программа (ROLAC) — для стран Латинской Америки и Карибского бассейна с центрами руководства в Сант-Яго (Чили) и Гватемале. Реализуется с 1986 года с целью координации работы и содействия молодым группам потребителей, не имеющим еще ни достаточных ресурсов, ни соответствующих технологий. Проводится конкретная работа с правительствами и должностными лицами государств. Выходит бюллетень «Consumidores y Desarrollo».
Четвертая программа (PROECT) — для экономик переходного периода с центром в Лондоне. Ориентирована она на страны Центральной и Восточной Европы, а также государства — бывшие республики СССР. Несмотря на то, что СІ начал свою деятельность в регионе еще в 1989 году, Программа реализуется с 1993 года. Ее целью является регистрация союзов потребителей, поддержка и помощь молодому консюмеризму постсоциалистических стран, установление между организациями региона тесных контактов, привлечение их в международное консюмерское движение. Специально для региона издается информационный бюллетень «Kontakt».
Пятую программу (ROAF) — для стран Африки — начали осуществлять в 1994 году, когда СІ расширил свою уже существующую африканскую программу и утвердил региональные центры руководства в Дакаре (Сенегал) та Хараре (Зимбабве). Для региона издаются информационные бюллетени на английском и французском языках: «African Consumer» и «Consommation — Developpement».
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ПОЛИТИКА CI
В целом, потребительская политика СІ способствовала разработке законодательства и установлению специализированных государственных и общественных институтов в защиту потребителей не только в развитых, но и развивающихся и постсоциалистических государствах.
По мнению некоторых западных специалистов, США, Япония и Западная Европа неумолимо движутся в направлении применения концепции «абсолютной ответственности производителя» за качество выпускаемой продукции. Скажем, сегодня в Японии в сфере правовой защиты потребителей действуют 50 одобренных парламентом общенациональных законов, десятки указов и распоряжений, принятых органами местного самоуправления. В Канаде в каждой провинции действуют по 5–6 местных законов в защиту потребителей, т. е. в общей сложности их почти сотня, плюс ко всему, существует еще почти столько же федеральных. В Австрии действуют около 200 законов, в США — 150, в Германии — примерно 80 законов, а также более 300 правительственных постановлений (причем существуют законы так называемого «прямого действия», которые касаются хлеба, вина, молока, рыбы и др.). Дополняя друг друга, эти законы охватывают все сферы жизнедеятельности человека как потребителя. Удивляет, кстати, оперативность разработки законов по защите прав потребителей: всего три месяца понадобилось французам для того, чтобы отработать и утвердить закон о запрещении продажи товаров с сопроводительной информацией на иностранном языке.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Нормативную базу защиты прав потребителей развитых стран составляют:
а) нормы гражданского законодательства, регулирующие хозяйственный оборот, в составе которых имеются специальные нормы, которые применяются при защите прав потребителей;
б) нормы административного законодательства, регламентирующие отдельные стороны коммерческой деятельности (установление цен, контроль за качеством продукции, рекламным бизнесом и т. д.);
в) нормы гражданского и административного законодательства, регламентирующие допустимые формы и методы конкуренции.
В целом, в системе законодательства по защите прав потребителей можно выделить девять основных групп законов.
Первая группа — наиболее многочисленная — регламентирует вопросы предотвращения физического и материального ущерба потребителям. В США, например, к этой группе законов относятся закон о безопасности потребительских товаров (1972 год), закон о качестве продуктов, косметических средств и медицинских препаратов (1906, 1938, 1976 годы), закон о гарантиях на потребительские товары и улучшении деятельности Федеральной торговой комиссии (1975–1976 годы), закон о контроле за мясными продуктами (1906 год), закон о совершенствовании штрафов (1984, 1987 годы) и др. В Японии — закон о безопасности потребительских товаров (1973 год). В Германии — закон об обеспечении безопасности технических средств (1968 год), закон о продовольственных продуктах и товарах массового потребления (1974 год). Во Франции — законы о фальсификациях и подлогах в сфере товаров и услуг (1905 год) и о безопасности потребителей (1983 год). В Англии — законы о продуктах питания (1984 год) и о безопасности потребительских товаров (1978, 1988 годы). В Австрии — закон об ответственности за качество продукции (1988 год) и др.
Ко второй группе относятся законы о мерах и весах. Например, закон о весах и мерах, принятый в 1978 году в Англии, закон об измерении и закон о единицах измерения и о проверке, принятые в 1985 году в Германии, японский закон о мерах и весах, принятый в 1985 году, закон о метрологической системе, принятый в 1986 году в США и т. д.
Третью группу составляют законы о стандартизации, сертификации и маркировке, которые требуют от производителей обеспечения соответствия продуктов питания и товаров широкого потребления национальным и международным стандартам, наличия этикеток и других информационных материалов о товаре, а также содержат штрафные санкции, касающиеся недоброкачественной рекламы. В США, скажем, существует закон о каталогизации и стандартизации (1954 год), закон о достоверности рекламных методов и информационных этикеток (1966 год), закон о защите детей и обеспечении безопасности игрушек (1969 год), а также законы о добросовестной упаковке и маркировке товаров, об обязательном указании на этикетках информации о питательных свойствах продуктов (1990 год). В Японии одобрен закон о промышленной стандартизации (1949, 1980 годы). Во Франции — закон, регулирующий торговые отношения и запрещающий недоброкачественную рекламу. В Англии — закон о характеристике (описании) продукции (1968 год) и закон о неверном описании товара (1967 год) и т. д.
Четвертая группа — это законы, предусматривающие недопустимость ограничения конкуренции, примером которых может служить французский закон о свободной конкуренции (1986 год), австрийский закон о недопустимых приемах конкуренции и др.
Пятая группа законов предусматривает комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление позиций потребителей в их деловых отношениях с производителями, поставщиками и продавцами. В этом плане показательны английские законы о ценах (1974 год), о незаказанных товарах и услугах (1971 год), о несправедливых договорных условиях (1977 год), о купле-продаже товаров (1893–1979 годы); французский закон об ответственности продавца за поставку недоброкачественных товаров (1978 год), немецкий закон о правовом регулировании общих условий договоров (1976 год) и т. д.
В законах шестой группы мы находим статьи о мероприятиях по повышению уровня информированности потребителей. Специальный закон об охране прав и информации потребителей существует, например, во Франции, Японии и многих других странах
Седьмая группа законов определяет процедуру регулирования подачи жалоб потребителей, а также предусматривает создание сети консультативных пунктов при министерствах, специализированных консюмерских учреждениях, регламентирует процедуру признания права за профсоюзными и консюмерскими организациями выступать истцами в суде от имени потребителей. Подобное законодательство действует сегодня в Германии (закон от 9 декабря 1976 года), Франции (закон от 27 декабря 1973 года), Швеции (законы 1974 года) и многих других цивилизованных странах.
Восьмая группа законов касается правового регулирования охраны окружающей среды, что особенно актуально в современной политике, устанавливающей связи между моделями потребления и экологией. Так, в США закон о государственной политике в сфере охраны окружающей среды (1969 год) и закон о контроле над уровнем шума (1972 год) предусматривают необходимость обстоятельного экологического обоснования любого проекта. Принятые в 1990–1994 годах поправки сделали еще более требовательными законы о чистоте воздуха и качестве питьевой воды (например, штраф за загрязнение воздуха промышленными источниками составляет 100 тыс. долларов). В Германии в 1972 году был принят закон, устанавливающий порядок сбора, транспортировки и складирования мусора, общие правила поведения с отходами, вторичного использования упаковочных материалов и т. д., в 1974 году был утвержден закон об охране окружающей среды. В Японии общие принципы и цели деятельности государственных органов в сфере защиты природы закреплены в Основном Законе о борьбе с загрязнением окружающей среды (1967 год).
Девятая группа законов — это универсальные законы всесторонней защиты потребителя как физического или юридического лица. Подобные законы существуют во многих странах — Англии (1961, 1971, 1987 годы), Северной Ирландии (1965 год), Филиппинах (1992 год), Японии (1968 год) и др.
Украина первой среди бывших республик СССР в мае 1991 года утвердила аналогичный Закон — «О защите прав потребителей» (15 декабря 1993 года была принята его новая редакция). Сегодня нормативно-правовая база консюмеризма на Украине, кроме вышеназванного Закона «О защите прав потребителей», насчитывает более 30 законов и подзаконных нормативных актов. Прежде всего права потребителей защищает Конституция Украины (статья 42), в стране создана система государственных и общественных консюмерских организаций.
Однако начало осуществления консюмерской политики вовсе не означает, что проблема обеспечения и защиты прав потребителей на Украине окончательно разрешена. Прежде всего существует необходимость в усовершенствовании действующего законодательства, регулирующего отношения в данной сфере, что является постоянной и главной задачей правового государства.
ИВАНЕНКО Лариса Николаевна — кандидат юридических наук (Киевский национальный торгово-экономический университет),
ЯЗВИНСКАЯ Елена Николаевна — кандидат исторических наук, доцент
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…