2 марта Президент наложил вето на Таможенный Кодекс. Глава государства указал, что он не может подписать этот документ в таком виде, поскольку ряд его положений противоречит Конституции и законам Украины.
Во-первых, сработала связка Таможенный — Гражданский кодексы. Дело в том, что отдельные положения Таможенного кодекса содержат ссылки на нормы ГК, в частности, в вопросах интеллектуальной собственности. ГК УССР такие отношения не регулирует, а новый ГК Украины неизвестно когда будет принят. На практике это означает, что выполнение отдельных положений Таможенного кодекса оказывается под существенной угрозой.
Также Президент не доволен тем, что в Таможенный кодекс вошли некоторые статьи, главы и разделы, которые не являются предметом его регулирования и должны определяться исключительно налоговым законодательством. Это вопросы освобождения таможенных органов от уплаты государственной пошлины, регулирование взыскания таможенной пошлины с товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, а также таможенного тарифа Украины.
Положениями ряда статей ТК на таможенные органы возлагается регулирование начисления, взимание и контроль за уплатой налогов и сборов во время перемещения товаров через таможенную границу Украины. А статьей 335 предусмотрена отсрочка и рассрочка налогов и сборов руководителем таможенного органа. Это положение не соответствует статье 50 Бюд-жетного кодекса Украины, согласно которой такими полномочиями наделено только Министерство финансов Украины. Данное, а также некоторые другие налоговые права, не присущие таможенным органам, Президент предлагает исключить из ТК.
ВСЕ ЗАБРАТЬ И НЕ ДЕЛИТЬ…
Президент указывает на недостаток статьи 366 ТК, которая не определяет сроков наложения взыскания в виде конфискации товаров — непосредственных предметов нарушения таможенных правил. Данный недосмотр законодателя — нарушение положений статьи 41 Конституции Украины. Поэтому Президент предлагает решить этот вопрос до смешного просто — конфисковать товары независимо от времени совершения или обнаружения нарушения таможенных правил. Мягко говоря, надрать бы уши тому юристу, который посоветовал Президенту ввести в Кодекс это положение. Советуем такому юристу почитать акты Конституционного суда РФ и обратить внимание на негативное отношение этого мудрого и уважаемого органа к неограниченным временем санкциям, об их антиконституционном характере.
Нормы статей 420-426 определяют порядок истребования, изъятия товаров и документов, таможенного обследования, проведение осмотра, истребование информации. При этом не учитываются положения статьи 30 Конституции Украины относительно гарантии неприкосновенности жилья. Также немало претензий Президент предъявляет к терминологическим недостаткам Кодекса, его несогласованности с другими законами Украины.
БИТВА ЗА ФЛАГИ
Вето содержит и чисто формальные претензии. Так, Леонид Кучма не хочет оставлять парламенту полномочия утверждать описания флага таможенных органов, специализированных таможенных учреждений и организаций, других отличительных знаков таможни.
Наиболее существенные замечания сводятся к тому, что Президент не доволен своим отстранением от управления и контроля за деятельностью таможенных органов, устранением от участия в назначении руководства таможенной службы. Это, в принципе, и предопределило судьбу ТК.
В целом же юристы Президента Украины, за исключением некоторых досадных моментов, потрудились на славу. По крайней мере, нельзя допустить, чтобы подмеченные ими недостатки были претворены в жизнь. Теперь дело — за парламентариями.
© Юридическая практика, 1997-2021. Все права защищены
Пожалуйста, подождите…