Генеральный партнер 2021 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №33 (243) » Саморегулируемые организации регулируются по-разному

Саморегулируемые организации регулируются по-разному

На Украине еще не сформировано четкое понимание роли и предназначения саморегулируемых организаций

Как ни крути, но на сегодняшний день на Украине существует скорее местный базарчик, чем рынок ценных бумаг, как его понимают в развитых государствах. Но на пути в Европейское сообщество создание эффективного правового механизма регулирования рынка ценных бумаг является одной из ключевых задач современного украинского общества. Именно поэтому, в настоящее время, довольно актуальными являются проблемы, связанные с функционированием на рынке ценных бумаг саморегулируемых организаций, чье влияние и роль в развитии рынка ценных бумаг достаточно велики. Многочисленные дискуссии о формах и методах регулирования рынка ценных бумаг и их соответствии реальным потребностям рынка ценных бумаг и его участников свидетельствуют о том, что на украинском рынке ценных бумаг потенциал саморегулируемых организаций (СРО) до сих пор так и не реализовался. Более того, в сфере регулирования рынка ценных бумаг накопилось множество проблем, которые отрицательно влияют на эффективность операций на рынке и не вызывают доверия к украинским ценным бумагам со стороны инвесторов.

ДОКАЗАНО ВРЕМЕНЕМ

История создания саморегулируемых организаций берет свое начало в Америке. Именно в этой стране в 1792 году, стремясь к установлению ответственности и доверия на рынке ценных бумаг, 24 брокера подписали соглашение о едином уровне комиссионных и предоставлении друг другу льгот во время переговоров, связанных с продажей ценных бумаг. Государственные рычаги управления и контроля над профессиональными участниками рынка ценных бумаг появились гораздо позже — в начале XX века. Поэтому, на сегодняшний день необходимость существования саморегулируемых организаций как одного из важнейших регуляторов рынка ценных бумаг не ставится под сомнение.

На Украине понятие саморегулируемой организации впервые появилось в октябре 1996 года после принятия Закона Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг», на основании которого через два месяца ГКЦБФР было утверждено Положение о саморегулируемой организации рынка ценных бумаг (новая редакция утверждена решением ГКЦБФР № 45 от 11 ноября 1997 года). Следует отметить, что к тому времени на Украине было организовано уже около десятка организаций, объединяющих профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Тем не менее, количество (десять СРО для одного небольшого государства!) так и не смогло приблизиться к качеству и хорошему результату их работы, несмотря на то, что такие же организации на Западе вполне успешно справляются со своей ролью регулятора на РЦБ. И хотя, как показывает опыт, универсальной и стандартной модели организации деятельности СРО, распределения полномочий между государством, СРО и участниками рынка не существует, а каждое государство идет своим путем в деле создания СРО, на Украине понимают — та модель функционирования СРО, которая сегодня существует, возможно, и удовлетворяет часть профессиональных участников РЦБ, но не удовлетворяет РЦБ в целом. А решение этих проблем нужно искать, прежде всего, в законодательстве.

ПОРА ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С ПОНЯТИЯМИ

Закон Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг» определяет СРО как добровольное объединение профессиональных участников РЦБ, которое не преследует получения прибыли, и создано с целью защиты интересов своих членов, интересов владельцев ценных бумаг и других участников РЦБ. Таким образом, первый признак СРО — добровольность — на деле оказывается забытым словом в законе. В соответствии со статьей 4 этого же закона (!), выясняется, что профессиональная деятельность на РЦБ осуществляется юридическими и физическими лицами не только на основании лицензий, но, все-таки, при условии участия, по меньшей мере, в одной саморегулируемой организации. Получается, что добровольность проявляется только в выборе СРО, а не, собственно, в возможности ее членства.

Если рассуждать шире, то можно обнаружить не только внутреннее противоречие закона, но и его противоречие Конституции Украины. В соответствии со статьей 36 Конституции, граждане Украины имеют право на свободу объединения в общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения экономических, социальных и других (профессиональных) интересов, за исключением ограничений, установленных законом в интересах национальной безопасности и общественного порядка. Все же представляется, что деятельность профессиональных участников РЦБ (физических лиц) не влияет на создание угрозы национальной безопасности, тем не менее, их конституционные права нарушаются.

Однако обратимся к еще одному определению СРО, закрепленному Законом Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг», в соответствии с которым под СРО понимаются неприбыльные объединения финансовых учреждений, созданные с целью защиты интересов своих членов и других участников рынков финансовых услуг. Изюминка понимания СРО настоящим законом заключается в том, что саморегулируемым организациям соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование рынков финансовых услуг, делегируются полномочия относительно разработки и внедрения правил поведения на рынках финансовых услуг и/или сертификации специалистов рынка финансовых услуг. Это означает, что соответствующий государственный орган существенно поступится своими полномочиями для их более эффективной реализации СРО.

ОДНА ОРГАНИЗАЦИЯ НА КАЖДЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее время в Верховном Совете находится законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг», переданный на рассмотрение еще в октябре прошлого года. Законопроект по объему довольно небольшой, а по содержанию — революционный, так как в нем закладывается совершенно иная концепция функционирования СРО на Украине. В указанном проекте СРО определена как неприбыльное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, созданное в соответствии с критериями и требованиями, установленными ГКЦБФР и согласованными с Антимонопольным комитетом, по принципу — одна саморегулируемая организация по каждому виду профессиональной деятельности на РЦБ.

Исходя из того, что Закон «О государственном регулировании рынка ценных бумаг» устанавливает семь видов профессиональной деятельности, следует, что СРО будет тоже семь. Пока еще не совсем ясно, насколько эта мера эффективна (видимо, поэтому законопроект еще не принят). С одной стороны, требование о создании одной СРО на один вид деятельности обосновывается необходимостью унификации правил в определенном виде профессиональной деятельности, усилением контроля над участниками, которые осуществляют такую деятельность и т.д. Но с другой стороны, практически, ни одно государство не знает количественных ограничений СРО, так как формирование саморегулируемых организаций — это эволюционный процесс, это результат честной конкуренции!

* * *

Так или иначе, но с момента вступления в силу Закона «О государственном регулировании рынка ценных бумаг», СРО еще не решили главной задачи, возложенной на них законом: не были приняты полноценные стандарты профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и, как следствие, не был обеспечен контроль над их соблюдением. До тех пор, пока законодательством не будет создан эффективный механизм взаимодействия и функционирования регулирующих РЦБ органов, мы так и будем продолжать трудиться не на рынке ценных бумаг, а на стихийном базарчике, где каждый продает и покупает по своим правилам.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

VOX POPULI

Сколько еще времени будет длиться судебная реформа?

Государственная практика

Украинская таможня признала молдавских нотариусов

Новые сайты как признак открытости

Отвод судьи. Вариации на тему

Деловая практика

Саморегулируемые организации регулируются по-разному

Собственный кодекс для акционерного общества

Законодательная практика

Конституционный Суд взялся за реформу судебных процедур

Новый передел

Черновецкий против Кабмина

Зарубежная практика

15 млн долларов украдены после трагедии 11 сентября 2001 года

Решения Европейского Суда — наука для Украины

Порядок обращения о помиловании законен

Генерал Олейник амнистирован

«Microsoft» выполняет свои обязательства

Борьба с правительством через интернет

Новости профессии

Иск радио «Континент» частично удовлетворен

Сместить Президента с поста — дело непростое

Подписан Указ «О мерах по развитию ипотечного рынка на Украине»

Президент равняется на ВТО

Подозреваемые в причастности к львовской авиакатастрофе арестованы

Прецеденты

Умышленное убийство

Признание права на справедливый суд и мирное владение имуществом

Судебная практика

Непокорные децибелы

«Такі Справи» судится с налоговиками

Тема номера

Отныне «аспирин» принадлежит «Байер АГ»

Общеизвестный товарный знак

Юридический форум

У женщин есть интуиция, а у мужчин галстук

Рогатый Рим

Премии за… глупость?

Международный арбитраж состоялся

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: