Еще в 1996 году Конституция Украины закрепила право коммунальной собственности, в том числе — на землю. Однако, вплоть до принятия в 2001 году нового Земельного кодекса, словосочетание «земли коммунальной собственности» звучало эфемерно. Подавляющее большинство населения, в том числе и юристы, до 2001 года не знали, что же это за земли, и как с ними быть.
Согласно Земельному кодексу, в коммунальной собственности пребывают все земли в пределах населенных пунктов, кроме земель частной и государственной собственности, а также земельные участки за их пределами, на которых находятся объекты коммунальной собственности. Все остальные земли, согласно статье 84 Кодекса, находятся в собственности государства. Однако, это только на бумаге, de facto земли в пределах населенных пунктов до сих пор не переданы из государственной собственности в коммунальную.
1 августа с.г. Кабинет Министров Украины предпринял попытку разрешить ситуацию с «ничейными» землями. В силу предписаний Переходных положений Земельного кодекса, кабмин утвердил «Временный порядок размежевания земель права государственной и коммунальной собственности». Согласно этому документу, размежевание земель права государственной и коммунальной собственности будет состоять в осуществлении организационных и правовых мероприятий по определению и передаче земельных участков из государственной собственности в коммунальную.
Теперь местные советы и местные государственные администрации должны принять совместные решения о размежевании земель права государственной и коммунальной собственности в границах населенных пунктов и вне этих границ. После чего в дело вступят органы Государственного комитета по земельным ресурсам. Этому же комитету предстоит утвердить инструкцию по формированию земельных участков во время размежевания земель права государственной и коммунальной собственности.
Хотелось бы обратить внимание на практическую сторону описанного выше процесса. «Временный порядок…» определяет, какие конкретно земли передать из государственной собственности в коммунальную. Этому процессу подвергнутся земли общего пользования в населенных пунктах (площади, улицы, пляжи, городские сады, парки, и т.п.), земли под жилой застройкой, земли под объектами социально-культурного назначения, земельные участки промышленных предприятий коммунальной и частной формы собственности и пр. В результате раздела земель местные советы получат весьма солидный «куш» государственной собственности, включая плату за аренду земли, а также средства, полученные от приватизации земель. Уже сейчас понятно, что местные советы будут изо всех сил стараться ускорить процесс перехода земель в их руки, а государственным администрациям будет дана разнарядка оставить в собственности державы максимально возможную часть.
Если учесть, что размежевание земель осуществляется в «пределах административно-территориальных образований», то становятся понятными потуги больших населенных пунктов, направленные на искусственное увеличение собственной территории за счет близлежащих районов, сел и пустырей. Особенно в этом деле поднаторели власти Киева, выказывающие желание взять «шефство» над громаднейшими территориями, никогда не имевшими отношения к столице. Как оказалось, присоединение новых территорий к большим городам объясняется по-житейски просто — желанием разбогатеть.
© Юридическая практика, 1997-2021. Все права защищены
Пожалуйста, подождите…