Реклама, вывеска или табличка? — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №35 (557) » Реклама, вывеска или табличка?

Реклама, вывеска или табличка?

После внесения 18 марта 2008 года последних изменений в Закон Украины «О рекламе» от 3 июля 1996 года (Закон) предприниматели, имеющие отношение к размещению внешней рекламы на улицах Киева, обратили особое внимание на некоторые из этих изменений, расценивая их как нововведения, изменяющие или улучшающие их отношения с властью города в сфере размещения внешней рекламы.

Речь идет о статье 9 Закона (идентификация рекламы), в соответствии с которой законодатель отдельно выделил вывески и таблички как объекты, не считающиеся рекламой.

Сразу хочется обратить внимание на то, что это вовсе не новость. Так, в соответствии со статьей 16 Закона в Киеве действует Порядок размещения внешней рекламы в г. Киеве, утвержденный распоряжением Киевской городской госадминистрации № 1100 от 23 августа 2007 года (Порядок). Этот Порядок, как, собственно, и предыдущий, уже четко регламентирует отдельно размещение рекламных средств и размещение вывесок или табличек.

Согласно части 7 пункта 1.3 Порядка, вывеска или табличка — информация о зарегистрированном наименовании лица, знаках для товаров и услуг, принадлежащих этому лицу, профиле его деятельности (если это не следует из зарегистрированного наименования лица), о времени работы, — размещенные на внутренней поверхности (в витрине) собственного или арендованного лицом помещения, на внешней поверхности дома или сооружения, не выше первого этажа или на этаже, где находится собственное или арендованное лицом помещение, возле входа в такое помещение.

Закон, в части 6 статьи 9, определил такое же понятие вывесок или табличек, указав, что вывеска или табличка с информацией о зарегистрированном наименовании лица, знаках для товаров и услуг, принадлежащих этому лицу, виде его деятельности (если это не следует из зарегистрированного наименования лица), времени работы, расположенная на внутренней поверхности собственного или предоставленного в пользование лицу помещения, на внешней поверхности дома или сооружения не выше первого этажа или на этаже, где находится собственное или предоставленное в пользование лицу помещение, возле входа в такое помещение, не считается рекламой.

Правовой режим размещения объектов, с помощью которых происходит донесение информации до потребителей, может быть разным. Он зависит от типа этих объектов: рекламные средства (средства, используемые для доведения рекламы до потребителя, статья 1 Закона), объекты в виде табличек, вывесок, информационных указателей органов власти, а также объекты благо­устройства города, которые регулируются совсем иными нормативно-правовыми актами, в частности Законом Украины «О благоустройстве населенных пунктов».

Учитывая то, что чаще всего на практике возникает много вопросов относительно порядка размещения рекламных средств и информационных вывесок или табличек, необходимо определить разницу между ними. Таким образом, для того чтобы определиться с правовым режимом размещения вывесок, табличек или рекламных средств, необходимо четко идентифицировать это средство и информацию, которую оно должно донести до потребителя.

Для этого необходимо отличать рекламу от другой информации, размещенной на внешнем носителе. В соответствии со статьей 1 Закона реклама — информация о лице или товаре, которая распространена в любой форме и любым способом и должна информировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно такого лица и товара.

Однако для того чтобы утверждать, что данная информация является рекламой, необходимо, чтобы она отвечала ее признакам по следующим показателям: содержательный (что размещено) и внешний (на чем размещено). Принадлежность к одному из них и отсутствие другого может привести к неправильным выводам относительно идентификации такой информации. Так, если средство содержит информацию о зарегистрированном наименовании лица, оно, в зависимости от внешних признаков, может быть идентифицировано и как рекламное средство, и как вывеска.

Эту зависимость попробуем отобразить в табличной форме (см. таблицу 1).

Как видно из таблицы 1, действующее законодательство достаточно четко регламентирует содержательные и внешние показатели рекламных средств, чего не скажешь о вывесках и табличках. Понятие вывески включает в себя, согласно существующим нормам, только содержательный показатель. А вот что касается внешнего показателя, то на практике чаще используется принцип «от обратного», то есть если тип носителя информации подпадает под определение рекламной конструкции, то его идентифицируют как рекламу, а не вывес­ку. И в этом, по-моему, есть смысл.

Так, согласно Толковому словарю С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, «вывес­ка — пластина с надписью или рисунком, сообщающими о названии учреждения, о роде его деятельности». То есть исторически сложилось так, что вывеска рассматривается как некоторое не очень объемное, небольшое, плоское средство носителя информации, которое размещается рядом с местонахождением того или иного товара или лица.

Однако, учитывая то, что в законодательстве этот вопрос не нашел своего отображения, справедливо, что предприниматели, в случае возникновения желания разместить информацию, которая носит характер вывески, в виде, например, объемно-пространственной конструкции, столкнутся с проблемой получения разрешения на размещение рекламы. Это следствие того, что понятие рекламных конструкций четко регламентировано на законодательном уровне, а объемно-пространственная конструкция является рекламной по определению вне зависимости от информации, которую она несет. Во избежание такого рода «казусов», желательно подумать об этой проблеме заранее, а именно в процессе составления и согласования проектной документации.

Общеизвестно, что любой субъект предпринимательской деятельности, пла­нирующий осуществление своей деятельности в отдельном помещении, очень час­то занимается либо строительством такого помещения (новое строение), либо реконструкцией или капитальным ремонтом уже существующего. При этом, в соответствии с законодательством, согласование строительства и утверждение его отдельной составляющей в виде фасада (паспорта фасада) является обязательной процедурой. Необходимо иметь в виду, что если соответствующее управление градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды в процессе согласования внешнего вида фасада согласует вывеску в любом ее виде как конструктивный элемент и неотъемлемую часть фасада, то получение какого-либо дополнительного документа (паспорта вывески или разрешения на размещение внешней рекламы) не потребуется.

ЕРЫГИНА Юлия — начальник юридического отдела коммунального предприятия исполнительного органа Киевского городского совета (КГГА) «Киевреклама», г. Киев

Информация, размещаемая на внешнем носителе (содержательный показатель) Признаки внешнего носителя, на котором размещается информация (внешний показатель) Документ, подтверждающий право на размещение внешнего носителя информации
Рекламное средство

— Информация о лице или товаре, размещенная с целью получения прибыли (исходя из того, что лицо-рекламодатель — это в любом случае юридическое лицо или СПД, созданные с целью получения прибыли). Эта информация может быть и в виде зарегистрированного наименования лица, и в виде знаков для товаров и услуг, принадлежащих как лицу-рекламодателю, так и другому лицу;

— информация о лице, размещенная с целью поддержания осведомленности потребителей относительно такого лица независимо от цели получения прибыли (рекламодателями могут быть как лица, созданные для получения прибыли, так и общественные объединения и организации без этой цели);

— информация, направленная на достижение общественно полезных целей, популяризацию общечеловеческих ценностей и распространение которой не имеет целью получение прибыли (социальная реклама)

Любые специальные временные или стационарные конструкции любого из установленных законодательством типов или размеров (пункт 14.2 Порядка содержит их классификационный перечень, в соответствии с которым это могут быть: билл-борды, ситилайты, объемно-пространственные рекламные конструкции, транспаранты-перетяжки, троллы и др.), размещенные на любой открытой местности (в пределах, установленных законодательством), в том числе в месте размещения лица, которое является рекламодателем

Разрешение на размещение объекта внешней рекламы.

(Согласно Порядку, его предоставляет Главное управление по вопросам рекламы исполнительного органа Киевского городского совета (КГГА).) Предоставляется бесплатно с соблюдением требований и правил, установленных Порядком.

В случае размещения рекламного средства на объекте недвижимости, принадлежащем к коммунальной собственности, или полномочия относительно распоряжения которым осуществляют органы местного самоуправления, необходимо обязательно заключить договор на право временного пользования местом для размещения рекламного средства (договор является оплатным в соответствии с установленными местной властью тарифами).

В случае размещения объекта внешней рекламы на иной, чем коммунальная, собственности, заключение такого договора осуществляется по договоренности сторон

Вывеска

— Информация о зарегистрированном наименовании лица (лица-рекламодателя, независимо от цели его деятельности);

— информация о знаках для товаров и услуг, принадлежащих лицу-рекламодателю;

— информация о виде деятельности лица-рекламодателя, но только в случае, если это не следует из зарегистрированного наименования лица;

— информация о времени работы лица-рекламодателя.

Вся информация должна принадлежать рекламодателю (а не какому-либо иному лицу) и не содержать торговых марок, названий, товарных знаков и знаков обслуживания других предприятий

Средство в виде вывески должно быть размещено следующим образом:

— на внешней поверхности дома или сооружения не выше первого этажа или

— на этаже, где находится собственное или предоставленное в пользование лицу помещение, возле входа в такое помещение.

Точного определения вывески законодательство не содержит, но вывеска не может быть больше 36 кв. м, иметь нетипичную, нестандартную конструкцию и размещаться на крыше (это в соответствии с Порядком является определением сложных рекламных средств), а также не может относиться к рекламным конструкциям согласно пункту 14.2 Порядка (билл-борды, ситилайты и др.)

Размещение вывески должно быть предусмотрено проектной документацией здания, на котором размещена эта вывеска (или утверждено отдельно в паспорте фасада дома), в случае, если это не предусмотрено проектной документацией, необходимо оформить паспорт информационной вывески (согласно пункту 14.7 Порядка).

Заключение договора на право временного пользования местом в данном случае не требуется

Табличка или информация в витрине

— Информация о зарегистрированном наименовании лица (лица-рекламодателя, независимо от цели его деятельности);

— информация о знаках для товаров и услуг, принадлежащих лицу-рекламодателю;

— информация о виде деятельности лица-рекламодателя, но только в случае, если это не следует из зарегистрированного наименования лица;

— информация о времени работы лица-рекламодателя.

Вся информация должна принадлежать рекламодателю (а не какому-либо иному лицу) и не содержать торговых марок, названий, товарных знаков и знаков обслуживания других предприятий

Информационная табличка должна размещаться:

— возле входа в помещение или на двери, или на стекле витрины;

— площадь такой таблички не должна превышать 1 кв. м (согласно пункту 14.8 Порядка)

Размещение информационных табличек и информации в витрине не требует оформления каких-либо разрешений и паспортов

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Единая Украина vs. мировые вызовы

Подсудность: какой суд административнее?

Законодательная практика

Очень ценная централизация

Зарубежная практика

Трансграничное Интернет-регулирование

Грань между бизнесом и произволом

Иностранности

Шведскую медсестру могут судить за фотографии операции

В Техасе учителям разрешили брать оружие на уроки

В Италии запрещают строить замки из песка и кормить голубей

Кадровые новости

В юрслужбе ООО «УкрАвтоЗАЗ-Сервис» — новый сотрудник

Новая руководящая должность на телеканале «1+1»

Неделя права

Заслуженные правоохранители

Госрегистрация в Порядке?

Кристальная прозрачность власти

Новые члены Комиссии

Свобода слова теперь будет… реже

Новости делового мира

Об уменьшении рисков банков по операциям с ценными бумагами

Предоставление заключения о том, что товар не производится на Украине

Об изменениях осуществления операций с банковскими металлами

О новых Правилах продажи товаров почтой

Новости законотворчества

Меры по усовершенствованию администрирования НДС

Госконтроль за должностными лицами предлагают усилить

Правительство за упрощение процедуры обращений граждан в органы власти

Новости из зала суда

Суд признал Жидачевский бумажный комбинат банкротом

ВХСУ вернул на повторное рассмотрение дело о возврате в госсобственность 68% ЗАлКа

Шевченковская РГА г. Киева подала кассацию в ВХСУ

Новости из-за рубежа

Facebook ответит в суде за рекламную слежку

Сайт выплатит компенсацию фотографу

Акционеры «Вымпелкома» отсудили у Telenor 2,8 млрд долларов США

Сотрудница спортклуба выплатит компенсацию некурящему посетителю

Новости профессии

Конституционный Суд Украины начал работать после отпусков

Комиссия АМКУ отправилась в зону стихийного бедствия

Игорь Дрижчаный назначен членом набсовета компании «Нест»

В Минюсте обсудили сотрудничество с представителями Программы развития ООН

Новости юридических фирм

Baker & McKenzie консультирует по вопросам продажи недвижимости

Salans участвовала в конференции, посвященной синдицированному кредитованию

ПГ «Павленко и Побережнюк» сопровождала продажу острова

ЮФ «Саенко Харенко» консультирует Mriya Group по вопросам частного размещения акций

Реестр событий

Президент раздал награды

Председатель КСУ информирует!

Угадай, где чей продукт?

Служебная лестница

НАЗНАЧЕНИЯ

Слушается в суде

Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины рассмотрит следующие дела

Судебные дела недели

ВСУ отказал в удовлетворении кассационной жалобы ООО «Три-Денс»

Государственный комитет Украины по государственному материальному резерву отстоял свои интересы

Кассационная жалоба Государственного инновационного финансово-кредитного учреждения удовлетворена

Судебные решения

Об аспектах заключения договора с держателем реестра собственников именных ценных бумаг

Об определении территории порта при спорах о взыскании портовых сборов

О порядке отчуждения акций

Тема номера

Принятие «акционерного» наследства

Частная практика

Новый юридический бренд

Президент наградил президента

Юридический форум

Долговое посредничество

Вечером на досуге...

Юрисконсульт

Реклама, вывеска или табличка?

Читай то, что написано!

Когда с экспедитора «взятки гладки»?

Международные перевозки автотранспортом

Інші новини

PRAVO.UA