Трудно предположить себе современную жизнь без Интернета. Он заменил нам не только привычные средства массовой информации, а и общение. Но, к сожалению, не всегда полученная из веб-ресурса информация действует на человека позитивно: сайты, пропагандирующие насилие или суицид, порнография, где в качестве актеров очень часто выступают дети, — все это никак не способствует защите моральных норм и часто служит предпосылкой к совершению преступлений.
Правительства многих стран уже начали поднимать вопрос о законодательном урегулировании деятельности интернет-провайдеров, а также о принципах пользования Интернетом и распространения информации. Среди таких стран Россия, Беларусь и Великобритания.
В начале 2008 года на заседании Комиссии Совета Российской Федерации по информационной политике был рассмотрен проект Закона «Об Интернете», который так и не превратился в закон. Данный закон должен был регулировать свободный доступ к Интернету как к источнику просвещения и науки. Одновременно говорилось и о том, что государство принимает законодательные меры в целях противодействия использованию Интернета в преступных целях, устанавливая обязанность операторов услуг Интернета хранить информацию о пользователях и об оказанных им услугах не менее 6 месяцев и предоставлять данные сведения только по запросу судебных или правоохранительных органов. Довольно интересным в законопроекте является также определение субъектов регулируемых правоотношений, коими наряду с государством пользователями Интернета, то есть юридическими и физическими лицами, упомянуты также «саморегулируемые организации», о предназначении которых остается лишь догадываться.
Еще дальше в этом вопросе зашла Беларусь. Там был принят Закон «О средствах массовой информации», который вступит в силу уже в феврале 2009 года и существенно ограничит работу электронных СМИ. Данным законом вводится регистрация «СМИ, распространяемых через глобальную компьютерную сеть Интернет», при этом регистрация и деятельность СМИ будут регулироваться не законами, а постановлениями Совета министров Беларуси, а деятельность незарегистрированных интернет-СМИ будет прекращена. Заметим, что система выявления незарегистрированных сайтов, а также список правонарушений в этой сфере прописаны в законе общими фразами, что само собой может стать поводом для не вполне законных, коррумпированных действий со стороны государственных органов.
Великобритания подошла к вопросу законодательного регулирования Интернета довольно щепетильно, сделав при разработке законопроекта особый акцент на пагубном влиянии Интернета на детей. Так, на заседании Комитета по вопросам культуры, масс-медиа и спорта — непосредственного разработчика законопроекта — профессор Ливингстон, эксперт-психолог, предоставил классификацию интернет-рисков для детей.
Первая группа рисков называется «анкетной»: часто для доступа на сайт нужно пройти авторизацию, где человек должен оставить некоторую информацию о себе. Конечно, не обязательно заполнять все поля, а только отмеченные, как правило, это имя, прозвище (никнейм), возраст и e-mail. Но дети очень часто заполняют все поля, таким образом, предоставляя информацию о том, где живут, учатся, кем работают родители, сколько зарабатывают и т.д. Для профессиональных преступников не составит большого труда вскрыть подобные анкеты (profiles), а затем использовать полученную информацию в преступных целях.
Другая группа интернет-рисков носит название «кибер-издевательство»: дети в школе специально избивают новичка, запечатлев эту сцену на мобильную видеокамеру, а потом размещают снятое «шоу» в Интернете.
Ну и третья самая опасная группа риска — интернет-зависимость: общедоступные жестокие игры в компьютерных клубах уже стали «чумой XXI века».
Поэтому предлагается создать новый институт — Совет Великобритании по вопросам интернет-безопасности детей, а также on-line центр защиты детей.
К тому же ключевым моментом в борьбе с «жестоким» интернет-ресурсом станет саморегулирование, то есть правительство должно заинтересовать интернет-провайдеров таким образом, чтобы они сами проводили мониторинг сайтов и блокировали те, которые, по их мнению, могут негативно влиять на детей. Контроль за этим процессом будет возлагаться на вышеупомянутый Совет.
На сайтах будет вывешиваться знак, оповещающий о возрастной категории, на которую они рассчитаны. Для проверки посетителей достаточно будет ввести только имя, фамилию и точную дату рождения — после проверки этих данных доступ будет дозволен или запрещен. О «вредных» сайтах граждане смогут сообщать в on-line центр, после чего они будут заблокированы.
Но достаточными ли будут эти меры? Ведь всегда можно сменить адрес веб-сайта, например, с «www.___.uk» на «www.___com» и т.п. Еще одна проблема в том, что разыскать и наказать «электронных» злоумышленников практически невозможно. И, наконец, если заблокировать, к примеру, иностранный сайт, где пропагандируемая на нем информация вполне допустима и законодательно закреплена в этой стране, не будет ли такая мера расценена как нарушение авторских прав, дискриминация или нарушение права на свободное выражение взглядов? Поэтому необходимо решить этот вопрос детально сначала на международном уровне, а уже потом — на национальном.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…