Не вчитавшись внимательно в названия производителей соков, их несложно перепутать |
Не секрет, что удачная упаковка товара привлекает внимание не меньше качественного содержания. Стремясь защитить свои интересы, производители регистрируют соответствующую торговую марку и ревностно следят за соблюдением своих прав. Однако грань между простым использованием удачной идеи и копированием чужой торговой марки зачастую бывает весьма расплывчатой.
Очередной конфликт в этой сфере разгорелся между ОАО «Одесский консервный завод детского питания»,
100 % акций которого принадлежит компании «Витмарк-Украина», и ООО «Сандора». Объектом спора стала обновленная упаковка сока, выпускаемого ООО «Сандора» под торговой маркой «Николаевский соковый завод», в основу которой положен широко известный простой белый пакет.
Соки в белых упаковках Одесский консервный завод детского питания (ОКЗДП) начал выпускать еще в 2002 году. Тогда же было получено свидетельство на объемную торговую марку в виде простой белой упаковки с нанесенными на нее надписями и изображениями. Снижение затрат на упаковку позволило установить невысокую цену на продукт, и соки ОКЗДП быстро завоевали популярность у потребителя. Естественно, этот факт не остался незамеченным другими участниками рынка.
В январе 2004 года на рынок вышел продукт ООО «Сандора» в белой упаковке, похожей на упаковку соков ОКЗДП. Тогда компаниям удалось договориться, и цвет упаковки соков ООО «Сандора» был изменен на желтый. Тем не менее, уже в 2007 году «Сандора» снова пробует выпустить сок в белой упаковке, и снова компаниям удается решить дело полюбовно. Однако на этом история не закончилась.
10 июня 2008 года компания «Сандора» зарегистрировала две объемные торговые марки. Это все тот же белый пакет, на который нанесены тонкие желтые полоски. Помимо этого, на пакетах размещены изображения и надписи, выполненные цветом, ассоциирующимся с фруктами, из которых изготовлен сок. Юридически закрепив свое право на упаковку, компания приступила к выпуску продукции.
Однако, как и предыдущие два раза, ОКЗДП счел, что его права нарушены. Стремясь защитить свои интересы, завод подал в Хозяйственный суд г. Киева иск к Государственному департаменту интеллектуальной собственности, компании «Сандора» и дочернему предприятию «Николаевский соковый завод». (Отметим, что на данный момент ДП «Николаевский соковый завод» прекратило свое существование. Права на ТМ «Николаевский соковый завод» принадлежит компании «Сандора».) В иске ОКЗДП просит признать недействительными свидетельства на объемные торговые марки, выданные ООО «Сандора», а также запретить компании «Сандора» использовать в своей деятельности объемные обозначения, схожие с упаковкой соков ОКЗДП настолько, что их можно перепутать.
Свои исковые требования ОКЗДП обосновывает тем, что обновленные упаковки, зарегистрированные ООО «Сандора» в качестве торговых марок, похожи на упаковку соков ОКЗДП до степени смешения. Кроме этого, истец апеллирует к тому, что белый пакет с 2002 года стойко ассоциируется именно с продукцией одесского завода. По мнению истца, выпуск ООО «Сандора» соков в белой упаковке может ввести потребителя в заблуждение относительно производителя товара, а также нарушает права ОКЗДП на зарегистрированную торговую марку.
Отметим, что, согласно Закону Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг», не могут получить правовую защиту знаки для товаров и услуг, являющиеся обманчивыми или такими, которые могут ввести в заблуждение относительно товара, услуги или лица, которое производит товар. В письме Высшего хозяйственного суда Украины «О практике применения хозяйственными судами законодательства о защите прав на товары и услуги» отмечено, что к обозначениям, которые могут ввести в заблуждение относительно лица, производящего товар, относятся знаки, порождающие у потребителя ассоциации, связанные с конкретным производителем, которые не соответствуют действительности.
Как пояснил начальник юридического отдела ОКЗДП Алексей Лемещук, сок в белой упаковке воспринимается большинством потребителей как продукт ОКЗДП. Решение отстаивать свои права в суде вызвано, в первую очередь, стремлением защитить потребителей продукции завода, подчеркнул г-н Лемещук.
В свою очередь, в компании «Сандора» претензии ОКЗДП считают необоснованными. Комментируя сложившуюся ситуацию, руководитель юридического департамента компании Юлия Дидан отметила, что претензии ОКЗДП относительно использования похожей упаковки являются не только необоснованными, но и бессмысленными. Знак, зарегистрированный ОКЗДП, создан на основе бесцветной упаковки Tetra Pak, которая является общеизвестной, общедоступной и используется множеством компаний. В то же время надписи и изображения, нанесенные на упаковку соков, выходящих под торговой маркой «Николаевский соковый завод», абсолютно отличны от надписей и изображений на упаковках соков ОКЗДП, поэтому говорить о схожести до степени смешения нельзя.
Действия ОКЗДП направлены не на защиту нарушенных прав, а на борьбу с конкурентами, а пострадают от этого, в первую очередь, потребители, которых пытаются лишить качественных соков в нижней ценовой категории, подчеркнула г-жа Дидан.
Примечательно, что соки в белой упаковке выпускаются не только ОКЗДП и ООО «Сандора». Соки Береговского консервного завода, а так же соки Rich, выпускаемые компанией Coca-Cola, тоже имеют белую упаковку. Поэтому оценивать ситуацию можно двояко — и как защиту прав на торговую марку, и как борьбу с конкурентами.
ОКЗДП vs. «Виннифрут»
Отметим, что спор относительно белой упаковки соков Одесского консервного завода детского питания возникает не первый раз. В 2005 году ОАО «Виннифрут» начало производство соков в белой упаковке. Результатом этого маркетингового решения стал иск ОКЗДП к ОАО «Виннифрут» о защите прав на торговую марку. Судебные разбирательства между ОКЗДП и компанией «Виннифрут» длились достаточно долго. В итоге решением Хозяйственного суда г. Киева ОАО «Виннифрут» было запрещено использовать без разрешения ОКЗДП белую упаковку для соков, которая является схожей с принадлежащей ОКЗДП торговой маркой. Кроме того, суд обязал ОАО «Виннифрут» уничтожить уже произведенные пакеты для соков, схожие с упаковкой соков ОКЗДП.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…