Как известно, наша страна стремится в Европу. Но, чтобы воплощать в жизнь это стремление, надо много и упорно трудиться, развивать производство, налаживать партнерские отношения, привлекать инвестиции. Но каждый производитель, создавая свой продукт, думает о качественных, количественных показателях, выгодности контракта и, что немаловажно, о своевременной и сохранной доставке груза покупателю. Однако транспортировка грузов из страны в страну — процедура сложная и дорогая. Необходимо получать разрешения и допуски, соблюдать специальные правила и нормы международных соглашений, подчиняться национальным таможенным правилам и правилам перевозок грузов в каждой конкретной стране.
В связи с этим большинство производителей и грузовладельцев предпочитают иметь дело при организации доставки грузов с транспортно-экспедиторскими компаниями. Данный вид посредничества получил широкое распространение при транспортировке грузов различными видами транспорта в различных направлениях. И, наверное, не случайно этому виду хозяйственной деятельности посвящен специальный законодательный акт — Закон о транспортно-экспедиторской деятельности, а также глава 65 Гражданского кодекса Украины (ГК) и статья 316 Хозяйственного кодекса Украины.
Экспедитор по поручению и за счет клиента (грузовладельца) может организовать полный комплекс услуг, необходимых для осуществления перевозки грузов: и перевозчика добросовестного найдет, и документы оформит, и конвой обеспечит, и страхование груза. Главное, чтобы клиент был готов нести определенные расходы по мерам, необходимым для сохранности груза.
Но, к сожалению, многие клиенты считают, что для сохранности груза достаточно заключить договор с транспортным экспедитором (экспедитор), включить в него пункт о полной ответственности экспедитора за сохранность груза, и в случае непредвиденных обстоятельств этого будет достаточно, чтобы взыскать с экспедитора полную стоимость груза. В таком случае можно сэкономить на расходах по страхованию и конвойному сопровождению груза.
Однако такая позиция грузовладельца не совсем правильная. Экспедитор будет нести ответственность за утерю и повреждение груза, а также выступать на стороне грузовладельца в спорах с перевозчиком. Но есть такие обстоятельства, на которые даже самый добросовестный экспедитор повлиять не может и предотвратить их также не в состоянии. Имеется в виду не классический случай форс-мажора (стихийные природные явления или военные действия), речь идет о противоправных действиях неизвестных лиц, которые преступным путем могут завладеть грузом.
Приведем пример из судебной практики. В соответствии с договором, заключенным между клиентом и экспедитором, предприятие экспедитора взяло на себя обязательства по организации транспортно-экспедиторского обслуживания грузов клиента транспортными средствами, привлекаемыми экспедитором по заказам клиента.
На основании письменной заявки клиента предприятие экспедитора обеспечило подачу автомобиля перевозчика, отвечающего требованиям по выполнению международных перевозок, исправного в коммерческом и техническом состоянии, отвечающего санитарным требованиям, предъявляемым к автотранспорту, в согласованные обеими сторонами сроки. Указанный автомобиль был обеспечен всеми необходимыми документами для международной перевозки.
Автомобиль, загруженный продукцией клиента, прошел таможенное оформление и выехал для осуществления международной перевозки груза.
А дальше, как в самых худших прогнозах: на водителя, выполняющего перевозку груза, было осуществлено разбойное нападение неизвестными лицами. Нападавшие лица завладели автомобилем и грузом, который находился под таможенным контролем. Водитель перевозчика с тяжелыми травмами доставлен в больницу. По факту незаконного завладения автомобилем и перевозимым в нем грузом возбуждены уголовные дела.
Клиент, ссылаясь на пункты договора с экспедитором, которые предполагают организацию перевозки грузов в международном сообщении, возложил всю ответственность за сохранность груза на экспедитора и предъявил к нему иск о возмещении убытков в размере стоимости груза. Такую позицию клиента подтвердил и хозяйственный суд как первой, так и апелляционной инстанции, удовлетворив иск в полном объеме.
Однако такая позиция оказалась ошибочной. Постановлением Высшего хозяйственного суда Украины (ВХСУ) кассационная жалоба экспедитора была удовлетворена, отменены решения предыдущих судебных инстанций, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В постановлении отмечено, что судами не было выяснено до конца в соответствии со статьей 924 ГК, кто из привлеченных к участию в деле ответчиков должен отвечать за причиненные убытки при условии доказанности вины.
При повторном рассмотрении дела суд первой инстанции принял во внимание доводы экспедитора и перевозчика, детально проанализировал основные моменты, касающиеся данной перевозки, и пришел к следующим выводам.
В отношении экспедитора (ответчик 1) суд считает, что ссылка клиента (истца) на нарушение им условий договора является безосновательной. Согласно договору между экспедитором и клиентом, экспедитор обязался обеспечить с привлечением транспортной организации сохранность груза при перевозке, что является общим условием предоставления услуг по экспедированию. Разделом 1 договора экспедитор и клиент согласовали, что транспортировка груза будет выполняться в соответствии в том числе с Конвенцией о договоре международной перевозки грузов по дорогам (КДПГ). Статьей 4 Конвенции установлено, что договор перевозки устанавливается накладной. Стороны могут внести в накладную любое указание, которое будет признано ими как необходимое.
В соответствии с материалами дела груз клиента утрачен вследствие разбойного нападения. С учетом изложенного в постановлении ВХСУ судом рассматривался вопрос установления виновных действий экспедитора и перевозчика в данной ситуации. Изучив согласованные с клиентом условия осуществления перевозок, суд установил, что ни договором, ни заявкой клиента, ни товарно-транспортной накладной CMR не предусматривались особые условия перевозки, а именно конвойное сопровождение груза.
Не предусматривались условия конвойного сопровождения и договором между экспедитором и перевозчиком. Таким образом, суд не усматривает в действиях экспедитора нарушений условий договора с клиентом в отношении обеспечения конвойного сопровождения груза.
Действующим законодательством предусмотрена ответственность перевозчика за утрату груза. Но вместе с тем те же нормы предусматривают перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за утрату груза. В соответствии со статьей 17 КДПГ ответственность наступает, если перевозчик не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза возникли вследствие обстоятельств, предотвратить которые он не смог и устранение которых от него не зависело.
С учетом всего вышеизложенного оснований для ответственности экспедитора и перевозчика нет, так как ими доказаны обстоятельства утраты груза клиента, которые невозможно было предвидеть или устранить.
Как видно из приведенного примера, без вины нельзя привлечь к ответственности, к тому же должна быть установлена причинно-следственная связь между противоправным поведением и убытками.
А выводы, уважаемый читатель, каждый должен делать сам. И стоит ли рисковать грузом, не страхуя его и не обеспечивая в необходимых случаях конвойное сопровождение, решать грузовладельцу, а экспедитор со своей стороны должен весь этот комплекс услуг обеспечить по поручению клиента.
ПЕРЕСЫПКО Юлия — юрисконсульт ОАО «Дельта Экспресс Интернешнл», г. Запорожье
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…