Когда с экспедитора «взятки гладки»? — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №35 (557) » Когда с экспедитора «взятки гладки»?

Когда с экспедитора «взятки гладки»?

Как известно, наша страна стремится в Европу. Но, чтобы воплощать в жизнь это стремление, надо много и упорно трудиться, развивать производство, налаживать партнерские отношения, привлекать инвес­тиции. Но каждый производитель, создавая свой продукт, думает о качественных, количественных показателях, выгодности контракта и, что немаловажно, о своевременной и сохранной доставке груза покупателю. Однако транспортировка грузов из страны в страну — процедура сложная и дорогая. Необходимо получать разрешения и допуски, соблюдать специальные правила и нормы международных соглашений, подчиняться национальным таможенным правилам и правилам перевозок грузов в каждой конкретной стране.

В связи с этим большинство производителей и грузовладельцев предпочитают иметь дело при организации доставки грузов с транспортно-экспедиторскими компаниями. Данный вид посредничества получил широкое распространение при транспортировке грузов различными видами транспорта в различных направлениях. И, наверное, не случайно этому виду хозяйственной деятельности посвящен специальный законодательный акт — Закон о транспортно-экспедиторской деятельнос­ти, а также глава 65 Гражданского кодекса Украины (ГК) и статья 316 Хозяйственного кодекса Украины.

Экспедитор по поручению и за счет клиента (грузовладельца) может организовать полный комплекс услуг, необходимых для осуществления перевозки грузов: и перевозчика добросовестного найдет, и документы оформит, и конвой обеспечит, и страхование груза. Главное, чтобы клиент был готов нести определенные расходы по мерам, необходимым для сохранности груза.

Но, к сожалению, многие клиенты считают, что для сохранности груза достаточно заключить договор с транспортным экспедитором (экспедитор), включить в него пункт о полной ответственности экспедитора за сохранность груза, и в случае непредвиденных обстоятельств этого будет достаточно, чтобы взыскать с экспедитора полную стоимость груза. В таком случае можно сэкономить на расходах по страхованию и конвойному сопровождению груза.

Однако такая позиция грузовладельца не совсем правильная. Экспедитор будет нести ответственность за утерю и повреждение груза, а также выступать на стороне грузовладельца в спорах с перевозчиком. Но есть такие обстоятельства, на которые даже самый добросовестный экспедитор повлиять не может и предотвратить их также не в состоянии. Имеется в виду не классический случай форс-мажора (стихийные природные явления или военные действия), речь идет о противоправных действиях неизвестных лиц, которые преступным путем могут завладеть грузом.

Приведем пример из судебной практики. В соответствии с договором, заключенным между клиентом и экспедитором, предприятие экспедитора взяло на себя обязательства по организации транспортно-экспедиторского обслуживания грузов клиента транспортными средствами, привлекаемыми экспедитором по заказам клиента.

На основании письменной заявки клиента предприятие экспедитора обес­печило подачу автомобиля перевозчика, отвечающего требованиям по выполнению международных перевозок, исправного в коммерческом и техническом состоянии, отвечающего санитарным требованиям, предъявляемым к автотранспорту, в согласованные обеими сторонами сроки. Указанный автомобиль был обеспечен всеми необходимыми документами для международной перевозки.

Автомобиль, загруженный продукцией клиента, прошел таможенное оформление и выехал для осуществления международной перевозки груза.

А дальше, как в самых худших прогнозах: на водителя, выполняющего перевозку груза, было осуществлено разбойное нападение неизвестными лицами. Нападавшие лица завладели автомобилем и грузом, который находился под таможенным контролем. Водитель перевозчика с тяжелыми травмами доставлен в больницу. По факту незаконного завладения автомобилем и перевозимым в нем грузом возбуждены уголовные дела.

Клиент, ссылаясь на пункты договора с экспедитором, которые предполагают организацию перевозки грузов в международном сообщении, возложил всю ответственность за сохранность груза на экспедитора и предъявил к нему иск о возмещении убытков в размере стоимос­ти груза. Такую позицию клиента подтвердил и хозяйственный суд как первой, так и апелляционной инстанции, удовлетворив иск в полном объеме.

Однако такая позиция оказалась ошибочной. Постановлением Высшего хозяйственного суда Украины (ВХСУ) кассационная жалоба экспедитора была удовлетворена, отменены решения предыдущих судебных инстанций, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В постановлении отмечено, что судами не было выяснено до конца в соответствии со статьей 924 ГК, кто из привлеченных к участию в деле ответчиков должен отвечать за причиненные убытки при условии доказанности вины.

При повторном рассмотрении дела суд первой инстанции принял во внимание доводы экспедитора и перевозчика, детально проанализировал основные моменты, касаю­щиеся данной перевозки, и пришел к следующим выводам.

В отношении экспедитора (ответчик 1) суд считает, что ссылка клиента (истца) на нарушение им условий договора является безосновательной. Согласно договору между экспедитором и клиентом, экспедитор обязался обеспечить с привлечением транспортной организации сохранность груза при перевозке, что является общим условием предоставления услуг по экспедированию. Разделом 1 договора экспедитор и клиент согласовали, что транспортировка груза будет выполняться в соответствии в том числе с Конвенцией о договоре международной перевозки грузов по дорогам (КДПГ). Статьей 4 Конвенции установлено, что договор перевозки устанавливается накладной. Стороны могут внести в накладную любое указание, которое будет признано ими как необходимое.

В соответствии с материалами дела груз клиента утрачен вследствие разбойного нападения. С учетом изложенного в постановлении ВХСУ судом рассмат­ривался вопрос установления виновных действий экспедитора и перевозчика в данной ситуации. Изучив согласованные с клиентом условия осуществления перевозок, суд установил, что ни договором, ни заявкой клиента, ни товарно-транспортной накладной CMR не предусматривались особые условия перевозки, а именно конвойное сопровождение груза.

Не предусматривались условия конвойного сопровождения и договором между экспедитором и перевозчиком. Таким образом, суд не усматривает в действиях экспедитора нарушений условий договора с клиентом в отношении обеспечения конвойного сопровождения груза.

Действующим законодательством пре­ду­смотрена ответственность перевозчика за утрату груза. Но вместе с тем те же нормы предусматривают перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за утрату груза. В соответствии со статьей 17 КДПГ ответственность наступает, если перевозчик не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза возникли вследствие обстоятельств, предотвратить которые он не смог и устранение которых от него не зависело.

С учетом всего вышеизложенного оснований для ответственности экспедитора и перевозчика нет, так как ими доказаны обстоятельства утраты груза клиента, которые невозможно было предвидеть или устранить.

Как видно из приведенного примера, без вины нельзя привлечь к ответственнос­ти, к тому же должна быть установлена причинно-следственная связь между противоправным поведением и убытками.

А выводы, уважаемый читатель, каждый должен делать сам. И стоит ли рисковать грузом, не страхуя его и не обеспечивая в необходимых случаях конвойное сопровождение, решать грузовладельцу, а экспедитор со своей стороны должен весь этот комплекс услуг обеспечить по поручению клиента.

ПЕРЕСЫПКО Юлия — юрисконсульт ОАО «Дельта Экспресс Интернешнл», г. Запорожье

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Единая Украина vs. мировые вызовы

Подсудность: какой суд административнее?

Законодательная практика

Очень ценная централизация

Зарубежная практика

Трансграничное Интернет-регулирование

Грань между бизнесом и произволом

Иностранности

Шведскую медсестру могут судить за фотографии операции

В Техасе учителям разрешили брать оружие на уроки

В Италии запрещают строить замки из песка и кормить голубей

Кадровые новости

В юрслужбе ООО «УкрАвтоЗАЗ-Сервис» — новый сотрудник

Новая руководящая должность на телеканале «1+1»

Неделя права

Заслуженные правоохранители

Госрегистрация в Порядке?

Кристальная прозрачность власти

Новые члены Комиссии

Свобода слова теперь будет… реже

Новости делового мира

Об уменьшении рисков банков по операциям с ценными бумагами

Предоставление заключения о том, что товар не производится на Украине

Об изменениях осуществления операций с банковскими металлами

О новых Правилах продажи товаров почтой

Новости законотворчества

Меры по усовершенствованию администрирования НДС

Госконтроль за должностными лицами предлагают усилить

Правительство за упрощение процедуры обращений граждан в органы власти

Новости из зала суда

Суд признал Жидачевский бумажный комбинат банкротом

ВХСУ вернул на повторное рассмотрение дело о возврате в госсобственность 68% ЗАлКа

Шевченковская РГА г. Киева подала кассацию в ВХСУ

Новости из-за рубежа

Facebook ответит в суде за рекламную слежку

Сайт выплатит компенсацию фотографу

Акционеры «Вымпелкома» отсудили у Telenor 2,8 млрд долларов США

Сотрудница спортклуба выплатит компенсацию некурящему посетителю

Новости профессии

Конституционный Суд Украины начал работать после отпусков

Комиссия АМКУ отправилась в зону стихийного бедствия

Игорь Дрижчаный назначен членом набсовета компании «Нест»

В Минюсте обсудили сотрудничество с представителями Программы развития ООН

Новости юридических фирм

Baker & McKenzie консультирует по вопросам продажи недвижимости

Salans участвовала в конференции, посвященной синдицированному кредитованию

ПГ «Павленко и Побережнюк» сопровождала продажу острова

ЮФ «Саенко Харенко» консультирует Mriya Group по вопросам частного размещения акций

Реестр событий

Президент раздал награды

Председатель КСУ информирует!

Угадай, где чей продукт?

Служебная лестница

НАЗНАЧЕНИЯ

Слушается в суде

Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины рассмотрит следующие дела

Судебные дела недели

ВСУ отказал в удовлетворении кассационной жалобы ООО «Три-Денс»

Государственный комитет Украины по государственному материальному резерву отстоял свои интересы

Кассационная жалоба Государственного инновационного финансово-кредитного учреждения удовлетворена

Судебные решения

Об аспектах заключения договора с держателем реестра собственников именных ценных бумаг

Об определении территории порта при спорах о взыскании портовых сборов

О порядке отчуждения акций

Тема номера

Принятие «акционерного» наследства

Частная практика

Новый юридический бренд

Президент наградил президента

Юридический форум

Долговое посредничество

Вечером на досуге...

Юрисконсульт

Реклама, вывеска или табличка?

Читай то, что написано!

Когда с экспедитора «взятки гладки»?

Международные перевозки автотранспортом

Інші новини

PRAVO.UA