Не будет преувеличением тот факт, что фондовый рынок отражает общее состояние рыночной экономики со всеми ее достоинствами и недостатками. На сегодня на Украине отсутствует в классическом понимании биржа и центральный депозитарий, который гарантировал бы право частной и корпоративной собственности. Давно в политических и экономико-правовых кругах обсуждается большое количество проблем, связанных с отсутствием на Украине централизованной системы учета ценных бумаг, наличием множества корпоративных конфликтов, связанных с деятельностью регистраторов, существование «двойных реестров» и так далее. На рассмотрение Комитета по вопросам финансов и банковской деятельности Верховного Совета Украины 5 августа с.г. был передан проект Закона Украины «О системе депозитарного учета ценных бумаг» № 3021, который был доработан Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку во исполнение поручения Кабинета Министров Украины от 30 января 2008 года № 32236/34/1-07.
Проект Закона Украины «О системе депозитарного учета ценных бумаг» направлен на создание развитой и прозрачной депозитарной системы Украины, способной обеспечить обслуживание операций с ценными бумагами, в том числе с государственными ценными бумагами, учитывая интеграционные процессы финансовых рынков как на национальном, так и на международном уровне.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, его основными задачами являются: создание централизованной депозитарной системы на Украине, унификация принципов и порядка осуществления деятельности участниками нижнего уровня Национальной депозитарной системы и взаимодействия между ними, развитие отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (в первую очередь кастодиальной и расчетно-клиринговой) и другие.
Необходимо отметить, что для того, чтобы новая депозитарная система заработала, проект закона предусматривает переходной этап — 18 месяцев со дня его опубликования. Это приемлемые сроки, которые дадут возможность перевести все ценные бумаги в электронную форму обращения, сформировать депозитарные учреждения, получить лицензии и создать единый центральный депозитарий.
В частности, законопроект призван усовершенствовать действующую депозитарную систему, улучшая и адаптируя ее к изменениям, произошедшим в законодательстве Украины на протяжении последних лет, согласно тенденциям на мировых финансовых рынках, принимая во внимание международные стандарты и рекомендации депозитарного учета ценных бумаг. Его авторы ставили перед собой задачу устранить существующие недостатки в системе учета прав собственности на ценные бумаги, а также разрешить проблему обеспечения технологической консолидации профессиональных участников депозитарной системы Украины. Кроме того, проектом предусматривается введение четких и прозрачных механизмов осуществления расчетов по сделкам относительно ценных бумаг. Важным моментом законопроекта является урегулирование вопроса создания и функционирования Центрального депозитария ценных бумаг на Украине с обеспечением четкой процедуры возможности передачи функций по депозитарному обслуживанию обращения государственных ценных бумаг от Национального банка Украины к Центральному депозитарию.
Не осталось в стороне разрешение таких проблемных вопросов функционирования Национальной депозитарной системы, как оборот ценных бумаг, принадлежащих нерезидентам; оборот ценных бумаг, принадлежащих институционным инвесторам; порядок возникновения, изменения, передачи и прекращения прав по ценным бумагам; сроки регистрации прав на ценные бумаги, порядок их реализации и другие.
Следует отметить, что с целью устранения противоречий в законодательстве Украины по вопросам учета прав собственности на ценные бумаги законопроектом были внесены соответствующие изменения в ряд законодательных актов Украины.
Так, например, статья 3 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке», предусматривающая классификацию ценных бумаг, изложена в другой редакции, предусматривающей, что ценные бумаги по форме существования делятся на ценные бумаги, существующие в электронной форме, и ценные бумаги, существующие в бумажной форме. В электронной форме существования ценной бумагой является запись на счете в ценных бумагах в системе депозитарного учета ценных бумаг. В бумажной форме существования ценной бумагой является сертификат ценной бумаги — бланк ценной бумаги, содержащий наименование вида ценной бумаги, а также определенные законодательством реквизиты. Неэмиссионные ценные бумаги существуют исключительно в бумажной форме. Также предусмотрено, что именные ценные бумаги существуют исключительно в электронной форме. А ценные бумаги на предъявителя могут быть переведены в электронную форму существования путем депонирования таких ценных бумаг на счетах в ценных бумагах в депозитарном учреждении (обездвиженные) в установленном Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку порядке. При этом ценные бумаги на предъявителя, существующие в электронной форме, не могут быть переведены в бумажную форму. Интересным является классификация ценных бумаг по типу эмитента на:
1) государственные ценные бумаги — ценные бумаги, эмитентом которых является государство в лице уполномоченных им органов государственной власти;
2) муниципальные ценные бумаги — ценные бумаги, эмитентом которых являются органы местного самоуправления;
3) корпоративные ценные бумаги — ценные бумаги, эмитентом которых являются юридические лица частного права.
Новшеством законопроекта является положение относительно установления минимальных требований к уставному капиталу Центрального депозитария, порядка обретения статуса участника Центрального депозитария и порядка исключения из состава участников, принципы формирования органов управления Центральным депозитарием, а также принятия ими решений. Разделом ІІІ законопроекта предусмотрено установление четких и прозрачных условий для осуществления деятельности в депозитарной системе Украины, в частности предполагается порядок составления реестра собственников именных ценных бумаг общества, чем устраняется проблема действующей редакции Закона Украины «О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного оборота ценных бумаг на Украине», относительно возможности существования «двойного реестра».
Разделом V законопроекта устанавливаются механизмы защиты от раскрытия и разглашения информации из системы депозитарного учета эмиссионных ценных бумаг и вводится обязательное применение электронного документооборота и использование электронной цифровой подписи между профессиональными участниками депозитарной системы Украины, в том числе относительно учета прав собственности на ценные бумаги.
По мнению специалистов, принятие проекта Закона Украины «О системе депозитарного учета ценных бумаг» устранит существующие пробелы законодательства Украины в сфере учета прав собственности на ценные бумаги, а также обеспечит технологическую консолидацию профессиональных участников депозитарной системы Украины и разрешит круг корпоративных конфликтов, связанных с ведением реестра собственников именных ценных бумаг обществ.
Данный законопроект можно рассматривать как один из шагов на пути инновационного развития финансового сектора экономики. Так, принятие этого законопроекта будет оказывать содействие существенному повышению инвестиционной привлекательности как фондового рынка Украины в целом, так и отдельных его сегментов в частности.
Для биржевого рынка Украины создание современной депозитарной системы играет ключевую роль, ведь для того, чтобы украинская биржа заработала, данный законопроект является важным залогом успеха.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…