Становление и развитие предпринимательской деятельности в нашей стране сопровождается активным развитием нормотворчества. Многочисленные государственные ведомства каждый месяц (а может быть, и неделю) “подкидывают” представителям бизнеса новые приказы, инструкции, правила и прочие подзаконные акты, направленные на упорядочение предпринимательской деятельности. Однако далеко не все эти правовые акты действительно идут на пользу бизнесу и потребителям его услуг. Можно с уверенностью сказать, что они зачастую только добавляют коммерсантам лишние хлопоты, принося все больше новых обязанностей.
И вот, наконец, законодатели порадовали проектом закона, благодаря которому, возможно, нормотворческий пыл чиновников несколько поубавится.
Осенью прошлого года народный депутат Юрий Кармазин внес в парламент проект закона Украины “Об основах государственной регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности” (номер регистрации 8064). Он определяет правовые основы реализации государственной регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности (в части эффективного административно-правового регулирования социальных и экономических процессов в данной сфере) и направлен на обеспечение конституционного права граждан на предпринимательскую деятельность.
ПРАВОВАЯ ПОДОПЛЕКА
Следует сказать о том, что законопроект не открывает совершенно новую страницу в государственном регулировании предпринимательской деятельности. В начале 2000 года был принят Указ Президента Украины “О внедрении единой государственной регуляторной политики в сфере предпринимательства” № 89/2000.
В этом документе дано определение государственной регуляторной политики в сфере предпринимательства как деятельности, направленной на достижение оптимального государственного регулирования в этой сфере, устранение правовых, экономических и административных препятствий в реализации права на предпринимательскую деятельность. Указ установил, что регуляторная политика осуществляется путем упорядочения нормативного регулирования предпринимательской деятельности, и закрепил принципы, на основе которых это должно производиться.
Указ расширил полномочия Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства: этот орган координирует, в частности, деятельность органов исполнительной власти по подготовке проектов, изданию и исполнению регуляторных актов. Кроме того, уже в течение двух лет с момента принятия этого документа проекты регуляторных актов подлежат обязательному согласованию с Госкомпредпринимательства.
В Указе есть еще несколько прогрессивных положений. Так, проекты регуляторных актов, которые существенно влияют на рыночную среду, права и интересы предпринимателей, подлежат опубликованию для публичного обсуждения. Запрещено внесение Президенту и Кабинету Министров Украины проектов регуляторных актов, издание Кабинетом Министров и другими органами исполнительной власти регуляторных актов без обоснования целесообразности вмешательства государства в соответствующую сферу предпринимательской деятельности, адекватности и эффективности предлагаемых путей и способов разрешения затронутых в проекте вопросов, характеристики ожидаемых социально-экономических последствий внедрения мер, предусмотренных в проекте, а также без предварительного согласования соответствующего проекта с Госкомпредпринимательства.
В пользе вышеописанного Указа сомневаться не приходится: последний если не избавил предпринимателей от всего нормативного хлама, который обильно сыпался им на голову, то дал значительный импульс к решению этой проблемы. Так, на Кабинет Министров возлагалась обязанность внести на рассмотрение Верховного Совета Украины целый ряд законопроектов: об основах государственной регуляторной политики в сфере предпринимательства, определив задачи и полномочия Госкомпредпринимательства как центрального органа исполнительной власти со специальным статусом; о сокращении чрезмерного вмешательства контролирующих органов в деятельность предпринимателей; о государственной системе аккредитации, сертификации и пр.
Какова судьба всех этих начинаний – отдельный вопрос, поэтому ознакомимся с основными нормами депутатского законопроекта.
РЕГУЛЯТОРНАЯ ПОЛИТИКА
В законопроекте содержится более емкое, но и более громоздкое по сравнению с Указом определение государственной регуляторной политики. Ею является осуществление государством комплексных мер, направленных на оптимизацию административно-правового регулирования экономических отношений, которые максимально удовлетворяют условиям развития предпринимательства, недопущение появления экономически нецелесообразных и неэффективных регуляторных актов, уменьшение вмешательства органов исполнительной власти и местного самоуправления в деятельность субъектов предпринимательства, устранение правовых, административных, экономических и организационных препятствий для развития предпринимательской деятельности, поддерживаемое соответствующими мерами государственного обеспечения.
Все это должно осуществляться посредством регуляторной деятельности государства, т. е. деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по реализации государственной регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности путем подготовки, внедрения и отслеживания эффективности действия регуляторных актов.
Государственная регуляторная политика подчинена следующим принципам:
– целесообразность, достаточность и соответствие нормативного регулирования требованиям рыночных отношений;
– эффективность и обеспечение достижения позитивных экономических и социальных результатов внедрения регуляторных актов;
– системность, последовательность и координированность действий по разработке, изданию и исполнению регуляторных актов;
– прозрачность и гласность процесса подготовки регуляторных актов и обязательность своевременного донесения изданных регуляторных актов до сведения субъектов предпринимательской деятельности;
– ответственность органов исполнительной власти и местного самоуправления, их должностных и служебных лиц за соблюдение установленных административных процедур по подготовке и внедрению регуляторных актов.
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
Основная часть законопроекта посвящена непосредственно системе административных процедур по подготовке и пересмотру регуляторных актов.
Эту систему составляют следующие обязательные для органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления процедуры:
1) планирование регуляторной деятельности (для органов исполнительной власти);
2) подготовка обоснования проектов регуляторных актов;
3) разработка проектов регуляторных актов;
4) их публичное обсуждение;
5) согласование проектов регуляторных актов со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, его территориальными органами (для органов исполнительной власти);
6) утверждение, государственная регистрация и опубликование регуляторных актов.
Планирование регуляторной деятельности осуществляется на год вперед и включает планирование подготовки регуляторных актов, а также планирование деятельности органа исполнительной власти по отслеживанию эффективности действия этих актов.
Серьезные требования законопроект предъявляет к обоснованию проектов регуляторных актов. Обоснование должно предусматривать, в частности, четкое определение целей регуляторного акта; описание механизмов и средств для разрешения проблемы; определение ожидаемых результатов внедрения акта; определение показателей, оценка которых в будущем подтвердит, что регуляторный акт достиг своей цели; описание альтернативных способов достижения поставленных целей с аргументацией преимуществ избранного способа.
Публичное обсуждение проектов осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законопроектом. В отношении таких случаев законопроект следует нормам Указа № 89/2000: публичное обсуждение проводится в том случае, если предполагается, что регуляторный акт после его принятия существенно повлияет на рыночную среду, права и интересы субъектов предпринимательской деятельности.
Публичное обсуждение предусматривает публикацию в СМИ сообщения о подготовленном проекте регуляторного акта; направление материалов с предложениями об усовершенствовании проекта разработчику и специально уполномоченному органу (при этом разработчик проекта обязан рассмотреть такие предложения и принять решение об их учете или мотивированном отклонении). Законопроект устанавливает и срок публичного обсуждения, который не может составлять менее двадцати рабочих дней и более трех месяцев с момента опубликования сообщения.
Проекты регуляторных актов подлежат обязательному согласованию со специально уполномоченным органом (Госкомпредпринимательства) или его территориальными органами.
НА ТО И СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННЫЙ
Конечно же, немаловажно и то, что законопроект предусматривает возможность пересмотра регуляторных актов специально уполномоченным органом. Основанием для такого пересмотра может послужить обращение субъектов предпринимательской деятельности, общественных организаций, органов государственной власти.
В случае выявления нарушений порядка административных процедур по подготовке регуляторных актов, равно как и нарушений основ государственной регуляторной политики в самих этих актах, специально уполномоченный орган постановляет решение о необходимости устранения нарушений основ государственной регуляторной политики (а в случае нарушений со стороны органов местного самоуправления – письменные мотивированные предложения о необходимости устранения таких нарушений).
Решения специально уполномоченного органа о необходимости устранения нарушений подлежат обязательному исполнению в месячный срок со дня принятия такого решения либо обжалованию в установленном законопроектом порядке. Специальный уполномоченный орган наделен также правом на обжалование в судебном порядке актов (отдельных положений) органов местного самоуправления и их должностных лиц в случае несоответствия их законодательству.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…