Принадлежащее и сказуемое — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №3 (1047) » Принадлежащее и сказуемое

Принадлежащее и сказуемое

Рубрика Тема номера

Действующее законодательство Украины устанавливает общее правило по обязательному раскрытию конечного бенефициара: согласно части 1 статьи 641 Хозяйственного кодекса Украины, предприятия, кроме государственных и коммунальных предприятий, обязаны устанавливать своего конечного бенефициарного собственника (контролера), регулярно обновлять и сохранять информацию о нем и предоставлять ее государственному регистратору в случаях и в объеме, которые предусмотрены законом.

 

Собственник бизнеса

В соответствии со статьей 1 Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» конечный бенефициарный владелец (контролер) — это физическое лицо, которое независимо от формального владения имеет решающее влияние на управление или хозяйственную деятельность юридического лица непосредственно или через других лиц. Воздействие может осуществляться, в частности, путем:

— реализации права владения или пользования всеми активами или их значительной долей;

— права решающего влияния на формирование состава, результаты голосования, а также на совершение сделок, предоставляющих возможность определять условия хозяйственной деятельности,

— права давать обязательные к исполнению указания или выполнять функции органа управления;

— прямого или опосредованного (через другое физическое или юридическое лицо) владения одним лицом самостоятельно или совместно со связанными физическими и/или юридическими лицами долей в юридическом лице в размере 25 % или более уставного капитала или права голоса в юридическом лице.

Все вышесказанное относится к понятию, которое простым языком можно сформулировать как «собственник бизнеса».

Тут следует напомнить, что в соответствии с законодательством многих стран, в частности англо-саксонской правовой системы (это Великобритания, США, Кипр, страны Карибского бассейна, Сингапур, Австралия и др.), для управления компании разрешается назначать так называемых номинальных директоров и номинальных акционеров (номинальных собственников), которым передаются юридические права на управление компанией (согласно трастовым соглашениям, номинальным соглашениям и т.д.). Такие лица (как физические, так и юридические) указываются в роли акционеров. Обычно номиналов ставят тогда, когда реальный конечный бенефициар не хочет раскрывать информацию о себе для широкого круга лиц, указывая при этом третьих лиц (номиналов), но сохраняя рычаги влияния на компанию, поскольку номиналы юридически и фактически не принимают решений, касающихся управления компанией, кроме юридического оформления решений по указанию реального собственника.

Так вот, согласно действующему законодательству Украины, реальным конечным бенефициарным собственником нельзя считать лицо, которое является агентом, номинальным держателем (владельцем) или посредником в отношении такого права. То есть номинальные акционеры не выступают реальными конечными бенефициарами компании, хоть действующее законодательство и позволяет указать в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований (ЕГРПОУ) кого угодно, в том числе и номинальных акционеров, как реальных бенефициаров. Да и вообще, система международного права пока что построена таким образом, что юридически проверить реального собственника бизнеса невозможно, поскольку трастовое соглашение (номинальное соглашение), по которому компания передается в управление номинальным акционерам, является конфиденциальной информацией, не подлежащей публичному разглашению, кроме случаев, предусмотренных законодательством или случаев обязательного включения реального конечного бенефициара в публичный реестр конечных бенефициаров, который может быть открытым или закрытым, в зависимости от юрисдикции. Но давайте вернемся к Украине.

Внесение информации

Согласно пункту 9 части 2 статьи 9 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований», информация о конечном бенефициарном собственнике (контролере) юридического лица включает в себя сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРПОУ. При этом подачи подтверждающих документов для определения конечных бенефициаров для регистрации юридического лица на Украине не требуется.

В случае изменения конечных бенефициарных собственников (контролеров) юридического лица подается регистрационная карточка о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований по установленной форме 4 (пункт 5 указанной формы) (в соответствии с приказом Министерства юстиции Украины от 14 октября 2011 года № 3178/5).

Итак, как мы определились выше, в силу действующего законодательства Украины информация о конечном бенефициаре юридического лица, как и о его смене, формально должна вноситься в ЕГРПОУ. Насколько она достоверна — это уже вопрос исключительно к самой компании и ее менеджменту, ведь проверить достоверность сведений в силу действующего законодательства не представляется возможным. Есть еще один нюанс, который на руку бизнесу: юридическое лицо самостоятельно устанавливает информацию о своем конечном бенефициарном собственнике, а при его отсутствии подается соответствующая форма с указанием отметки, что конечный собственник отсутствует. При этом подача государственному регистратору каких-либо документов о конечных бенефициарах, кроме регистрационной карты, не предусмотрена.

Казалось бы, есть пустая формальность, которую можно формально выполнить. С одной стороны — да. Но с другой стороны, при таком формализме могут быть серьезные проблемы в банковской сфере (при открытии банковского счета и проведении финансовых операций), на рынке ценных бумаг, на страховом рынке, рынке финансовых услуг и в других сферах, где есть органы контроля и лицензирования. Причина таких проблем связана с Законом Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения», в частности, в статье 5 данного Закона определен круг субъектов первичного финансового мониторинга (банки, страховые компании, финансовые компании, платежные организации и т.д.), а в статье 9 указано, что субъект первичного финансового мониторинга в соответствии с законодательством обязан на основании предоставленных клиентом (представителем клиента) официальных документов или заверенных в установленном порядке их копий (если иное не предусмотрено настоящим Законом) осуществлять идентификацию и верификацию клиента (представителя клиента). Документы должны быть действительными на момент их подачи и должны включать все необходимые идентификационные данные. Копии официальных документов, кроме нотариально удостоверенных, на основании которых субъект первичного финансового мониторинга установил идентификационные данные клиента (представителя клиента), удостоверяются в порядке, установленном субъектом государственного финансового мониторинга. В случае возникновения сомнений в достоверности или полноте предоставленной информации о клиенте субъект первичного финансового мониторинга обязан провести углубленную проверку клиента.

 

Требование банка

Другими словами, органы лицензирования и контроля, а также лицензируемые организации могут требовать предоставления им любых документов для определения какой-либо информации о клиентах, в том числе и для определения конечных бенефициаров юридических лиц. Здесь имеется в виду и предоставление трастовых соглашений (в оригинале или заверенных/апостилированных копий). Яркий пример — банки. Для открытия счета в банке и осуществления банковских операций банк имеет право потребовать от юридического лица предоставления ему оригиналов документов, которые подтверждают определение конечного бенефициара юридического лица. В письме от 19 февраля 2016 года № 25-00008/15199 Национальный банк Украины обратил внимание банков на то, что во исполнение требований частей 7 и 9 статьи 9 Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения», статьи 64 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», раздела V Положения об осуществлении банками финансового мониторинга банк с целью установления всех имеющихся конечных бенефициарных собственников (контролеров) юридического лица — клиента или факта их отсутствия обязан истребовать у клиента — юридического лица (кроме предприятий, которые полностью находятся в государственной собственности, и коммунальных предприятий) информацию и/или документы о структуре собственности клиента. Если выяснить данные, позволяющие установить реальных конечных бенефициарных собственников (контролеров) клиента, невозможно, банк в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона обязан отказаться от установления (поддержания) деловых отношений (в том числе путем расторжения деловых отношений) или проведения финансовой операции (другими словами, отказать в обслуживании).

Собственно, здесь, очевидно, формализм в раскрытии информации о структуре собственности и заканчивается.

 

НАКОНЕЧНЫЙ Сергей — старший юрист LEMAN International Law Group, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Идейное неудобство

Акцент

Мал золотник, да долог

В фокусе: Блокчейн

Тур на Крипт

Государство и юристы

Шесть и достоинство

Государство и юристы

Новости из зала суда

Кандидат на должность председателя сельсовета не одержал победы в споре с ЦИК

Истец проиграл спор о возмещении морального вреда судом

Государство и юристы

Полевые точки

Книжная полка

Условное поклонение

Новости законотворчества

Тема номера

КМУ требует ужесточить борьбу с допингом

Предложена идея отзыва народных депутатов

НБУ утвердил положение о проведении кассовых операций в гривне

Новости юридических фирм

Частная практика

CMS сопровождала выход компании P&O Maritime на украинский рынок

Sayenko Kharenko — юрсоветник «Торонто-Киев» по вопросам реструктуризации обязательств перед «Альфа-Банком»

Артур Киян стал ассоциированным партнером Lavrynovych & Partners Law Firm

Юристы Interlegal обеспечили погашение бункерного долга

Spenser & Kauffmann — генеральный партнер Ассоциации юристов Украины в 2018 году

Aequo консультирует Dragon Capital Investments в сделке по приобретению логистического и промышленного центров в Киевской области

Hillmont Partners защищает интересы компании — производителя сериала «Сваты»

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» расширила партнерский состав

МЮФ Kinstellar — юридический советник ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог» по вопросам получения кредита ЕБРР

Отрасли практики

Энергетическое дело

Процессуальные лишения

Рабочий график

Карта событий

Самое важное

Инициатива наказания

Кадровый учет

Медиазакрытость

Делиться сомнением

Судебная практика

Судебные решения

Расписка является подтверждением заключения договора займа

Судебная практика

В негативном совете

Расходы на правовую помощь

Вредоносный ход

На все сто

Моральные нормы

Тема номера

Игра с интересом

Иммунная система

Акционерная кампания

Ограничение корысти

Производственный риск

Смотреть в суд

Капитальное строительство

Минорный лад

Принадлежащее и сказуемое

Проявить долю

Частная практика

Миграционные тренды

Расчетный счет

Інші новини

PRAVO.UA