13 мая 2016 года в парламенте был зарегистрирован проект Закона «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (законопроект № 4666). 25 мая 2017 года указанный законопроект направлен на повторное чтение, «за» проголосовали 235 народных депутатов. Скорее всего, его принятия следует ожидать весной 2018 года.
У многих юристов и представителей бизнеса возникают вопросы: лучше ли указанный проект Закона Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» действующего Закона Украины «О хозяйственных обществах» от 19 сентября 1991 года № 1576-XII и как приводить свою деятельность в соответствие с требованиями нового закона в случае его принятия?
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) является самой распространенной организационно-правовой формой субъектов хозяйствования в нашей стране. Согласно статистическим данным, у нас зарегистрировано более 500 тыс. ООО, что составляет примерно 43 % всех юридических лиц.
Основные проблемы ООО в современных украинских реалиях ведения бизнеса — принудительное исключение миноритарных участников с последующим перераспределением долей в уставном капитале общества; «размывание» долей незначительных участников путем увеличения уставного капитала; блокирование деятельности предприятия и возможности распределения дивидендов; отсутствие четкой структуры корпоративного управления и ответственности органов управления, а также контроля со стороны участников.
Законопроект № 4666 призван улучшить инвестиционную привлекательность и климат ведения бизнеса, минимизировать случаи рейдерства, установить баланс интересов между мажоритарным и миноритарными участниками общества (направив его на защиту прав миноритарных участников), установить четкие структуры корпоративного управления и контроля посредством введения ответственности органов управления за принятие ими решения и новых дополнительных институтов эффективного контроля за исполнительным органом через наблюдательный совет общества.
Далее мы остановимся на основных новациях законопроекта № 4666.
Количество участников ООО
Можно спрогнозировать, что норма, регулирующая количество участников, позволит действующим акционерным обществам изменить организационно-правовую форму на ООО, так как существование юрлица в форме АО достаточно обременительно. Но следует учитывать, что значительное количество участников сделает невозможным или как минимум значительно усложнит управление и принятие решений общим собранием участников.
Также стоит обратить внимание на то, что законопроектом № 4666 предусматривается подписание первой редакции устава общества всеми участниками общества, а подлинность подписей участников заверяется нотариально, что при значительном количестве участников также достаточно проблематично.
Сейчас подлинность подписей на учредительном документе нотариально не заверяется при государственной регистрации создания юридического лица.
Shareholder agreement
В законопроекте предлагается урегулировать такой вид договора, как «корпоративный договор» (shareholder agreement), согласно которому участники общества обязуются осуществлять свои права и полномочия определенным образом или воздерживаться от их реализации. По сути это соглашение между совладельцами общества о балансе их интересов, прав и распределения полномочий. Такое соглашение может способствовать укреплению доверия и взаимодействия между ними и урегулированию спорных вопросов, возникающих в процессе деятельности общества.
Безотзывная доверенность
Законодателем предусматривается введение безотзывной доверенности по корпоративным правам с целью исполнения или обеспечения исполнения обязательств участников общества, что предоставит возможность быстрого и оперативного принятия необходимых решений общим собранием участников общества и уменьшит манипулирование со стороны определенных участников.
Набсовет
Возможность создания такого органа, как наблюдательный совет, который будет контролировать и регулировать деятельность исполнительного органа общества, является дополнительным инструментом контроля за деятельностью исполнительного органа и менеджмента в целом со стороны участников. Достаточно интересным выглядит введение института независимых членов наблюдательного совета. Так, независимым членом может считаться не связанное с обществом лицо, то есть человек, который не занимает и в течение предыдущих пяти лет не занимал должности в ООО, кроме должности независимого директора, не получает и не получал в прошлом дополнительное вознаграждение от ООО (кроме платы, полученной на должности независимого директора), не имеет и не имел в течение предыдущего года деловых отношений с ООО, не имеет существенного материального участия (от десяти и более процентов в обществе или юридическом лице, 50 или более процентов акций (долей, паев) которого принадлежат ООО), не был в течение предыдущих трех лет сотрудником существующего или бывшего независимого аудитора общества, не был председателем или членом исполнительного органа другого общества, которое выступает аффилированным лицом этого общества, не является связанным с должностным лицом общества.
Кворум собрания
Законопроектом № 4666 вопрос определения кворума для признания собрания полномочным предлагается заменить на кворум (необходимое количество голосов участников) для принятия соответствующих решений: большинство, квалифицированное большинство, единогласие.
В частности, единогласным решением утверждаются денежная оценка неденежного вклада участника, перераспределение долей между участниками общества в случаях, предусмотренных настоящим Законом, приобретение обществом доли (части доли) участника.
Решения по таким вопросам, как внесение изменений в устав общества, изменение размера уставного капитала общества, исключение участника из общества, принятие решений о выделении, слиянии, разделении, присоединении, ликвидации и преобразовании общества, избрании комиссии по прекращению (ликвидационной комиссии), принимаются тремя четвертями голосов всех участников общества, имеющих соответствующее право голоса.
Также предлагается введение заочного голосования по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников.
Исключение участника
Законопроект № 4666 предлагает процедуру, согласно которой участники, стоимость долей которых в совокупности составляет не менее 50 % уставного капитала ООО, имеют право обратиться в суд с требованием о проведении принудительного выкупа доли другого участника, если его действия наносят ущерб обществу.
В первую очередь указанная норма направлена на защиту прав и интересов миноритарных участников и лишит возможности необоснованного исключения участников в принудительном порядке через оценочное понятие «систематическое неисполнение, или ненадлежащее исполнение обязанностей, или препятствование своими действиями достижению целей общества». Предполагается, что суд будет разрешать принудительный выкуп доли и решать возможные споры по поводу стоимости доли.
Законопроектом № 4666 предусмотрено, что в уставе общества обязательно указываются сведения о полном и сокращенном наименовании общества; об органах управления обществом, их компетенции, порядке принятия ими решений; о порядке вступления в общество и выходе из него. Данная норма позволит при изменении состава учредителей и/или размера долей в уставном капитале не вносить изменения в устав ООО, что свою очередь ускорит процедуру регистрации и соответственно избавит от дополнительных расходов на нотариальное удостоверение устава в новой редакции.
Кроме того, предусматривается введение института согласования крупных сделок, института солидарной ответственности членов исполнительного органа и наблюдательного совета за убытки, причиненные обществу своими действиями или бездействием.
В проекте говорится об уменьшении срока для полного внесения вклада участников до шести месяцев с даты государственной регистрации общества, уведомлении кредиторов в случае принятия решения об уменьшении уставного капитала общества в течение десяти дней (действующая норма предусматривает три дня).
Выводы
Согласно переходным положениям, закон вступит в силу через месяц со дня его опубликования. В течение года со дня вступления его в силу положения устава общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, не соответствующие настоящему закону, применяются в части, которая соответствует законодательству, действовавшему до вступления в силу настоящего закона.
Поскольку у нас зарегистрировано более 500 тыс. ООО, а за государственную регистрацию любых изменений уплачивается административный сбор в размере 0,3 прожиточного минимума, то в связи с приведением положений устава в соответствие с требованиями нового закона бюджет пополнится более чем на 300 млн грн.
Несмотря на то что действующий Закон Украины «О хозяйственных обществах» достаточно понятен, необходимость внести в него изменения назрела уже давно. Изменения должны быть направлены на защиту миноритарных владельцев, создание невозможности безосновательного и не сопровождающегося оплатой исключения участника из общества, а также на установление четкой структуры управления, контроля и ответственности органов управления. Надеемся, что эти и другие спорные вопросы будут успешно разрешены с принятием нового закона.
ДЕРКАЧ Сергей — старший юрист АО Ario, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…