Применение конкурентного законодательства — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №41 (251) » Применение конкурентного законодательства

Применение конкурентного законодательства

Рубрика Тема номера

Сердцевиной экономических реформ, которые осуществлялись на Украине, неизменно выступало формирование рыночной среды и прежде всего ее главной движущей силы – конкуренции. Одной из важных составных рыночных преобразований экономики Украины является создание системы антимонопольного законодательства, разработка и реализация конкурентной политики, ограничение монополизма.

С принятием Верховным Советом в феврале 1992 года Закона “Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности” в нашем государстве начался первый этап формирования антимонопольного законодательства. Для осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства предусматривалось создание Антимонопольного комитета Украины (АМКУ). В ноябре 1993 года Законом Украины “Об Антимонопольном комитете Украины” был закреплен статус, структура, полномочия и основы деятельности Комитета. Правовую завершенность антимонопольное законодательство приобрело с закреплением в статье 42 Конституции Украины принципа обеспечения государством защиты конкуренции в предпринимательской деятельности.

Конкурентное право является новым не только для Украины, но и для всех постсоветских стран, поскольку в экономике Советского Союза отсутствовала конкуренция и не существовало фондового рынка, рынков страховых и банковских услуг (лишь только госстрах и сберегательный банк), а вся экономика была плановой. Обобщая опыт работы АМКУ по применению антимонопольного законодательства, мы пришли к выводу о необходимости перехода от антимонопольного регулирования к мероприятиям по поддержке добросовестной конкуренции на тех товарных рынках, где такая конкуренция может существовать.

В 2000 году был принят Закон Украины “О естественных монополиях”, согласно которому планировалось создание профильных комиссий по государственному регулированию естественных монополий. Однако функции антимонопольного регулирования на этих рынках у Антимонопольного комитета были изъяты.

Параллельно осуществлялась разработка нового конкурентного законодательства – проекта Закона Украины “О защите экономической конкуренции”. Был учтен семилетний опыт применения антимонопольного законодательства Украины и те недостатки, которые не позволяли эффективно осуществлять проконкурентные мероприятия.

Разработчиками был изучен более чем столетний опыт применения антитрестовского законодательства США и пятидесятилетний опыт Германии, проанализировано законодательство ЕС в сфере защиты конкуренции и изучена практика ее применения Четвертым генеральным директоратом и судами ЕС. В связи со вступлением в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским сообществом, ратифицированным Верховным Советом Украины, проект Закона представлялся на правовую экспертизу в Украинско-Европейский консультативный центр по вопросам законодательства. Комитет получил благоприятные отзывы относительно проекта Закона от Четвертого генерального директората ЕС, Федерального картельного ведомства Германии, антимонопольных органов США.

Вместе с усовершенствованием правового регулирования общественных отношений в конкуренции Закон предусматривает целый ряд норм, которые направлены на послабление вмешательства в экономические процессы со стороны Комитета и перенос акцентов его правоприменительной деятельности на наиболее важные, с точки зрения государства и общества, направления.

Во-первых, Закон предусматривает исключение для малых и средних предпринимателей в части применения положений, регулирующих согласованные действия субъектов хозяйствования, а также для собственников объектов права интеллектуальной собственности. Согласованные действия, которые отвечают типовым требованиям к определенным видам согласованных действий, установленных Антимонопольным комитетом Украины, разрешаются и не нуждаются в согласии органов Антимонопольного комитета Украины.

Во-вторых, Закон предусматривает освобождение от ответственности для лица, совершившего антиконкурентные согласованные действия, но ранее других участников этих действий добровольно известившего об этом Антимонопольный комитет Украины либо его территориальное отделение и предоставившего информацию, которая имеет существенное значение для принятия решения по делу.

В-третьих, нормы Закона в части экономической концентрации направлены исключительно на те действия субъектов, которые могут привести к монополизации рынков. Так, в соответствии с новым Законом, не считается концентрацией и не требует обращения в АМКУ приобретение акций субъекта финансовыми посредниками, при условии их последующей перепродажи на протяжении года. Кроме того, не требуют обращения в Комитет действия между предпринимателями, уже связанными между собой отношениями контроля, которые будут оказывать содействие оперативному решению вопросов, связанных с управлением предприятиями и оптимизацией схем корпоративных связей в пределах единой группы.

Наряду с этими нормами вводится механизм, благодаря которому любое лицо может обратиться непосредственно в суд за защитой своих прав в связи с нарушением законодательства о защите экономической конкуренции. При этом, в соответствии с Законом, такое лицо имеет право на возмещение вреда в двойном размере. Таким образом, Закон стимулирует субъектов хозяйствования и потребителей, права которых нарушены, к более активным действиям по защите своих прав, не только обращаясь в Комитет, но и непосредственно в порядке гражданского судопроизводства. Данные нормы фактически ограничивают “монопольный статус” правоохранительной деятельности Комитета в сфере защиты конкуренции.

Закон Украины “О защите экономической конкуренции” существенно усиливает правовые гарантии субъектов хозяйствования. Так, в Законе дается конкретный и исключительный перечень действий, которые считаются нарушением законодательства о защите экономической конкуренции. Закон приводит в порядок систему ответственности путем внедрения одинакового порядка расследования, рассмотрения дел и границ ответственности для юридических и физических лиц – субъектов хозяйствования. Закон создает более гибкий правовой механизм обеспечения выполнения решений. В частности, предусмотрено начисление пени за несвоевременную уплату штрафа, кроме того, время начисления пени прекращается только с принятием судом решения о приостановлении действия решения Комитета.

Закон совершенствует систему обеспечения доказательной базы в делах о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, предоставляя дополнительные полномочия относительно изъятия доказательств, наложения ареста на предметы, документы, другие носители информации, которые могут служить доказательством в деле; а также устанавливает ответственность за воспрепятствование уполномоченным работникам Комитета в доступе к информации.

В целях предотвращения нарушений законодательства в Законе введена норма, которая вменяет в обязанность АМКУ предоставлять предпринимателям выводы о том, будут ли определенные их действия являться нарушением законодательства. Эта норма призвана гарантировать повышение предсказуемости применения законодательства о защите экономической конкуренции, что придаст уверенности предпринимателям в их хозяйственной деятельности.

Закон Украины “О защите экономической конкуренции” вступил в силу через год с момента его опубликования –

2 марта 2002 года. С целью недопущения ограничений законных интересов предпринимателей, в соответствии с заключительными положениями Закона, согласованные действия, относительно которых заявление было представлено до вступления в силу этого Закона, считаются разрешенными, если на протяжении года со дня вступления в силу данного Закона Комитет не примет решения об их запрете. Такой механизм обеспечивает сохранение прав предпринимателей и постепенный переход от антимонопольного законодательства к новому законодательству о защите экономической конкуренции.

Следует иметь в виду, что, согласно Закону, согласованными действиями являются: заключение субъектами хозяйствования соглашений в любой форме; принятие объединениями решений в любой форме; а также любое другое согласованное конкурентное поведение (деятельность, бездеятельность) субъектов хозяйствования. Кроме того, к согласованным действиям относится также создание субъекта хозяйствования, целью или следствием создания которого является координация конкурентного поведения между субъектами хозяйствования, которые создали указанный субъект хозяйствования, или между ними и новообразованным субъектом хозяйствования.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Судьям присвоено звание "Заслуженный юрист"

Изменения в составе координационного комитета

Хороших юристов много не бывает

Деловая практика

Изменение способа исполнения

Законодательная практика

Исполнительное производство - законодательные пробелы

Зарубежная практика

Результаты дела о желенодорожной катастрофе

Забастовка против закона о безработице

Не заплатишь налог - не попадешь домой

Генерала не отдают Гаагскому трибуналу

Неделя права

С днем юриста

Американский суд над одесским "авторитетом"

Минюст решил заняться коммунальными услугами?

Рассмотрение иска к ГНАУ и Азарову откладывается

Новости профессии

Срок обращения векселей продлен

Слушание дел о продаже пакета акций северного ГОКА перенесено

Государстов собирается усилить контроль за деятельностью арбиражных управляющих

Президент подписал Указ о создании судов

Первая полоса

Игра на грани кворума

Прецеденты

Признание недействительным кредитного договора

Признание сделки недействительной

Признание и исполнение иностранного арбитражного решения

Судебная практика

Приобретение доли - верное решение

Налоговая инспекция не получит НДС дважды

Вексельное дело

Тема номера

Общая характеристика конкурентного законодательства Украины

Аргументы для беседы с АМК Украины

Применение конкурентного законодательства

Товарные знаки

Высший хозяйственный пилотаж

Частная практика

Принцип презумпции невиновности и адвокатская тайна

Юридический форум

Законная минимизация налогов

Порядок пересмотра решений

Кому не нужен Хозяйственный кодекс?

Інші новини

PRAVO.UA