Уже третий год с переменным успехом продолжается противостояние Киевской городской государственной администрации (КГГА) и собственников наземных транспортных средств вокруг введенного в столице принудительного перемещения автомобилей, припаркованных с нарушением правил парковки в г. Киеве. До недавнего времени эвакуаторы, осуществляющие такое перемещение, простаивали без нужд, поскольку судебными решениями был приостановлен приказ КГГА, на основании которого проводилась эвакуация.
Но, начиная с 21 июля с.г., многие водители вместо оставленного им автомобиля стали находить на ближайших столбах, оградах, бордюрах или попросту на дорожном полотне наклейки формата примерно А-4 желтого цвета, уведомляющие, что отсутствующее ранее припаркованное на этом месте ТС такой-то марки с таким-тономерным знаком перемещено на штрафплощадку по такому-то адресу, а если возникли вопросы — звоните по указанному телефону. Обозначенные меры предпринимаются сотрудниками коммунального предприятия КГГА «Киевтранспарксервис» якобы на основании некоего совместного приказа Главного управления транспорта КГГА иГлавного управления МВД Украины в г. Киеве.
Ознакомиться с обозначенным приказом и своими правами, при принудительном перемещении автомобиля, ни накануне начала работы эвакуаторов, ни сегодня не предоставляется возможным для широкого круга участников дорожного движения в столице (хотя того требует закон). В открытых источниках массовой информации — базы законодательства, Интернет, коммунальные и государственные газеты — этот совместный приказ обнаружить не удалось. Правда, в киевской муниципальной газете «Крещатик» (№ 127 (3343) от 21 июля 2008 года) была опубликована статья о том, что на столичных улицах начали работу эвакуаторы. Ранее, 18 июля, на брифинге киевский городской голова Леонид Черновецкий заявил, что Главное управление юстиции в г. Киеве зарегистрировало некий совместный приказ КГГА и ГУ МВД Украины в г. Киеве, по которому принудительное перемещение транспортных средств имеет законное основание.
Дабы разобраться, что же это за совместный приказ и какова его юридическая сила, редакция «Юридической практики» обратилась с соответствующими информационными запросами в Главное управление юстиции в г. Киеве, Информационно-аналитический центр «Лига», государственное предприятие Министерства юстиции Украины «Информационный центр» и, собственно, в Министерство юстиции Украины.
В настоящее время получен ответ только от Минюста, который предоставил удостоверенную копию текста приказа № 41/104 от 16 июля 2008 года «Об утверждении Порядка взаимодействия между Главным управлением МВД Украины в городе Киеве и Главным управлением транспорта исполнительного органа киевского городского совета (Киевской городской государственной администрации) относительно прекращения административных правонарушений, связанных с нарушением правил остановки и стоянки транспортных средств», зарегистрированного в Главном управлении юстиции в г. Киеве также 16 июля 2008 года под номером 18/784. Действительно, на основании этого нормативного акта в случае нарушения водителем автомобиля Правил дорожного движения вместе с составлением протокола об административном правонарушении (нарушении Правил дорожного движения) и наложением административного взыскания применяется принудительная транспортировка автомобиля. Но, очевидно, этот приказ, как и любой другой нормативный акт, может применяться только после его вступления в законную силу.
Так, в своем ответе Минюст обратил внимание на то, что статьей 41 Закона Украины «О местных государственных администрациях» определено, что нормативно-правовые акты этих органов вступают в силу с момента их регистрации, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.
При этом Минюст подчеркнул, что нормативно-правовые акты местных госадминистраций, касающиеся прав и обязанностей граждан или носящие общий характер, подлежат обнародованию и вступают в силу с момента их обнародования, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.
Оговорки о более позднем вступлении в силу в приказе № 41/104 нет. Следовательно, этот приказ стоит считать действующим со дня обнародования. Редакция проверила все номера муниципальных газет «Крещатик» и «Вечерний Киев» с 16 июля по 29 августа, и ни в одном из них публикацию текста совместного приказа и утвержденного им порядка обнаружено не было. Из чего можно сделать вывод, что официальной публикации в печатных СМИ приказа не было.
Справедливости ради отметим, что спустя месяц после регистрации, а именно: 14 августа с.г., приказ № 41/104 был размещен в базе «Региональное законодательство» системы «Лига:Закон» в рамках Программы информационного сотрудничества с Киевским городским советом. Отметим, что, ожидая обнародования приказа, редакция также обращалась с запросом о предоставлении копии приказа № 41/104 во Всеукраинскую сеть «Лига:Закон», в ответ на который по электронной почте 13 августа была уведомлена, что с запрашиваемым текстом можно будет ознакомиться с 14 августа, когда он будет размещен в системе.
Таким образом, с 14 августа часть водителей транспортных средств, которые пользуются обозначенной базой законодательства, получили возможность ознакомиться с содержанием столь «таинственного» приказа. Хотя напомним, что размещение акта в базе законодательства не является его официальным опубликованием. Впрочем, исследовав информацию о приказе № 41/104, можно узнать, что он «действующий», но информация о том, в каких печатных СМИ он был опубликован, не указывается, хотя, как правило, справка системы «Лига:Закон» содержит и такую информацию о размещаемых в ней актах.
Отметим, что статья 57 Конституции Украины гарантирует право каждого знать свои права и обязанности. Кроме того, устанавливает, что законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, должны быть доведены к сведению населения в порядке, установленном законом, в противном случае такие акты являются недействующими.
Итогом расследования редакции является вывод, что принудительное перемещение автомобилей на основании приказа № 41/104 не является таким, которое осуществляется на законных основаниях, уже хотя бы потому, что этот приказ не вступил в силу. Хотя для того, чтобы остановить работу соответствующих служб по данному приказу, необходимо решение суда.
Киев — не единственный город на Украине. где введена принудительная транспортировка автомобилей за нарушение правил парковки. Известно о судебных тяжбах, связанных с признанием противоправными аналогичных решений Одесского городского совета. Примечательно, что действующее решение от 16 апреля 2008 года, которым утвержден Порядок принудительного перемещения транспортных средств в г. Одессе, обжаловано в суде, но по делам по соответствующим искам лишь открыто производство. В то же время судебными решениями установлено, что эвакуация автомобилей, которая проводилась до вступления в силу указанного решения, осуществлялась без надлежащих правовых оснований, и ныне в местные суды поданы многочисленные иски о возмещении материального ущерба, понесенного в связи с проведенной без правовых оснований принудительной транспортировки автомобилей.
Принудительная эвакуация автомобилей также имеет место в европейских странах и США, но это — крайняя мера, применимая в случае, когда автомобиль препятствует проезду либо создает аварийную ситуацию.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…