Наше государство декларирует курс на интеграцию в Европейское сообщество. Подобный процесс предполагает достаточно тесное взаимодействие в различных отраслях экономики с государствами Европейского сообщества, в том числе и взаимодействие с банковскими системами.
В целях обеспечения упомянутой выше интеграции Украина осуществляет определенные шаги в адаптации собственного законодательства к нормам и стандртам Европейского Союза.
В случае успешного продвижения по этому пути таковая адаптация неизбежно затронет и существующую на данный момент систему финансового мониторинга с целью недопущения легализации (отмывания) денежных средств, полученных преступным путем, который (мониторинг) хоть и возложен формально на все учреждения, осуществляющие финансовые операции, но фактически в большей степени осуществляется банками как основными финансовыми учреждениями.
В понимании нашего права финансовый мониторинг банка изложен в Законах Украины «О банках и банковской деятельности», «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Финансовый мониторинг выражается в том, что банкам запрещено открывать и вести анонимные счета, вступать в отношения с клиентом — юридическим и физическим лицом, если возникает подозрение, что лицо действует не от своего имени, а также осуществлять идентификацию клиентов. Помимо стандартных сведений (полное наименование, местонахождение, сведения о государственной регистрации, реквизиты банка и номер текущего счета — для юридических лиц, и фамилия имя и отчество, номер и серия паспорта, орган, его выдавший, дата рождения и место проживания — для физических лиц), украинскими банками для юридического лица определяются также физические лица, которые могут прямо или опосредованно влиять на юридическое лицо — клиента и получают выгоду от его деятельности (в случае если клиент — хозяйственное общество, банк идентифицирует физических лиц, имеющих существенное участие в обществе).
Регулирование же данного вопроса на территории Европейского Союза несколько отличается. Несмотря на то что регулирование банковской деятельности по-прежнему осуществляется посредством национального законодательства, существуют документы, принятые правительством Европейского Союза и содержащие общие требования к осуществлению регулирования вопроса. На сегодня последним результатом сотрудничества государств — членов Европейского Союза в сфере недопущения и противодействия легализации (отмыванию) денег, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является Директива 2005/60/ЕС Европейского парламента и Совета о предотвращении использования финансовой системы с целью отмывания денег и финансирования терроризма.
Ее предшественница — Директива 91/308/ЕЭС Совета Европейских Содружеств — относительно предотвращения использования финансовой системы для целей отмывания денег предусматривала проведение идентификации клиентов, установила положение о том, что при возникновении подозрений учреждения, на которые распространяется данная Директива (банки входят в их число), необходимо ставить в известность компетентные органы государства, на территории которого находится учреждение, о такой операции, а также фиксирует положение о неуведомлении клиента и третьих лиц о том, что данные об операции переданы компетентным государственным органам его страны.
Директива 2005/60/ЕС вводит понятие «меры надлежащей осмотрительности». По своей сути, понятие «меры надлежащей осмотрительности» является более широкой категорией, объединяющей в себе принятую в нашем государстве идентификацию и финансовый мониторинг. Директива 2005/60/ЕС устанавливает требование к финансовым и кредитным учреждениям проявлять «меры надлежащей осмотрительности» к клиентам при установлении деловых отношений, выполнении случайных операций по текущим счетам на сумму 15 000 евро или более (независимо от того, проведена одна операция или несколько кажущихся связанными операций), если имеют место сомнения относительно отмывания средств или финансирования терроризма, вне зависимости от существующих ограничений и пороговых величин, а также при наличии сомнений о правдивости или соответствии ранее полученных идентификационных данных. Меры надлежащей осмотрительности предполагают:
а) идентификацию клиента;
б) идентификацию бенефициара, то есть физического лица (лиц), которое полностью владеет или контролирует юридическое лицо путем прямого или непрямого владения или контроля над значительным пакетом акций или прав голоса в юридическом лице, в том числе и посредством владения акциями на предъявителя (владение 25 % + 1 акцией, равно как и контроль 25 % и более имущества юридического лица, считается достаточным для достижения данного критерия), либо лица, иным способом осуществляющие контроль над руководством клиента, а также принятие мер для проверки личности бенефициара;
в) получение информации о цели и характере намерений данных деловых отношений;
г) проведение постоянного мониторинга деловых отношений, включая проверку операций, осуществляемых за время таких отношений, для определения соответствия таких операций информации о клиенте, его бизнесе и степени риска, включая, при необходимости, источник средств, и подтверждения, что такие документы, данные и информация своевременно обновляются.
На практике это означает, что европейские банки, получая нового клиента или выполняя новую операцию, идентифицируют клиента (получателя средств), доходя в данном процессе до физических лиц, и проверяют данных физических лиц. Также в процессе применения мер надлежащей осмотрительности изучается источник денежных средств, характер осуществляемых операций, который, в свою очередь, сопоставляется с остальными операциями данного лица. При этом особое внимание уделяется сложным, непривычно большим операциям и непривычным и сложным схемам, не имеющим очевидной юридической или экономической цели.
При этом случаи, когда клиент не присутствует физически при идентификации, случаи установления корреспондентских банковских отношений с респондентами из третьих стран, а также операции и деловые отношения с политическими деятелями (независимо от того, проживают они в одном из государств-членов или в третьей стране) считаются ситуациями повышенного риска отмывания денежных средств или финансирования терроризма. В таких случаях банки обязаны принимать дополнительные меры, помимо указанных выше мер надлежащей осмотрительности.
При подозрениях о финансировании терроризма банк обязан сразу же информировать компетентные органы государственной власти (подразделения финансовой разведки) страны, в которой находится, и по требованию таких органов предоставлять информеацию о клиенте и операции.
При этом Директива также устанавливает необходимость создания внутреннего положения, регулирующего осуществление мер разумной осмотрительности, необходимость проводить периодическое обучение сотрудников, осуществляющих указанные меры, с целью повышения эффективности системы.
КРАПИВКА Максим — юрист юридической фирмы «АНК», г. Одесса
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…