Отправной точкой юридического закрепления подачи предусмотренной законодательством Украины отчетности в электронном виде средствами телекоммуникационной связи стало принятие законов Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» и «Об электронной цифровой подписи» от 22 мая 2003 года.
С целью урегулирования взаимоотношений в апреле 2007 года была утверждена процедура подачи отчетности в органы Пенсионного фонда Украины (Порядок подачи отчетов в Пенсионный фонд Украины (ПФУ) в электронной форме, утвержденной постановлением правления ПФУ № 7-7 от 19 апреля 2007 года). А через год, в апреле 2008 года, утвержден порядок подачи налоговой отчетности (Инструкция о подготовке и подаче налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи утверждена приказом Государственной налоговой администрации Украины (ГНАУ) № 233 от 10 апреля 2008 года).
В соответствии с действующим законодательством Украины подача налоговой отчетности и отчетности в ПФУ в электронном виде не является обязательной. Налогоплательщик может выбрать наиболее приемлемый для себя способ подачи отчетов:
— в электронном виде или на бумажных носителях;
— в электронном виде на магнитных носителях с подачей копий документов на бумажном носителе или с помощью телекоммуникационных сетей (Интернета).
Для подачи налоговой отчетности в электронном виде:
1) налогоплательщик по месту регистрации получает два экземпляра договора для подписания с ГНАУ. Договор заключается по форме примерного договора, представленного в приложении 1 к Инструкции о подготовке и подаче налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи;
2) орган государственной налоговой службы записывает на электронный носитель налогоплательщика (или через сайт ГНАУ) бесплатное специализированное программное обеспечение формирования и подачи в органы налоговой службы налоговых документов в электронном виде;
3) налогоплательщик получает в любом аккредитованном ГНАУ центре сертификации ключей усиленные сертификаты ключей руководителя, бухгалтера и печати (перечень аккредитованных центров сертификации ключей представлен на сайте ГНАУ http://sta.kmu.gov.ua);
4) налогоплательщик подает в орган государственной налоговой службы по месту регистрации подписанный со своей стороны договор с сертификатами ключей в электронном виде.
Для подачи отчетности в органы ПФУ необходимо:
1) получить усиленные сертификаты открытых ключей электронной цифровой подписи уполномоченных должностных лиц и печати, а также программное обеспечение для подготовки отчетности;
2) письменно проинформировать о желании подавать отчетность в электронном виде в орган ПФУ по месту подачи отчетности;
3) заключить договор с центром обработки электронных отчетов — государственным предприятием «Информационный центр персонифицированного учета ПФУ».
Переход на подачу отчетности в электронном виде потребует дополнительных расходов предприятия. В среднем они составят от 120 до 1200 грн, в зависимости от необходимого количества усиленных сертификатов ключей.
В связи с этим на рассмотрение Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики был подан законопроект «О внесении изменений в подпункт «з» пункта 4.4.2 пункта 4.4 статьи 4 Закона Украины «О погашении обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами». В соответствии с указанным законопроектом контролирующий орган будет обязан бесплатно обеспечить налогоплательщиков специальным программным обеспечением для отчетности в электронном виде и усиленными сертификатами открытых ключей, что дополнительно мотивирует для постепенного централизованного перехода к подаче отчетности в электронном виде.
Как уже указывалось выше, подача налоговой отчетности и отчетности в ПФУ в электронном виде сегодня не является обязательной, и налогоплательщик может выбрать наиболее приемлемый для себя способ. Например, в Российской Федерации, начиная с 2008 года, налоговые декларации (расчеты) налогоплательщиками, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, должны подаваться в налоговые органы исключительно в электронном виде.
Плюсы электронной отчетности:
1) экономия времени;
2) отсутствие обязанности подавать отчетность в бумажном виде;
3) сокращение количества технических ошибок при заполнении документов;
4) независимость от графика работы контролирующего органа;
5) оперативность и точность обработки информации.
Минусы электронной отчетности:
1) дополнительные расходы на приобретение сертификатов открытых ключей электронной цифровой подписи;
2) обязательное наличие доступа к Интернету;
3) зависимость от работы интернет-провайдера;
4) сбои программного обеспечения.
Интернет как некий феномен современности и законодательное регулирование предоставили нам массу возможностей, однако некоторые аспекты остаются не обеспеченными законодательно. Например:
— программное обеспечение, используемое как органами налоговой службы Украины, так и органами ПФУ, является объектом авторского права. Значит, имущественные права на его использование должны быть соответственно оформлены;
— процедура подачи отчетности в электронном виде урегулирована только для налоговых органов и органов ПФУ.
ТКАЧЕНКО Ядвига — консультант ЧП «МАВОК», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…