Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Украины от 15 апреля 2005 года № 4 «Об отдельных вопросах применения судами Украины законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), лиц руководящего и рядового состава органов внутренних дел и некоторых других лиц», законодательством по вопросам пенсионного обеспечения, которое действовало до 1 января 2005 года, не были предусмотрены возможности перерасчета прежде назначенных пенсий в связи с введением после увольнения военнослужащих и лиц, которые имеют право на пенсию согласно Закону Украины «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц руководящего и рядового состава органов внутренних дел и некоторых других лиц», новых ежемесячных дополнительных видов денежного обеспечения, которых они не получали во время службы, а также премий
8 июня 2006 года коллегия судей Высшего административного суда Украины, рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке кассационного производства административное дело по иску гр-на М. к Одесскому областному военному комиссариату — о признании права на перерасчет пенсии по кассационной жалобе гр-на М. на решение Приморского районного суда г. Одессы от 6 апреля 2005 года и постановление Апелляционного суда Одесской области от 27 октября 2005 года, установила следующее.
В январе 2005 года гр-н М. обратился в суд с указанным исковым заявлением, в котором указывал, что приказом главнокомандующего сухопутных войск № * от 27 апреля 1982 года он был уволен в запас по статье 59, пункт «б» (по болезни). Приказом начальника штаба Одесского военного округа № ** от 17 мая 1982 года был исключен из списков личного состава части с 20 мая 1982 года. Общий стаж военной службы в Вооруженных Силах составил 30 лет.
После увольнения ответчику гр-ну М. была начислена пенсия, размер которой неоднократно изменялся. При этом, по мнению истца, военным комиссариатом в расчет пенсии неправомерно не были включены следующие виды денежного обеспечения:
— ежемесячная надбавка в размере 90 % за непрерывную военную службу, предусмотренная Указом Президента Украины № 389/2003 от 5 мая 2003 года;
— премия в размере 33,3 %, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины № 829 от 22 мая 2000 года и приказом министра обороны Украины № 75 от 5 марта 2001 года.
Просил обязать ответчика сделать перерасчет пенсии в связи с повышением размера денежного обеспечения соответствующих категорий военнослужащих и выплатить задолженность, которая возникла с момента введения соответствующих надбавок.
Решением Приморского районного суда г. Одессы от 6 апреля 2005 года в удовлетворении исковых требований грну М. отказано.
Постановлением Апелляционного суда Одесской области от 27 октября 2005 года апелляционная жалоба грна М. отклонена, а решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Не соглашаясь с постановленными по делу судебными решениями, гр-н М. подал в Высший административный суд Украины кассационную жалобу, в которой просит отменить решение районного и апелляционного судов в связи с допущенными нарушениями норм материального и процессуального права и постановить новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
В обоснование жалобы ссылался на нарушение судами норм Конституции Украины, статей 43, 63 Закона Украины «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц руководящего и рядового состава органов внутренних дел и некоторых других лиц».
Заслушав докладчика, исследовав материалы дела и доводы кассационной жалобы, коллегия судей пришла к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, исходя из таких оснований.
Судом первой инстанции установлено, что истец был уволен с военной службы в 1982 году.
Согласно части 3 статьи 43 Закона Украины «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц руководящего и рядового состава органов внутренних дел и некоторых других лиц», суд обоснованно пришел к заключению, что пенсии военнослужащим офицерского состава начисляются из денежного обеспечения этих военнослужащих. При этом для начисления пенсии учитываются соответствующие должностные оклады, оклады за воинское или специальное звания, процентные надбавки за выслугу лет, надбавки за ученое звание и научную степень, квалификацию и условия службы в порядке и размерах, которые определяются Кабинетом Министров Украины.
Согласно пункту 7 постановления Кабинета Министров Украины от 17 июля 1992 года № 393 «О порядке расчета выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и денежной помощи лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и военной службы по контракту, лицам руководящего и рядового состава органов внутренних дел и членам их семей» пенсии исчисляются из таких видов денежного обеспечения: оклада последней штатной должности, занимаемой перед увольнением; оклада за воинское или специальное звание; процентной надбавки за выслугу лет; дополнительных видов денежного обеспечения, которые предоставляются ежемесячно (надбавки за ученое звание и научную степень, квалификацию и условия службы).
В соответствии с пунктом 3 постановления Кабинета Министров Украины от 22 мая 2000 года № 829 «О денежном обеспечении военнослужащих», командирам воинских частей было предоставлено право премировать военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы) Вооруженных Сил соответственно их личному вкладу в общий результат работы в пределах фонда премирования, созданного в размере четырехмесячного фонда денежного обеспечения, без ограничения индивидуальных премий максимальными размерами.
Из приведенного следует, что премия размером 33,3 % не относится к дополнительному виду денежного обеспечения, а введенные Указом Президента Украины № 389/2003 ежемесячные надбавки военнослужащим принадлежат к дополнительным видам денежного обеспечения и учитываются при начислении пенсии лицам, которые получали их во время прохождения службы, и уволенным после их введения. Должностные оклады, оклады за воинское или специальное звания, процентные надбавки за выслугу лет, которые получал гр-н М., Указом не изменялись.
Заявитель во время прохождения службы этих надбавок не получал, был уволен в запас в 1982 году, а потому действие Указа на него не распространяется.
Закон Украины «О внесении изменений в статью 43 Закона Украины «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц руководящего и рядового состава органов внутренних дел и некоторых других лиц» не имеет обратной силы, поэтому требования относительно перерасчета пенсии с учетом внедренных после увольнения со службы новых ежемесячных дополнительных видов денежного обеспечения и премий за прошлое время, т.е. до 1 января 2005 года, удовлетворению не подлежат.
Указанное подтверждается разъяснениями, изложенными в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Украины от 15 апреля 2005 года № 4 «Об отдельных вопросах применения судами Украины законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), лиц руководящего и рядового состава органов внутренних дел и некоторых других лиц», где изложено, что законодательством по вопросам пенсионного обеспечения, которое действовало до 1 января 2005 года, не были предусмотрены возможности перерасчета прежде назначенных пенсий в связи с введением после увольнения военнослужащих и лиц, которые имеют право на пенсию согласно Закону Украины «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц руководящего и рядового состава органов внутренних дел и некоторых других лиц», новых ежемесячных дополнительных видов денежного обеспечения, которых они не получали во время службы, а также премий.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, обоснованно оставив в силе решения суда первой инстанции, отказал гр-ну М. в удовлетворении его жалобы.
При установлении приведенных фактов судами не нарушены нормы материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы указанный вывод суда не опровергает.
Согласно части 1 статьи 224 КАС Украины, суд кассационной инстанции оставляет кассационную жалобу без удовлетворения, а судебные решения — без изменения, если признает, что суды первой и апелляционной инстанций не допустили нарушений норм материального и процессуального права при принятии судебных решений или совершении процессуальных действий.
Руководствуясь статьями 220, 221, 224, 231 Кодекса административного судопроизводства Украины, коллегия судей постановила:
— кассационную жалобу гр-на М. — оставить без удовлетворения;
— решение Приморского районного суда г. Одессы от 6 апреля 2005 года и постановление Апелляционного суда Одесской области от 27 октября 2005 года — оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его провозглашения.
(Определение коллегии судей Высшего административного суда Украины от 8 июня 2006 года. Председательствующий — судья Бутенко В.И., судьи — Панченко А.И., Гончар Л.Я., Лиска Т.А., Сорока Н.А.)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…