На усмотрение судьи — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №29 (499) » На усмотрение судьи

На усмотрение судьи

Когда человек привлекается к уголовной ответственности, то он, его родные и близкие в первую очередь хотят знать, какое же наказание может быть назначено за совершенное преступление. Они узнают, «сколько и чего» предусматривает инкриминируемая статья, а наиболее любознательные доходят до того, что суд при определенных условиях может дать наказание ниже, чем предусмотрел законодатель за это преступление.

Анализ текста Уголовного кодекса Украины 2001 года (УК Украины) указывает, что законодатель все уголовные наказания, предусмотренные статьей 51 УК Украины, разделил также в соответствии с тем, может суд назначить их только в случаях, указанных в санкции инкриминируемой статьи УК Украины, или также на свое усмотрение, или вообще на свое усмотрение, если наказание не указано в санкции инкриминируемой статьи. Это распределение имеет значение не только для студентов юридических учебных заведений, но и в практической деятельности всех лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве или относительно которых оно ведется.

Законодателем предусмотрены следующие виды уголовного наказания:

1) назначаемые лишь в случаях, специально предусмотренных в Особой части УК Украины, — штраф (статья 53), ­конфискация имущества (статья 59), пожизненное лишение свободы (статья 64);

2) назначаемые как в случаях, указанных в соответствующей статье Особой ­части УК Украины, так и на усмотрение суда — лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (как дополнительное наказание) (часть 2 статьи 55), служебные ограничения для военнослужащих (статья 58), содержание в дисциплинарном батальоне военнослужащих (статья 62);

3) назначаемые только на усмотрение суда — лишение воинского, специального звания, ранга, чина или квалификационного класса (статья 54);

4) относительно которых не указано, могут они назначаться лишь в случаях, указанных в Особой части УК Украины, или на усмотрение суда — лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (как основное наказание) (часть 1 статьи 55), общественные работы (статья 56), исправительные работы (статья 57), арест (статья 60), ограничение свободы (статья 61), лишение свободы на определенный срок (статья 63).

Попытки распределить наказания по обязательности назначения их судом были предприняты еще в Уголовном кодексе УССР в 1927 году. Тогда суд мог применять по своему усмотрению все меры наказания, кроме расстрела (статья 31), штрафа (статья 39) и конфискации имущества (статья 40), которые назначались лишь в случаях, прямо предусмотренных в Особой части Кодекса. Но тогда существовали и другие принципы, от которых законодатель давно отказался, как от недемократических и своевольных. В соответствии со статьей 8 за опаснейшие преступления сталинский УК УССР устанавливал границу, ниже которой суд не имел права назначать мероприятия социальной защиты, а за другие — только высшую границу меры социальной защиты. В уголовном праве широко применялась аналогия закона, прямо предусмотренная частью 2 статьи 7 УК УССР.

В соответствии с Уголовным кодексом УССР 1960 года суд мог назначить только в случаях, прямо указанных в законе, такие наказания: расстрел (статья 24), лишение свободы (статья 25), ссылка, как дополнительное наказание (статья 27), высылка, как дополнительное наказание (статья 28), штраф (статья 32), конфискация имущества (статья 35). Суду давалось право по своему усмотрению применить к осужденному ссылку или высылку, как основное наказание (статьи 27 и 28), лишить осужденного права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью (статья 31), либо воинского, специального звания, ранга, чина либо квалификационного класса (статья 37), либо родительских прав (статья 38). Содержание в дисциплинарном батальоне военнослужащих могло применяться как в случаях, прямо указанных в законе, так и на усмотрение суда. Вышеуказанные положения фактически перечеркивали требование части 1 статьи 39 о том, что «суд назначает наказание в пределах, установленных статьей закона, которая предусматривает ответственность за совершение преступления, в точном соответствии с положениями Общей части этого Кодекса».

Мы хорошо знаем, к чему привело применение на усмотрение суда наказаний, прямо не указанных в статье за конкретное преступление. Людей, неугодных руководству, за незначительные нарушения высылали или ссылали в отдаленные районы, лишали чинов, званий, прав, фактически перечеркивали их жизнь и будущее. Когда сталинским режимом был создан трагически известный Особый совет, который имел право осуждать за конкретно указанные контрреволюционные преступления к ссылке в отдаленные районы сроком до 10 лет и по своему усмотрению имел право также лишать права переписки. Так возникло новое наказание — 10 лет ссылки в отдаленные лагеря без права переписки, что на практике означало немедленный расстрел — человек исчезал, и его не могли найти, не было права переписки.

Теперь опять возникла интересная проблема — суд может назначить осужденному целый ряд наказаний, не указанных в санкции соответствующей статьи Особой части УК, чем ухудшит его положение. Хотя в пункте 1 части 1 статьи 65 УК Украины 2001 года указано, что суд назначает наказание в пределах, установленных в санкции статьи Особой части этого Кодекса, что предусматривает ответственность за совершенное преступление, а в частях 3 и 4 статьи 65 приведено лишь два исключения — назначение более мягкого наказания и назначение наказаний по совокупности преступлений и приговоров, но в статьях 50—64 УК совсем другое положение. Человеческая психология, в том числе судей, имеет значительную инертность. Поэтому только прямое запрещение определенных действий может быть надежным заслоном своеволию, но, как указано выше, зако-нодатель такого запрещения не ввел.

Порядок применения судами наказаний детализирован в постановлении Пленума Верховного Суда Украины «О практике назначения судами уголовного наказания» № 7 от 24 октября 2003 года. В пункте 15 этого постановления прямо сказано: «Те виды наказаний, которые применяются как дополнительные, кроме штрафа и конфискации имущества, могут назначаться и тогда, когда они не указаны в санкции закона. В таком случае решение о назначении дополнительного наказания, приведенное в резолютивной части приговора, должно содержать ссылку на статью Общей части УК, которой предусмотрены условия и порядок применения этого вида наказания. Лишение воинского, специального звания, ранга, чина или квалификационного класса как вид наказания не указывается в санкциях норм Особой части УК и применяется по решению суда».

Верховный Суд Украины также не дал разъяснения относительно возможности и порядка применения судами наказаний, которые могут назначаться как в случаях, указанных в санкции статьи, так и на усмотрение суда, и тех, относительно которых законодатель не указал, могут они назначаться лишь в случаях, указанных в Особой части УК Украины, или на усмотрение суда (а это лишение свободы и ряд других распространенных и тяжких наказаний).

При определенных условиях суд по своему усмотрению может не применить некоторые уголовные наказания, установленные законодателем. Причем для применения более мягкого наказания, чем предусмотрено в санкции статьи, нужно соблюдение ряда условий, указанных в статье 69 УК Украины, а применение или неприменение определенного наказания отдано на усмотрение суда.

Содержащееся в пункте 2 части 1 статьи 65 УК Украины положение о том, что суд назначает наказание соответственно положениям Общей части этого Кодекса, по моему мнению, отнюдь не указывает на возможность применения судом по своему усмотрению наказания, не указанного в санкциях статей Особой части УК Украины. Это больше похоже на судебное своеволие, когда суд назначает осужденному наказание, не предусмотренное законодателем за данное преступление.

Рассмотрим такой пример. Лицо совершило особо тяжкое преступление, предусмотренное частью 3 статьи 286 УК Украины, — нарушение правил безопасности дорожного движения, что повлекло гибель нескольких лиц, и суд лишает его воинского звания полковника, что сразу повлияет на его пенсию, льготы и другие законные права и интересы. Законодатель прямо не предусмотрел такого наказания за указанное преступление, и только от судьи будет зависеть его применение. Судья из лица, применяющего закон, превратится в творца закона об уголовном наказании за конкретное преступление.

Служебные ограничения для военно­служащих и содержание в дисциплинарном батальоне военнослужащих суд может применить и в случаях, когда они не предусмотрены санкциями соответствующих статей, то есть появляются еще два специфических случая назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено законом.

Относительно шести наказаний, указанных в пункте 4 предложенной градации, законодатель вообще не указал, в каких случаях их можно применять — когда они предусмотрены в санкциях соответствующих статей или на усмотрение суда. Но из логического и систематического толкования раздела Х УК Украины следует, что суд может назначать или не назначать их по своему желанию, так как законодатель не установил в отношении их никаких ограничений. Интересно, что в УК УССР в 1960 году лишение свободы могло назначаться лишь в случаях, прямо указанных в статье Особой части УК, а в новом Кодексе такого ограничения нет.

Имея большой опыт работы в прокуратуре, я знаю, что в большинстве случаев судебная практика воздерживается от своевольного применения наказаний. Но значительно лучше законодательно урегулировать этот вопрос, поставить надежный заслон возможным нарушениям и своеволию. Мы имеем горький опыт, когда на Украине пробелы в законе используются разными силами для грубого нарушения прав простого человека. И никто не даст гарантии, что в будущем суды не начнут по указанию сверху применять лишение свободы за преступления, за которые оно не предусмотрено, и ссылаться на статью 63 и пункт 2 части 1 статьи 65 действующего УК Украины.

Полагаю, что в Общей части УК Украины нужно закрепить, что суд может применить любое уголовное наказание только в случаях, прямо указанных в санкции соответствующей статьи Особой части, или не применять его по законодательно предусмотренным причинам, мотивированным в приговоре. Наказание, прямо не указанное в санкции статьи, может применяться лишь для смягчения наказания в порядке, предусмотренном статьей 69 УК Украины. Я понимаю, что придется доработать ряд положений как Общей, так и Особой частей УК, но это нужно для ­обеспечения настоящего правосудия, соблюдения прав и свобод человека.

КОТАШЕВСКИЙ Александр — ­старший преподаватель Ровенского института Университета «Украина», почетный работник Прокуратуры Украины, г. Ровно

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Минюст будет регистрировать все?!

Деловая практика

В какой суд идти пайщику?

Законодательная практика

По примеру Шерлока Холмса

Комментарии и аналитика

На усмотрение судьи

Медиация и права человека

Акционер и акционерное общество: права и обязанности

Неделя права

Льготы в полном объеме

Секретариат информирует...

Цена информации

Решения суда — в Интернет

Кто, как и чем мешает АМКУ?

Реестр событий

Вступил в силу или нет?

КСУ себе избрал...

Кто прав, кто виноват?

Судебная практика

Обещанного три года ждут

Судебные решения

Об ответственности за превышение власти и служебных полномочий

О возмещении морального и материального вреда, причиненного вследствие нарушения авторских прав

О праве на перерасчет пенсии военнослужащих

О перерасчете пенсии научных работников

Тема номера

Иностранцам ПДД «не писаны»

ВСУ или европейская кассация...

Защита права граждан на выборы в Европейском суде по правам человека

Частная практика

Учреждающее лицо

Юридический форум

Сайт «Юридической практики» снова On-line

В «Юридической практике» — новый генеральный директор

Адвокаты — за свой Закон

Інші новини

PRAVO.UA