Налоговая мини-революция — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №8 (322) » Налоговая мини-революция

Налоговая мини-революция

Среди бухгалтеров и аудиторов распространена успевшая стать популярной шутка: «Спасибо тебе, наш законодатель. Кем бы мы были без тебя? Мы бы, как в старые добрые советские времена, считали себе зарплату, и никто о нас не вспоминал бы, и никто не считался бы с нашим мнением. Ты же, о великий, вывел нас в люди». Имеется в виду, естественно, «блестящая» законодательная деятельность в сфере налогообложения. Последним творением украинского законодателя стало принятие законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2004 год» (законопроект), текст которого был подписан председателем Верховного Совета Украины 17 февраля 2004 года.

Куда же вносятся изменения?

В случае подписания законопроекта Президентом Украины Леонидом Кучмой будут внесены изменения в целый ряд законодательных актов, среди которых: Бюджетный и Таможенный кодексы, ключевые законы о налогообложении (сюда относятся и декреты Кабинета Министров Украины «Об акцизном сборе» и «О государственной пошлине»), многие другие законодательные акты, регулирующие разные сферы деятельности (алкогольное и табачное производство, внешнеэкономическую деятельность и другие). Считаются утратившими силу законы Украины «О временном налогообложении операций по изготовлению и продаже нефти сырой и некоторых горюче-смазочных материалов», «О внесении изменений в статью 11 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (последний – от 2 октября 2003 года). В сумме изменения вносятся в 33 законодательных акта, а два утрачивают силу. Изменения же, за которые проголосовали народные избранники, иногда просто радикальный.

То, что бросается в глаза

Кардинальные изменения внесены в ключевые законы о налогообложении. И сразу бросаются в глаза противоречия, возникающие между налоговым законодательством и законодательством о других сферах деятельности, например, туризме. Закон «О туризме» и законопроект в части изменений в Закон «О налоге на добавленную стоимость» дают разные определения туризма. Согласно этим изменениям, туризмом является временный отъезд физического лица с постоянного места жительства: в пределах Украины – на срок не более года, включая день отъезда и приезда; за пределы Украины – не более чем на 183 дня, включая день отъезда и приезда. Не считается туризмом отъезд физического лица с места постоянного проживания вследствие исполнения профессиональных обязанностей, для трудоустройства и в других предпринимательских целях, в целях смены гражданства, или получения вида на жительство, или права на работу в другой стране.

Закон «О туризме» называет туристами лиц, осуществляющих путешествие по Украине или в другую, не запрещенную для пребывания страну сроком от 24-х часов до одного года, без осуществления какой-либо оплачиваемой деятельности и с обязательством оставить страну или место пребывания в обозначенный срок.

Противоречие налицо. Максимальный срок, разрешенный для осуществления туризма за рубежом, согласно Закону «О туризме» – один год, а по законопроекту – 183 дня. Различаются также определения туроператоров, турагентов и туристического продукта. Законопроект определяет, что обязательной услугой в туристическом продукте, предоставляемом субъектами туристической деятельности, является размещение туриста.

Есть и более весомые изменения. Например, новый подход к определению субъектов – плательщиков НДС. Согласно законопроекту, это любое лицо (в том числе и новосозданное), осуществляющее хозяйственную деятельность на постоянной основе и добровольно зарегистрировавшееся плательщиком НДС или подлежащее обязательной регистрации. Рассмотрим очень яркий пример. Лицо должно обязательно зарегистрироваться как плательщик НДС, если общая сумма компенсации стоимости поставок товаров (услуг), подлежащих обложению НДС, насчитанная (оплаченная, предоставленная) такому лицу или в счет погашения его обязательств третьим лицам, достигает за любой период на протяжении последних 12 календарных месяцев предельной суммы в 300 тыс. грн (без учета НДС), вне зависимости от того, какой режим налогообложения оно использует. Эта норма очень красиво «убивает» единоналожников, оборот которых, облагаемый НДС, превышает 300 тыс. грн. Продолжение этого положения законопроекта звучит еще интереснее: «Если налогооблагаемые операции лица и связанного с ним лица (лиц) являются тождественными полностью или преимущественно, в целях расчета обозначенной предельной суммы (300 тыс. грн) берется сумма компенсаций, предоставленных всем таким лицам. Налогооблагаемые операции считаются преимущественно тождественными, если сумма компенсаций, полученных связанными лицами за тождественные налогооблагаемые операции, равна или превышает 50% общей суммы полученных ими компенсаций на протяжении обозначенного двенадцатимесячного периода». Очень интересная формулировка. Она снижает сумму в 300 тыс. грн пропорционально количеству связанных лиц. По крайней мере, это следует из буквы законопроекта.

Кроме этого, законодатель предлагает снизить ставку НДС с 20 до 15 %. Это планируется реализовать с 1 января 2006 года. Постепенный переход будет такой: 20 % – до 1 января 2005 года, 17 % – до 1 января 2006 года, а потом 15 %.

Рассмотрим еще один налоговый Закон «О налогообложении прибыли предприятий». Вот некоторые интересные новшества. При расчете в налоговом учете прироста-убыли балансовой стоимости запасов закреплено право учитывать только материальную (сырьевую) составляющую стоимости. Это означает, что такие расходы, как зарплата, налоги, стоимость услуг и работ сторонних организаций, попадают в момент их осуществления в состав валовых без корректировки.

Расширяется перечень методов оценки убывания запасов. Добавляются методы средневзвешенной стоимости и нормативных затрат – для учета производственных запасов и метод цены продажи – для торговли.

Кроме того, энергогенерирующим предприятиям предоставляется право вести учет прироста-убыли балансовой стоимости запасов только по результатам года. Установлен стоимостный барьер в 1000 грн для отнесения предметов к МБП (малоценные быстроизнашивающиеся предметы) и соответственно в состав валовых расходов.

В декрете Кабинета Министров Украины «О государственной пошлине» слова «не облагаемый налогом минимум доходов граждан» заменили во всех падежах «налоговая социальная льгота, установленная на начало соответствующего налогового года». Согласно подпункту 6.1.1 пункта 6.1 статьи 6 Закона «О налоге на доходы физических лиц», размер такой льготы равен минимальной заработной плате. В 2004 году это будет 30 % от минимальной заработной платы, в 2005 – 50%, в 2006 – 80 %, и в 2007 – 100 %. Интересен подход законодателя к конституционному принципу судебной защиты прав и свобод человека и гражданина, не говоря уже о юридических лицах.

Согласно «Заключительным положениям» законопроекта, он вступает в силу со дня его опубликования и распространяется на определение налоговых обязательств первого налогового периода 2004 года по соответствующему налогу, сбору (обязательному платежу), кроме некоторых положений. Без комментариев.

Мы лишь чуть-чуть затронули изменения только трех законодательных актов. А весь законопроект – поистине фундаментальный труд. При его анализе можно сделать вывод о его позитивной роли, хотя вопросов остается немало, особенно в части практического применения некоторых его положений (примеры приведены выше). К теме законопроекта «ЮП» еще постарается вернуться, более детально охарактеризовав отдельные его положения.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Проблемы налогового законодательства

Деловая практика

Блага могут пойти не на благо?

Законодательная практика

Налоговая мини-революция

Зарубежная практика

Особая форма юридического лица

Комментарии и аналитика

Квазидоговор и борьба с ним

Как надо правильно менять кодексы

Акционер? Предъяви свои полномочия

Репортаж

Адвокаты сделали свой выбор

В АМКУ тоже учатся

Судебная практика

Противоречивая судебная практика

Так что же входит в «другие расходы»?

Кассационная жалоба может быть подана повторно

Принять решение никогда не поздно

Мотивированная жалоба с указанием сути допущенных нарушений соответствует требованиям ХПК

Реестр почтовых отправлений является доказательством отправления кассационной жалобы

Квалификация судьи оставляет желать лучшего…

Наймодатель может быть привлечен к ответственности за ненадлежащее выполнение договора найма

Работа судей: как умеют, так и работают?

Если доводы жалобы по своей сути отвечают требованиям ХПК, то она должна быть рассмотрена ВХСУ

Тема номера

Что такое предварительный договор?

О применении кодексов активно спорят

Виды юридических лиц в новых Кодексах

Трибуна

ХК - теракт «хозяйственников»?

Частная практика

Нет предела совершенству

Юридический форум

ПИСЬМО РЕДАКТОРУ

Ассоциация юристов Украины готовит съезд

О нем должны знать…

Новые законы ставят в тупик

А может, они одинаковые?

Інші новини

PRAVO.UA