Пенсионная система будет дополнена накопительной — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

На всех фондах

Солидарная пенсионная система будет дополнена накопительной

Параллельно с Пенсионным фондом Украины предлагается создать Накопительный фонд. таким образом граждане кроме государственной пенсии смогут получать дополнительную, 
за счет персональных сбережений

Во исполнение поручения Кабинета Министров Украины Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) завершила разработку законопроекта «Об общеобязательном накопительном пенсионном обеспечении». Законопроектом предложено ввести в Украине пенсионную систему второго уровня. Таким образом, нынешняя солидарная пенсионная система будет дополнена новой, накопительной, согласно которой каждый работающий гражданин будет осуществлять платежи на свой персональный пенсионный счет. По достижении пенсионного возраста он сможет получить дополнительные выплаты за счет сделанных взносов. Кроме того, в случае преждевременной смерти собственника счета деньги могут быть в полном объеме унаследованы его потомками.

Обязательное участие

Согласно законопроекту взносы в систему общеобязательного накопительного пенсионного обеспечения не считаются составляющей частью единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, а начисляются и выплачиваются отдельно.

НКЦБФР предлагает установить размер взноса на уровне 2 % дохода граждан на протяжении первого года функционирования накопительной пенсионной системы. В дальнейшем взносы будут увеличиваться на 1 % ежегодно до конечного уровня —10 %. Важно, что увеличение взносов возможно только в случае повышения среднемесячной заработной платы в Украине не менее чем на 5 %. Таким образом, максимальный уровень отчислений (10 %) будет установлен только тогда, когда средняя заработная плата в стране превысит нынешнюю на 40 %, рассказывают в НКЦБФР.

Как уже упоминалось, участвовать в системе накопительного страхования смогут только лица, работающие официально. Законопроект определяет, что к участникам системы относятся граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые являются работниками юридических лиц, гражданских объединений, физических лиц — предпринимателей, лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, работающие у других физических лиц на условиях трудового договора или выполняющие работу (предоставляющие услуги) у юридических или физических лиц по договорам гражданско-правового характера. Участниками системы будут и сами физические лица — предприниматели, в том числе и те, кто выбрал упрощенную систему налогообложения, а также лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность (в том числе юридическую практику, адвокатскую, нотариальную деятельность). Законопроект будет распространяться и на работников дипломатических представительств и консульских учреждений, лиц, которые работают на выборных должностях в органах государственной власти и местного самоуправления, военнослужащих, полицейских, а также на членов фермерского хозяйства.

Управление средствами

Документ обусловливает независимый от правительства статус управляющих пенсионными средствами. Разработчиками предложена комбинированная модель функционирования системы накопительного пенсионного обеспечения, которая предусматривает аккумулирование взносов в централизованном Накопительном фонде, а также в негосударственных пенсионных фондах, допущенных к деятельности во втором уровне пенсионной системы.

Управление активами средств Накопительного фонда будет осуществляться компаниями по управлению активами и пенсионными фондами, прошедшими соответствующую авторизацию. Авторизация субъектов системы (компаний по управлению активами, хранителей, негосударственных пенсионных фондов и администраторов) будет осуществляться путем включения их в Реестр авторизированных субъектов системы накопительного пенсионного обеспечения при условии соответствия таких субъектов установленным законом требованиям.

Хранение активов Накопительного фонда будет осуществляться банками-хранителями.

В свою очередь Пенсионный фонд Украины обязан предоставлять Накопительному фонду услуги персонифицированного учета участников фонда.

Вместе с тем законопроект устанавливает право свободного выбора гражданином авторизированной компании по управлению активами Накопительного фонда или авторизированного негосударственного пенсионного фонда, в котором он желает формировать свои обязательные пенсионные накопления.

Насколько прозрачной является предложенная система управления активами, прокомментировал Ярослав Сокуров, адвокат, старший юрист практики налогового права и бизнес-эффективности АО Juscutum: «Положения законопроекта вызывают достаточно вопросов. Например, сохранять сбережения будет так называемый сберегательный фонд, который будет создан силами Кабинета Министров Украины. Альтернативный вариант — негосударственные пенсионные фонды. Но такие фонды на данный момент не определены. Также в системе фигурируют компании по управлению активами, в которые могут поступить средства вкладчиков. И сегодня неизвестно, кто фактически будет «стоять» за такими компаниями и какие решения будут приняты в случае завышения максимального размера выплат на оплату услуг таких компаний».

Вторая пенсия

Основанием для осуществления выплат служит заявление участника системы, достигшего пенсионного возраста, поданное в Пенсионный фонд Украины. Предусмотрена и возможность получения выплат до выхода на пенсию. Так, участник системы сможет получить единовременную выплату в сумме до 100 % пенсионных средств при возникновении оснований для лечения тяжелых (критических) заболеваний. До 50 % пенсионных средств участник системы сможет получить и при необходимости лечения тяжелого заболевания у члена его семьи. Кроме того, всю сумму пенсионных накоплений можно будет потребовать и в случае выезда за границу на постоянное место жительства.

При приобретении лицом права на получение пенсии по инвалидности по общеобязательному государственному пенсионному страхованию или права на получение пенсии, установленной законом для отдельных категорий граждан, выплата пенсии за счет пенсионных средств допускается раньше наступления пенсионного возраста только при желании самого участника системы.

Если же гражданин примет решение о выплате пожизненной пенсии, он должен будет выбрать соответствующую организацию, предоставляющую услуги в сфере страхования жизни. В таком случае пенсионные средства участника системы из Накопительного фонда или авторизированного негосударственного пенсионного фонда переводятся в выбранную страховую компанию. Порядок перевода накопительных средств устанавливает НКЦБФР.

Важно отметить, что пенсионные выплаты будут осуществляться независимо от получения пенсии по общеобязательному государственному пенсионному страхованию или из других источников.

Наследование средств

Прогрессивной следует назвать норму, предусматривающую возможность наследования накопительных пенсионных средств. Так, в случае смерти участника системы принадлежащие ему пенсионные средства наследуются в порядке, определенном Гражданским кодексом Украины. Участник системы имеет право в любое время определить наследниками одно или несколько физических лиц (независимо от наличия у него с такими лицами семейных, родственных отношений), которые будут иметь право на получение в случае его смерти средств, находящихся на его индивидуальном накопительном пенсионном счете, а также определить размер долей, в которых они должны быть распределены между указанными лицами.

Унаследованные пенсионные средства будут выплачиваться наследникам как единовременная пенсионная выплата. В то же время предусмотрена возможность перевода этих средств на персональный счет наследников. Так, лица, которые имеют право на получение в наследство денежных средств, принадлежащих умершему участнику системы, могут подать заявление о направлении таких средств на свой индивидуальный накопительный пенсионный счет в Накопительном фонде или при желании — на свой счет в авторизированном негосударственном пенсионном фонде.

Справедливо, что право унаследовать пенсионные платежи в накопительной системе закреплено за наследниками участника системы, подчеркивает Ярослав Сокуров: «В целом суть системы заключается в том, что участник вкладывает свои средства в фонд, который инвестирует их, например, в государственные ценные бумаги. Полученный инвестиционный доход — источник пенсионных платежей. Здесь можно провести аналогию с правом на банковский вклад, который входит в состав наследства».

Перспективы

Как сообщают в НКЦБФР, законопроект планируется принять на протяжении трех, максимум четырех лет. Но перед этим принципиально важно принять еще несколько обязательных законопроектов, которые урегулируют существующие «серые» зоны на рынках капитала, где себя свободно чувствуют разного рода мошенники. Это как минимум законопроекты № 2413а, или так называемый закон о сплите, № 6303д, касающийся усиления защиты прав инвесторов и № 9035 — законопроект о деривативах и финансовых рынках. В противном случае пенсионная реформа приведет к неутешительным последствиям, уверены в НКЦБФР.

Нельзя утверждать, что накопительная пенсионная система с новым законом заработает как целостный механизм, считает Ярослав Сокуров: «Высокий уровень инфляции, отсутствие сильного фондового рынка ставят под сомнение целесообразность внедрения изменений. Но принятие законопроекта — это лишь один из первых шагов. Чтобы реализовать инициативу, необходимо разработать подзаконную нормативную базу, и желательно сделать это одновременно с законом. Важно проанализировать, как на практике будут защищены интересы участников системы от мошенничества, ведь в наших реалиях предугадать развитие событий фактически невозможно. Многое будет зависеть и от внешнего фактора — международных финансовых институтов. Таким образом, сейчас мы видим лишь законопроект, который может претерпеть существенные изменения».

Алина Назарчук «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA