Успешный бизнес – предмет интереса рейдеров — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика №20 » Террористический факт

Террористический факт

Успешный бизнес – предмет интереса рейдеров

Рубрика Тема номера
В настоящее время популярным является такой инструмент рейдерства, как обвинение предпринимателя в осуществлении или финансировании террористической деятельности

Успешный бизнес в Украине очень часто становится предметом интереса рейдеров, желающих воспользоваться наработками предпринимателя, создавшего эффективную компанию, получающую прибыль. Механизмов рейдерства сегодня известно уже достаточно много, и для того, чтобы обсудить их все, понадобится отдельная книга. В рамках этой статьи предлагаю рассмотреть такой инструмент, получивший популярность у рейдеров после начала войны на востоке Украины, как обвинение предпринимателя в осуществлении или финансировании террористической деятельности.

Обвинение в терроризме

Для реализации данного механизма рейдерства используется возможность привлечения к уголовной ответственности по одному или нескольким из следующих составов преступления, предусмотренных Уголовным кодексом (УК) Украины:

— террористический акт (статья 258 УК Украины);

— создание террористической группы или террористической организации (статья 2583 УК Украины);

— финансирование терроризма (статья 2585 УК Украины).

В уголовном законодательстве Украины под террористическим актом понимается применение оружия, осуществление взрыва, поджога или других действий, которые создавали опасность для жизни или здоровья человека, или причинение существенного имущественного ущерба, или наступление иных тяжких последствий, если такие действия были осуществлены с целью нарушения общественной безопасности, запугивания населения, провокации военного конфликта, осложнения международной обстановки или с целью влияния на принятие решений или осуществление действий органами государственной власти, органами местного самоуправления, служебными лицами этих органов, объединениями граждан, юридическими лицами, или привлечения внимания общественности к определенным политическим, религиозным или иным взглядам виновного (террориста), а также угроза осуществления указанных действий с той же целью.

Для осуществления рейдерства может использоваться обвинение в угрозе осуществления террористического акта. Но если собрать доказательства такой угрозы достаточно сложно, то для обвинения в создании террористической группы или организации, содействии осуществлению террористического акта или финансирования акта поле для маневра у рейдеров значительно шире.

Так, например, рейдерский захват предприятия вполне возможно осуществить, используя положения части 2 статьи 2583 УК Украины. Согласно данной статье, от ответственности за создание террористической группы (организации), руководство такой группой (организацией) или участие в ней освобождается лицо, кроме организатора и руководителя террористической группы (организации), которое добровольно уведомило правоохранительный орган о соответствующей террористической деятельности, содействовало ее прекращению или раскрытию преступлений, осуществленных в связи с созданием или деятельностью такой группы или организации, если в ее действиях нет состава иного преступления.

На практике это может выглядеть следующим образом: в отношении руководства предприятия, которым интересуются рейдеры, по их же заявлению, инициируется уголовное производство по части 1 статьи 2583 УК Украины, после чего проводится ряд обысков, допросов и иных следственных действий, что может приводить к запугиванию сотрудников данного предприятия. Затем один из сотрудников предприятия соглашается пойти на сделку со следствием, в рамках которой дает показания в отношении руководителя, «создавшего могущественную террористическую организацию». После этого руководитель предприятия либо будет осужден к лишению свободы, либо пойдет на сделку со следствием и, в результате дальнейших манипуляций рейдеров, по сути, отдаст им предприятие.

Однако и по данному составу преступления существует целый ряд сложностей, заключающихся в необходимости поиска признаков террористической организации, а также сговорчивого сотрудника, готового оговорить свое руководство.

Финансирование терроризма

Еще одним любопытным инструментом рейдерства, связанным с обвинениями в террористической деятельности, является финансирование терроризма. УК Украины под финансированием терроризма понимает действия, осуществленные с целью финансового или материального обеспечения отдельного террориста или террористической группы, организации, подготовки к совершению террористического акта, вовлечения в совершение террористического акта, публичных призывов к совершению террористического акта, содействия осуществлению террористического акта, создания террористической группы (организации).

Следует сказать, что на практике для обвинения в финансировании терроризма достаточно, чтобы предприятие имело договорные отношения с каким-либо российским предприятием. При этом такие отношения не обязательно должны быть после 2014 года. Например, в нашей практике одному из клиентов пытались предъявить обвинение в финансировании терроризма, основанное на договоре поставки с российским предприятием 2007 года.

Как и в случае с ответственностью за создание террористической организации, от финансирования терроризма освобождается лицо, содействовавшее правоохранительным органам в прекращении или предотвращении преступления. Иными словами, сговорчивый сотрудник предприятия, испуганный следственными действиями и недолюбливающий свое руководство, вполне может помочь рейдерам в захвате предприятия, руководство которого обвиняют в финансировании терроризма.

Предотвращение захвата

Рассказав о том, с помощью каких инструментов рейдеры, вступившие в сговор с отдельными недобросовестными сотрудниками правоохранительных органов, могут захватить предприятие посредством обвинения в совершении преступлений, связанных с терроризмом, следует назвать и способы предотвращения возможного захвата.

В первую очередь необходимо вести хозяйственную деятельность, избегая возможности быть обвиненным в чем-либо противозаконном. Желательно периодически, хотя бы раз в год, осуществлять аудит деятельности предприятия на предмет наличия рисков привлечения к уголовной ответственности. Кроме того, очень важно постоянно работать с коллективом, который должен иметь инструкции на случай приезда правоохранителей, и поддерживать комфортный психологический климат на предприятии. Ну и, конечно, нужно иметь эффективную и надежную защиту в виде физической охраны и поддержки профессиональных адвокатов, которые в случае попытки захвата предприятия смогут защитить бизнес клиента.

Безусловно, после завершения боевых действий в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины такой механизм, как обвинение в террористической деятельности для захвата предприятий, скорей всего, утратит свою популярность. Но в настоящее время обвинить предприятие в финансировании терроризма или других преступлениях, связанных с терроризмом, — значит как минимум поставить под сомнение репутацию предприятия, а как максимум — отобрать данное предприятие у собственника. Однако предупрежден — значит вооружен, и, полагаю, лучше подготовить предприятие к защите от попытки его захватить, чем просто отдать его людям, ничего не сделавшим для его создания и развития.

МОРОЗ Виктор — управляющий партнер АО Suprema Lex, адвокат, г. Киев

 

КОММЕНТАРИИ

Превентивные меры

Ирина СТОЛЯРЧУК, адвокат Pavlenko Legal Group

Обвинение предпринимателя в осуществлении или финансировании террористической деятельности как инструмент в руках рейдеров имеет достаточно большую популярность, поскольку способно привлечь к этому процессу правоохранительные органы и создать для предприятия на пустом месте огромное количество проблем. Этот механизм позволяет изъять уставные и финансовые документы, оборудование, передать в управление недвижимое имущество, корпоративные права и даже урожай, заблокировать работу компании на неопределенный срок. Основные механизмы защиты в подобных ситуациях — это обращение к квалифицированному адвокату, который будет строить тактику защиты комплексно как в уголовном производстве, так и хозяйственном и даже административном процессах. Следующий шаг — привлечение журналистов и блогеров для освещения ситуации в СМИ и придания огласки незаконным действиям рейдеров. Особое внимание рекомендуем обратить на превентивные меры: например, на подготовку и инструктаж сотрудников предприятия, как действовать во время возможного обыска, что они обязаны делать и какие имеют права, каким образом они могут фиксировать те или иные нарушения порядка проведения следственных действий самостоятельно до прибытия адвоката. О проведении обыска никто не предупреждает, в этом и суть, поэтому надлежащая подготовка позволит избежать паники.

Пока неоднозначно

Дмитрий СИЧКАРЬ, советник QUANTUM ATTORNEYS

Одним из способов давления на бизнес, набирающим популярность с 2014 года, стало использование уголовных производств по статье 2585 УК Украины «Финансирование терроризма». В зону риска попали компании с регистрацией на территории АТО (ООС) или владеющие активами на данной территории, а также компании, в цепочке контрагентов которых есть/были «cанкционные» лица или компании с «пропиской» в зоне АТО (ООС) и РФ.

К сожалению, во многих таких случаях целью инициации уголовных производств является не объективное расследование, а использование «репрессивных» процессуальных инструментов — проведение обысков, арест имущества, содержание под стражей должностных лиц предприятия. Об этом свидетельствует также явно непропорциональное соотношение между количеством вынесенных приговоров и уголовных производств.

Очевидно, что отсутствие правовой определенности по некоторым вопросам, в частности, связанным с правовым статусом территорий АТО (ООС), определением списка действующих террористических организаций, определением специальных полномочий государственных органов на указанных территориях, будет способствовать дальнейшему формированию неоднозначной судебной практики.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA