Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Возражение на риск

Утвержденная КМУ Методика направлена на минимизацию влияния фискальных рисков на показатели государственного бюджета

Светлана ТАРАСОВА «Юридическая практика»

Независимо от того, каким видом деятельности занимается предприятие, оно всегда подвергается различным рискам, в том числе фискальным (налоговым). Как отмечают эксперты, вследствие увеличивающихся социальных расходов в странах Европейского Союза возникла проблема фискальной устойчивости. Для ее решения была разработана методология расчета индикаторов фискальной устойчивости. Украина также задумывалась о собственной методологии, и сегодня в нашей стране действуют два нормативных акта, раскрывающих методологию оценки фискальных рисков.

Понятие «фискальный риск» раскрыто в Бюджетном кодексе Украины: к таким рискам относятся факторы (включая условные обязательства и квазифискальные операции), которые могут привести к уменьшению поступлений в бюджет и/или требовать дополнительных расходов из бюджета, соответственно, повлечь за собой увеличение дефицита бюджета и государственного (местного) долга по сравнению с плановыми бюджетными показателями.

Постановлением Кабинета Министров Украины № 351 от 24 апреля 2019 года была утверждена Методика оценивания фискальных рисков (Методика). Этим документом определен порядок осуществления оценки фискальных рисков, связанных с изменениями в макроэкономической среде, предоставлением государственных гарантий по кредитам, деятельность субъектов хозяйствования и пр. Справедливости ради отметим, что другой нормативный акт в этой сфере был принят еще в январе прошлого года и определяет Методику оценивания фискальных рисков, связанных с деятельностью субъектов хозяйствования государственного сектора экономики (постановление КМУ № 7 от 11 января 2018 года).

Методика определяет четыре вида основных фискальных рисков. В частности, к первой категории отнесены риски, касающиеся изменения макроэкономической среды, ко второй — условных обязательств (в том числе потенциальных обязательств государственного бюджета, которые подтверждаются лишь после наступления или ненаступления определенных событий, возникающих в связи с предоставлением государственных гарантий по кредитам), деятельности субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, функционирования финансового сектора, реализации проектов государственно-частного партнерства, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и другого происхождения.

Последние два фискальных риска связаны с невыполнением плана поступлений от приватизации государственного имущества и отклонением от плановых показателей в сфере пенсионного обеспечения.

Оценку фискальных рисков, касающихся изменений в макроэкономической среде, осуществляет Министерство экономического развития и торговли Украины (МЭРТ). Среди мер по минимизации рисков в этой сфере, которые должны принимать органы власти, следует назвать совершенствование инструментария, используемого для проведения расчета интегрального уровня теневой экономики, увеличение удельного веса государственного долга в национальной валюте, разработку плана действий на случай существенного уменьшения объема поступлений в государственный бюджет.

Следующая группа рисков — риски, связанные с предоставлением государственных гарантий. К ним относятся риски, возникающие вследствие невыполнения заемщиком долговых обязательств, гарантированных государством, негативного влияния человеческого и технического факторов, обстоятельств непреодолимой силы. Проведение оценки этих рисков возложено на Министерство финансов Украины (Минфин). Оценка таких рисков должна осуществляться как в период, предшествующий предоставлению гарантии по каждому проекту, так и на протяжении срока действия такой гарантии с участием ответственного органа. В числе мер по минимизации фискальных рисков в этой сфере — ограничение предоставления государственных гарантий и ограничение гарантированной суммы обязательства. Таким образом, скорее всего, будет пересмотрен механизм и порядок предоставления государственных гарантий.

Следующий вид оценки фискальных рисков связан с функционированием финансового сектора. В данном случае речь идет о рисках в части роста объема расходов государства на поддержку государственных банков и обеспечения устойчивости финансовой системы, увеличения расходов государства на поддержку системы гарантирования вкладов физических лиц в связи с признанием неплатежеспособности банков, а также в части возникновения расходов государственного бюджета для компенсации убытков Национального банка Украины (НБУ). Ответственными за оценку этих рисков в соответствии с Методикой являются НБУ и Фонд гарантирования вкладов физических лиц.

«К фискальным рискам, связанным с реализацией проектов государственно-частного партнерства (ГЧП), относится возникновение обязательств государства в рамках реализации таких проектов в случае наступления риска, распределенного на государственного партнера», — определен в Методике следующий вид риска. Минфин обязан проводить оценку этих рисков на этапе подготовки проектов ГЧП на основании Порядка проведения анализа эффективности осуществления государственно-частного партнерства. При этом МЭРТ информирует Минфин о результатах проведенной оценки и мониторинге общего уровня рисков. Среди мер также предлагается установить ряд ограничений в этой сфере. В частности, речь идет об установлении ограничений на обязательства государства в рамках проектов ГЧП и обеспечении прозрачности и публичности отчетности по таким проектам.

Отмечается, что к оценке фискальных рисков, связанных с невыполнением плана поступлений от приватизации государственного имущества, относится несвоевременное предоставление органам приватизации предложений о включении объектов права госсобственности в перечень объектов, подлежащих приватизации на следующий год, вместе с выводами относительно прогнозируемой суммы поступления средств от приватизации таких объектов. Кроме того, сюда входит и непродажа объектов большой и малой приватизации из-за отсутствия спроса.

Оценку таких фискальных рисков проводят Фонд государственного имущества Украины и МЭРТ. При этом мерами по минимизации рисков предложено считать привлечение государственным предприятием «Прозорро.Продажи» более широкого круга операторов электронных площадок, прошедших в установленном порядке авторизацию и соответствующих требованиям электронной торговой системы «ProZorro.Продажи».

Не осталась без внимания и оценка рисков в сфере пенсионного обеспечения. К таким рискам, в частности, относится рост объема расходов на пенсионные выплаты в результате принятия законов о внесении изменений в пенсионное законодательство без определения ресурсов для их финансового обеспечения, а также принятие законов о финансировании невыплаченных сумм пенсий лицам, проживающим в населенных пунктах Донецкой и Луганской областей, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют полномочия.

Оценку фискальных рисков в этой сфере осуществляет Министерство социальной политики Украины совместно с Пенсионным фондом и Государственной фискальной службой Украины.

Вероятно, в ближайшее время Министерством финансов Украины будет разъяснен порядок применения Методики, как это было сделано после принятия Методики оценивания фискальных рисков, связанных с деятельностью субъектов хозяйствования государственного сектора экономики.

В частности, было определено, что информация о деятельности субъектов хозяйствования, перечень которых устанавливает вышеупомянутый документ, подается Минфину вместе с пояснительной запиской, содержащей результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности и рисков. Пояснительная записка составляется относительно каждого субъекта хозяйствования отдельно. Кроме того, отмечается, что информация о фискальных рисках в этой сфере подается посредством определенного программного обеспечения.

Напомним, что налоговые (фискальные) поступления в государственный бюджет составляют львиную долю доходов, при этом следует учитывать и фактор рисковости. Таким образом, с учетом новой Методики оценки фискальных рисков субъектам хозяйствования, с одной стороны, станет проще формировать бюджетную политику, а с другой — можно будет рассчитывать на пересмотр механизмов и порядка предоставления государственных гарантий и проектов в сфере государственно-частного партнерства. В целом же ожидается, что данный инструмент позволит минимизировать влияние фискальных рисков на показатели государственного бюджета и повысить уровень его прогнозируемости.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
Slider

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: