Киев не даст средств судьям — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №44 (514) » Киев не даст средств судьям

Киев не даст средств судьям

Конституция Украины в статье 130 предусматривает, что государство обеспечивает финансирование и надлежащие условия для функционирования судов и деятельности судей. В Государственном бюджете Украины отдельно определяются расходы на содержание судов. Статья 87 Бюджетного кодекса Украины устанавливает, что к расходам, которые осуществляются за счет средств Государственного бюджета Украины, относятся, в частности, и расходы на судебную власть. В то же время законодательство позволяет по усмотрению органов местного самоуправления использовать поступления местного бюджета с соблюдением законодательства. Речь идет о том, что местные советы имеют право выделять средства для улучшения состояния судов. Очевидно, что имеется в виду материально-техническое обеспечение судов, а отнюдь не вознаграждение судей.

К примеру, 24 апреля 2003 года Киевский городской совет своим решением утвердил Городскую программу содействия в обеспечении деятельности судов общей юрисдикции и других судебных органов в городе Киеве на

2003—2005 годы. Отметим, что именно в рамках осуществления данной программы в местных судах столицы были установлены такие средства обеспечения безопасности как «металлоискатели». Тогда, в 2003 году, Киевский городской совет поручил своему исполнительному органу — Киевской городской государственной администрации (КГГА) найти в городском бюджете средства на финансирование данной программы.

В настоящее время, как известно, в Киевском горсовете готовится принятие аналогичной программы содействия судебным органам на 2008—2010 годы. Предположительно, в течение указанного периода киевским судам должно выделяться 2 млн грн ежегодно. Но принятие, утверждение и реализация обозначенной программы находятся под вопросом. Речь идет о том, что Постоянная комиссия Киевского городского совета по вопросам правопорядка, регламента и депутатской этики пришла к заключению, что такое выделение средств не является целесообразным. Обоснованием такой позиции является то, что на Украине существует специальный государственный орган — Государственная судебная администрация — который и должен заниматься финансированием судов, их материально-техническим обеспечением. Более того, Бюджетный кодекс четко относит все затраты по финансированию судебной власти «на баланс» Государственного бюджета. Но исходя из того, как ныне осуществляется бюджетное финансирование потребностей судебной ветви власти, помощь со стороны местных властей бывает зачастую не только существенной, но и необходимой.

Вместе с тем, такую позицию Комиссии можно поддержать исходя из следующего. Действующее законодательство определяет, что одной из гарантий независимости судов и судебной власти в целом является особый порядок финансирования деятельности судов. Собственно, то, что финансовая помощь судам осуществляется из местного бюджета путем утверждения целевой программы, точно так же как и при финансировании других органов — местной милиции, органов исполнительной власти, вряд ли можно назвать особым. Кроме того, это порождает некоторые возможности установления рычагов влияния со стороны местных властей на суды. А ведь решения судов выносятся Именем Украины, и закономерно, что и деятельность судов должна обеспечиваться из средств именно Государственного бюджета, а не других источников.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA