Правила для перевозчиков — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №44 (514) » Правила для перевозчиков

Правила для перевозчиков

Постановлением Кабинета Министров Украины № 1184 от 26 сентября с.г. «О внесении изменений в Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта» была утверждена новая редакция Правил. Ими определяется порядок осуществления перевозок пассажиров и их багажа автобусами, такси, легковыми автомобилями на заказ, а также обслуживания пассажиров на автостанциях. Кроме того, Правила являются обязательными для соблюдения организаторами (заказчиками) регулярных перевозок и заказчиками транспортных услуг, автомобильными перевозчиками, персоналом автомобильного транспорта, автостанциями и пассажирами.

При этом отметим, что под действие Правил не подпадают перевозки, осуществляемые следующими транспортными средствами: специального предназначения, задействованными во время обеспечения обороноспособности, правопорядка и ликвидации последствий стихийного бедствия и чрезвычайной ситуации; служебными легковыми автомобилями и транспортными средствами, принадлежащими физическим лицам, которые используются для удовлетворения собственных потребностей, не связанных с получением прибыли. Сам акт — объемный документ, поэтому предлагаем Вашему вниманию только наиболее интересные его положения.

Регулярные и нерегулярные перевозки

Прежде всего отметим те нормы, которыми урегулированы вопросы такого особого вида автобусных перевозок как регулярные специальные перевозки и нерегулярные перевозки.

Правилами определяется, что регулярными специальными перевозками следует считать перевозки, организовываемые для перевозки работников предприятий, учреждений и организаций, учеников, студентов, туристов, экскурсантов и других организованных групп пассажиров. Такие перевозки могут проводиться исключительно на основании договора, в котором указываются маршрут и расписание движения, а также срок. При этом во время осуществления такой перевозки водитель должен иметь копию договора с заказчиком транспортных услуг и паспорт маршрута.

При этом Правила обязывают перевозчика при осуществлении регулярных специальных перевозок за пределы населенного пункта выдавать каждому пассажиру страховой полис на отдельном бланке. В этом случае он выступает агентом страховщика.

Касательно нерегулярных перевозок, Кабинет Министров Украины существенно ужесточил требования к их организации. Согласно определению, нерегулярные перевозки осуществляются на заказ юридического или физический лица как разовые перевозки организованной группы пассажиров по определенному маршруту. К таковым относятся: туристическо-экскурсионные; свадебные и праздничные; ритуальные; одноразовые перевозки в места отдыха и другие перевозки, которые не запрещены пунктом 55 Правил. Отметим, что обозначенным пунктом всего лишь установлена обязанность заключения письменного договора о перевозке между перевозчиком и заказчиком при нерегулярной перевозке.

Вместе с тем, ограничения на осуществление нерегулярных перевозок изложены в пункте 55 Правил. В частности запрещается осуществлять перевозки одним перевозчиком или одним транспортным средством по одному маршруту более двух раз в неделю. Кроме того, к категории нерегулярных перевозок нельзя отныне относить такие, которые организованы (в частности, путем предложения физическим лицам проезда самостоятельно или с помощью других лиц или средств массовой информации) и осуществляются по заранее определенным направлениям, предоставление услуг по перевозке автобусом по заранее определенным маршрутам, между определенными конечными пунктами, с установленными часами отправления, прибытия и стоимостью проезда. Кроме того, при нерегулярных перевозках нельзя взимать плату за проезд с отдельных пассажиров, а также по усмотрению перевозчика определять начальные, промежуточные и конечные пункты перевозки, осуществлять посадку и высадку пассажиров в пунктах и на остановках, определенных для посадки и высадки пассажиров на маршрутах с регулярной перевозкой.

Таким образом, на многих междугородных перевозчиков, которые до вступ­ления в силу указанной редакции Правил могли под видом осуществления нерегулярных перевозок производить перевозки по определенным маршрутам регулярно, отныне распространяются правила осуществления регулярных или регулярных специальных перевозок.

Кроме того, такой перевозчик должен иметь дорожное письмо, в котором отмечается начальный и конечный пункты маршрута, наименование заказчика услуг по нерегулярным перевозкам, а также фамилия, имя и отчество, адрес проживания физического лица или наименование юридического лица и его местонахождение.

Отметим, что, несмотря на то что Правила направлены на установление более жесткой дисциплины со стороны перевозчиков, вряд ли можно назвать их оправданными по отношению к заказчикам таких услуг. Например, весьма сложно точно предусмотреть маршрут свадебного кортежа. Но ведь отклонение от указанного в договоре маршрута можно посчитать нарушением Правил и применить к перевозчику санкции. Равно как и у заказчика во время поездки может возникнуть потребность изменить маршрут.

Такси

Но более интересным с точки зрения защиты прав потребителя, то есть — заказчика услуг, кажется такой раздел Правил, регламентирующих перевозки пассажиров и их багажа, как «Особенности заказа услуг такси с помощью дистанционных средств связи». Во-первых, вряд ли кто-то сегодня может представить предварительный заказ такси не посредством телефона, стационарного или сотового. Но Правила уточняют, что предварительно услуги такси с помощью дистанционных средств связи можно заказать только у субъектов хозяйствования, которые предоставляют информационно-диспетчерские услуги, заключили соответствующие договоры с перевозчиками, имеют собственные транспортные средства, предназначенные для перевозок на такси.

В случае заказа такси, договор перевозки заключается в устной форме между субъектом хозяйствования и лицом, которое заказывает перевозку, в котором оговаривается время и место (адрес) подачи транспортного средства, контактный телефон заказчика услуги, а также, по желанию заказчика услуги, — конечный пункт маршрута, время прибытия в конечный пункт и стоимость услуги. Кроме того, по согласованию сторон, могут быть оговорены и другие основные характеристики обслуживания.

Вместе с тем, уточнение времени, необходимого для осуществления перевозки, и времени подачи транспортного средства с учетом особенностей дорожно-транспортной ситуации (погодные условия, время суток, возможные осложнения во время выполнения заказа) Правила возлагают на субъект хозяйствования, предоставляющий информационно-диспетчерские услуги.

Помимо этого, до заключения договора этот же субъект хозяйствования, по требованию заказчика перевозки, должен сообщить ему сведения о: своем наименовании и местонахождении; адрес и номер телефона, по которым принимаются претензии относительно ненадлежащего уровня обслуживания; основные характеристики услуги (время подачи транспортного средства, модель, номерной знак и т.п.); цену услуги и/или тариф на проезд, включая плату за подачу транспортного средства, условия оплаты услуги; а также порядок расторжения договора.

При этом все договоры регистрируются поставщиком услуги в журнале регистрации, в котором отражаются параметры обслуживания и предоставленная информация. Такой журнал должен сохраняться на протяжении одного года.

Кроме того, Правила возлагают на субъект хозяйствования, предоставляющий услуги по заказу такси, обязанность предупредить заказчика о том, что субъект хозяйствования не имеет возможности обеспечить выполнение заказа не позднее, чем за 30 минут до определенного времени подачи. Если же время от принятия заказа до его выполнения составляет менее 30 минут, такое информирование должно быть осуществлено немедленно.

Лицензирование

Также в контексте рассмотрения Правил организации пассажирских перевозок стоит отметить постановление Кабинета Министров Украины от 10 октября с.г. «О внесении изменений в постановления Кабинета Министров Украины от 14 ноября 2000 года № 1698 и от 4 июля 2001 года № 756». Данные изменения касаются порядка лицензирования перевозчиков пассажиров автомобильным транспортом. В частности установлено, что Главная государственная инспекция на автомобильном транспорте лицензирует предоставление услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом. При этом перевозчики, желающие получить лицензии на перевозку пассажиров автотранспортом (равно как и грузов), к заявлению о выдаче лицензии обязаны подать ряд документов. Среди них, в част­ности, подтверждающие сведения: о наличии собственной или арендованной материально-технической базы и штатных специалистов для проведения технического обслуживания и ремонта; проведении с работниками (водителями) инструктажей по безопасности движения, охране труда и пожарной безопасности; наличии у водителей международных удостоверений водителя; о квалификации, состоянии здоровья и стаже работы водителей, привлекаемых к предоставлению услуг по перевозке, с предоставлением заверенной копии заключенного с ними трудового договора и копии удостоверения водителя соответствующей категории и талона к нему; о регистрации собственных транспортных средств; о страховании перевозчиков по обязательным видам страхования.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA