Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №44 (514) » Какова законная стоимость?

Какова законная стоимость?

Минэкономики предлагает обновить Закон «О ценах и ценообразовании»

Экономика Украины хотя и является переходной, но все же стремится к рыночной. И если экономический аспект, впрочем, как и культура бизнеса, постепенно приближается к тому, что во всех развитых странах принято считать рынком в широком понимании этого слова, то правовая составляющая процесса явно отстает. Это очевидно. Равно как и то, что, несмот­ря на постоянные изменения в законодательстве, с целью адаптации к стандартам Всемирной торговой организации и Европейского Союза, они пока являются недостаточными. Например, по мнению правительства, вместе с общим реформированием правовых основ экономических правоотношений необходимо изменить и такой акт как закон, регулирующий вопросы ценообразования. Речь идет о Законе УССР «О ценах и ценообразовании», который был принят еще 3 декабря 1990 года.

Так, недавно в Министерстве экономики Украины была завершена работа по подготовке проекта Закона Украины с одноименным названием (далее — Проект). Ныне он вынесен на экспертное обсуждение и, возможно, после доработки с учетом мнений экспертов будет внесен на рассмотрение сначала Кабинетом Министров Украины, а затем и в Верховный Совет Украины. Предлагаем рассмотреть основные положения данного Проекта.

Изначально отметим, что сфера действия закона, согласно Проекту, определяется так же, как и ныне действующим Законом: отношения, связанные с деятельностью в сфере ценообразования, надзора и контроля за ценами.

Цены бывают разные

Вместе с тем, существенным нововве­дением, предлагаемым Проектом, является формирование понятийного аппарата для данной нормативной базы, регулирующей указанную сферу правоотношений, — статья 2 Проекта как раз и содержит весьма подробный перечень терминов, используемых в Проекте. Из нее можно узнать, что цены, как денежное определение стоимости единицы товара, по степени государственного вмешательства в их ценообразование делятся на: свободные (рыночные), государственные регулированные и государственные фиксированные. Первые — устанавливаются субъектом хозяйствования, конечно, в соответствии с законодательством, но по собственному усмотрению. Остальные — государством, точнее определенными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. При этом, в случае регулированных цен, компетентный орган устанавливает порядок расчета цены на определенный товар (здесь и далее понятие «товар» будет употребляться в широком смысле слова, включая не только продукцию, но и услуги, работы, а также имущественные и неимущественные права, которые реализовываются субъектами хозяйствования). Под государственной фиксированной ценой стоит понимать цену, установленную компетентным органом в абсолютной величине, с учетом налогов и обязательных платежей, которая не может быть изменена субъектом хозяйствования. От них стоит отличать предельные цены.

Слово за государством

Несмотря на декларируемую цель — формирование рыночных правоотношений, цели государственной ценовой политики в Проекте, по сравнению с ныне действующим Законом, дополнены весьма интересным пунктом, гласящим, что одна из целей государства — регулирование им отношений обмена между субъектами рынка с целью обеспечения эквивалентности в процессе реализации национального продукта. Думается, что такой подход вряд ли можно назвать рыночным, когда основные цены формируются в зависимости от таких экономических факторов как спрос и предложение.

Вместе с тем отметим, что Проектом также предлагается установить на все товары свободные цены. Исключение — те товары, в отношении которых введено государственное регулирование цен. В эту категорию, прежде всего, попадают товары субъектов естественных монополий (но цено­образование в этой сфере регулируется, в большей степени, специальным законодательством о естественных монополиях), а также любые товары, определенные Кабинетом Министров Украины. Так, именно к его полномочиям отнесено «внедрение и упразднение государственного регулирования цен на определенный им перечень товаров». Прежде всего, как следует из общего содержания проекта, такие меры могут предприниматься КМУ к регулированию цен на ресурсы, имеющие определяющее влияние на общий уровень и динамику цен и имеющие существенное социальное значение для населения.

Проект определяет, что государственное регулирование цен осуществляется путем установления: государственных фиксированных цен, предельных уровней цен или предельных отклонений от государственных фиксированных цен; декларирования изменений цен, предельных уровней торговых надбавок; предельных уровней снабженческих вознаграждений, тарифов, ставок, сборов (кроме тех, которые включены в систему налогообложения); доплат, скидок и предельных нормативов рентабельности. Но это не исчерпывающий перечень инструментов, которые Кабинет Министров Украины может ­использовать в целях ценового регулирования.

Кроме того, чтобы обезопасить субъекты хозяйствования от понесения убытков, в случае, когда по решению компетентного органа устанавливается цена, ниже обоснованного уровня себестоимости определенного товара, производителю компенсируется разница за счет средств государственного или местных бюджетов (в зависимости от субъекта регулирования). Впрочем, это может помочь производителю не обанкротиться, но вряд ли стоит рассчитывать на прибыль.

Права и обязанности сторон

Также, по сравнению с действующим Законом, Проект предлагает более четко выписать права и обязанности каждой из сторон правоотношений по ценообразованию. Таковыми являются компетентные государственные органы и органы местного самоуправления, с одной стороны, и субъекты хозяйствования (независимо от формы собственности) — с другой. Покупатели же в данном контексте выступают исключительно как третьи лица, права которых указанные правоотношения не должны нарушать.

Итак, Проект определяет, что субъекты хозяйствования обязаны:

— допускать к проведению проверок должностных лиц специального уполномоченного центрального органа исполнительной власти по государственному надзору и контролю за ценами и его территориальных органов;

— предоставлять необходимые материалы и документы для осуществления проверок по соблюдению государственной дисциплины цен и проведению мониторинга цен;

— выполнять предписания специального уполномоченного органа относительно устранения нарушений государственной дисциплины цен и предоставлять информацию об их выполнении;

— предоставлять по требованию органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, в установленный срок, после внедрения Кабинетом Министров Украины государственного регулирования цен, расчетные материалы, необходимые для формирования и установления цен;

— в случае необоснованного завышения государственных цен, осуществлять перерасчеты с потребителями на сумму необоснованно начисленных, но не уплаченных потребителями средств;

— оказывать содействие должностным лицам специального уполномоченного центрального органа исполнительной власти по государственному надзору и контролю за ценами в проведении проверок и мониторинга цен.

При этом права субъектов хозяйствования, по сути, не отличаются от гарантированных Конституцией Украины, и состоят они в том, что решения, действия или бездеятельность уполномоченного органа могут быть обжалованы в установленном законодательством порядке, равно как и нарушение порядка формирования, установления и применения цен со стороны других субъектов хозяйствования.

Еще одним нововведением, которое предлагается Проектом, является введение перечня нарушений в сфере цено­образования, за допущение которых может по решению суда наступить административно-хозяйственная ответственность. К ним относятся:

— применение свободных цен на товары, к которым применено государственное регулирование;

— завышение государственных фиксированных цен;

— применение цен на товары с рентабельностью, уровень которой превышает предельный, установленный согласно законодательству;

— применение цен с нарушением введенного порядка обязательного декларирования их изменения;

— применение торговых и снабжен­ческо-сбытовых надбавок (наценок), снабженческих вознаграждений свыше установленного размера или непредоставлений предусмотренных законодательством скидок (понижающих коэффициентов);

— взыскание платы за товары, работы (услуги), которые согласно действующему законодательству предоставляются безвозмездно;

— занижение установленных предельных минимальных или завышение установленных предельных максимальных цен;

— непредоставление или предоставление недостоверных расчетных материалов, необходимых для формирования и установления цен, в случае внедрения для них режима государственного регулирования, субъектами хозяйствования органам исполнительной власти, в установленный ими срок;

— непредоставление или предоставление недостоверных сведений и материалов на законное требование специального уполномоченного центрального органа исполнительной власти по государственному надзору и контролю за ценами для осуществления его функций;

— невыполнение предписаний специального уполномоченного центрального органа исполнительной власти по государственному надзору и контролю за ценами.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: