В этом году Ярослав Романюк — один из самых заметных украинских юристов — возглавил наивысший орган судебной власти, став Председателем Верховного Суда Украины (ВСУ). Его профессиональную деятельность в системе правосудия высоко оценивают юристы, он пользуется авторитетом среди судейского корпуса, а его стремление к независимости вызывает уважение на фоне всеобщих упреков в подконтрольности судебной системы. Он умеет ставить конкретные задачи и имеет массу планов по улучшению системы правосудия. Дипломатические навыки позволяют Ярославу Романюку заручиться поддержкой для воплощения замыслов в жизнь, а умение аргументировать свою позицию — убедить в необходимости преобразований.
Коллеги называют профессионализм и организаторские способности главными преимуществами Ярослава Романюка. Напомним, что г-н Романюк зарекомендовал себя как деятельный функционер еще на должности председателя Совета судей Украины, выступив сторонником введения новых подходов. Так, под его руководством Советом был разработан Кодекс судейской этики, требующий от судей сверять свои действия с моральными стандартами. Утвержден он был, к слову, во время состоявшегося в феврале 2013 года Съезда судей Украины, где председательствующим благодаря оказанному доверию коллег был избран г-н Романюк. Отметим, что также на должности председателя Совета он работал над предложениями по разгрузке судов общей юрисдикции. Защищая авторитет судебной власти, он в то же время выступал за освобождение судов от не свойственных им дел и передачу как можно большего числа споров на разрешение несудебным органам. Его работа в Совете судей Украины, по словам журналистов, всегда была максимально открытой, что говорит о важности для него внешней оценки действий.
Сегодня Верховный Суд Украины по праву считается самым авторитетным органом судебной власти. Ярослав Романюк сумел сохранить лучшие традиции в работе ВСУ и предъявляет высокие требования коллегам. То, что юристы почти в один голос требуют расширить компетенцию Верховного Суда Украины или же упростить процедуру допуска дел к пересмотру ВСУ, ярко свидетельствует о высоком доверии к данной институции. В своих правовых позициях судьи не просто цитируют нормы украинского законодательства, но и дают этическую оценку спорам. Сам г-н Романюк отмечал, что вдохновляется примером правоприменения не только Европейского суда по правам человека, но и российских судей. Применительно к гражданским спорам он считает необходимым учет интересов обеих сторон, незлоупотребление правами и применение принципа справедливости. При этом ВСУ является органом, который возвращает веру граждан в социальную справедливость. К примеру, секретарь пленума Высшего административного суда Украины (ВАСУ) Михаил Смокович заявлял, что в последнее время ВСУ применяет в социальных спорах тот закон, который лучше защищает права граждан, даже если есть закон, принятый позже, а также в случае противоречия между нормами общего характера и специального. Эти решения стали серьезным подспорьем для защиты своих прав гражданами.
Но также среди достоинств г-на Романюка — принципиальная независимость. Он всегда подчеркивал желание абстрагироваться от политической жизни. «Должность Председателя ВСУ не является политической. В связи с этим я вне политики: не принимаю участия в политических процессах, которые проходят в государстве, не веду политических дискуссий», — заявлял Ярослав Романюк. Так, он не поддерживал популистские идеи оппозиции, такие как передача ВСУ полномочий Конституционного Суда Украины по толкованию законов и признанию их не соответствующими Конституции Украины. Тем не менее на отношение к нему со стороны оппозиции это не повлияло: известно, что г-на Романюка ценят как признанного специалиста представители всех фракций парламента.
Следует отметить, что Ярослав Романюк поддержал другую идею, озвученную критиками нынешней власти, — определить суд апелляционной инстанции по тем делам, по которым Высший административный суд Украины сегодня принимает решения как суд первой и окончательной инстанции. Такие дела, как известно, связаны со спорами с органами центральной власти. Безусловно, сложившаяся система неоднократно вызывала упреки из-за того, что не предусматривает возможности обжалования. Особенно ярко данный недостаток проявился в этом богатом на политические события году: именно ВАСУ рассматривал дела о лишении мандатов народных депутатов. Оппозиция предложила сделать ВСУ судом, пересматривающим решения ВАСУ в апелляционном порядке. Получается, что в данной ситуации новации оппозиционных политиков носили характер «медвежьей услуги», поскольку вовлекали бы ВСУ в политическую жизнь и заставляли бы косвенно давать оценку происходящим конфликтам… Тем не менее Ярослав Романюк высказался на этот счет: «Мне кажется целесообразным, чтобы по таким значимым категориям дел был предусмотрен апелляционный пересмотр. Кто его станет осуществлять — Верховный Суд или другой — должен определить законодательный орган. Он может установить, что первой инстанцией будет выступать апелляционный суд, а апелляционной — высший». В этой связи отметим и то, что г-н Романюк один из первых представителей судейского корпуса, поддержавших законопроект Президента Украины о внесении изменений в Конституцию. Ярослав Романюк заявлял, что связывает с этим документом надежды на деполитизацию судебной системы.
Кроме того, он решительно выступал против наделения ВСУ правом законодательной инициативы, следуя принципу разделения властей. Но в разработке законодательной базы опосредованно председатель ВСУ принимает участие. В частности, анализируя законопрект № 3356, г-н Романюк отметил: «Мы не единожды обсуждали те или иные проблемные вопросы в коллективе Суда, вносили свои предложения, анализировали новации, предложенные парламентариями» — назвав этот законопроект «совместным продуктом», представляющим общее видение относительно реформирования ВСУ.
Внесли указанный документ на рассмотрение Верховного Совета народные депутаты Владимир Пилипенко, Сергей Кивалов и Валерий Писаренко, хотя известно, что концептуально эти изменения поддержал и сам Президент Украины. Стоит отметить, что сохранение нынешней политической нейтральности позволит г-ну Романюку обращаться за помощью к депутатам всех фракций.
Однако нельзя сказать, что Ярослав Романюк абстрагируется от любых конфликтных вопросов. Так, он заявил, что Украина обязана исполнить решение Европейского суда по правам человека, которым признано незаконным увольнение судьи ВСУ Александра Волкова. «В связи с тем, что в данном решении речь идет преимущественно о недостатках законодательства, регулирующего правовой статус и полномочия ВСЮ и парламента, Украина должна прежде всего исполнить это решение, устранив на законодательном уровне констатированные судом нарушения», — добавил он.
Отметим, что имидж политически не заангажированной фигуры позволяет ему метко и аргументированно критиковать те изменения, с которыми он не согласен. Г-н Романюк не отрицал необходимость судебной реформы 2010 года, однако, как говорилось выше, поддерживает проект изменений, направленных на коррекцию отдельных ее аспектов. «Речь идет не о восстановлении полномочий (я не воспринимаю такие термины, как «урезание», «отнятие» и прочее), а о наполнении ВСУ необходимым объемом полномочий, чтобы он имел возможность осуществлять свою основную функцию», — заявил Председатель ВСУ в интервью «ЮП». Ярослав Романюк не предлагает полностью отказаться от процедуры допуска дел кассационными судами к пересмотру Верховным Судом Украины, а отстаивает возможность, к примеру, обжалования дел в апелляционном порядке. По его словам, система, при которой дело допускается в ВСУ тем же судом, который не заинтересован в пересмотре дела, порождает сомнения в объективности такого суда. Также он требует предоставления ВСУ права пересматривать судебные решения на основании неодинакового применения процессуальных норм кассационными судами, а кроме того — проверять решения судов первой и апелляционной инстанций. Еще одна из задач законопроекта № 3356 — установить возможность обжалования судебных решений, противоречащих правовым выводам ВСУ. Можно предположить, что решающая борьба за расширение полномочий ВСУ состоится уже в недалеком будущем. Отметим, что, в общем одобряя указанный законопроект, оппозиционеры предложили альтернативные документы (один — авторства фракции ВО «Свобода», а второй — от имени фракций «Батькивщина» и «УДАР Виталия Кличко»).
Очевидно, что Ярослав Романюк будет и в дальнейшем прилагать усилия для расширения полномочий ВСУ с целью обеспечения единства судебной практики. И здесь можно прогнозировать успех: ведь юридическое сообщество видит в этом не усиление его власти, а прежде всего модернизацию правовой системы.
Родился: 26 января 1961 года в с. Гаи-Детковецкие Бродовского района Львовской области.
Образование:
Львовский государственный университет им. Ивана Франко (1983–1988), специальность «Правоведение».
Карьера:
1988–1995 годы — помощник прокурора, следователь прокуратуры, старший помощник прокурора Бугского района Львовской области;
1995–2003 годы — судья Бродовского районного суда Львовской области;
2003–2005 годы — судья Апелляционного суда Львовской области;
с 2005 года — судья Верховного Суда Украины;
декабрь 2011 года — май 2013 года — первый заместитель Председателя ВСУ;
с мая 2013 года — Председатель ВСУ.
Заслуженный юрист Украины. Кандидат юридических наук.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…