Иск гражданской ответственности — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №9 (897) » Иск гражданской ответственности

Иск гражданской ответственности

Рубрика Акцент
Формальные сложности возврата имущества из-под ареста могут нивелировать гарантии незлоупотребления директором Национального антикоррупционногобюро правом предварительного ареста

В числе первоочередных задач, которые сегодня стоят перед Украиной, — очищение государственного аппарата всех уровней от коррупции. Интрига в том, что бороться с коррупцией приходится усилиями тех, кого общество давно уже признало виновными в этих злодеяниях, поэтому многие даже прогрессивные инициативы изначально вызывают скептицизм со стороны общественности, особенно если такие инициативы принимаются без детального прогнозирования их жизнеспособности и последствий, а затем до бесконечности вносятся поправки, дабы в конце концов обеспечить их реализацию.

В таком режиме проходит и подготовка к созданию Национального антикоррупционного бюро (НАБ), закон о котором успели уже несколько раз подправить, хотя он вступит в силу только с 25 апреля 2015 года.

Последние правки в него и другие законодательные акты были внесены 12 февраля 2015 года Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения деятельности Национального антикоррупционного бюро и Национального агентства по вопросам предупреждения коррупции». Этот закон пока отмечен на сайте парламента как переданный на подпись Президенту Украины. Но мы имеем возможность детально рассмотреть изменения, которые предлагаются в части взыскания в пользу государства имущества, приобретенного вследствие коррупционного деяния, согласно подготовленному ко второму чтению законопроекту № 1660-д (Закон).

Так, помимо изменений базового антикоррупционного законодательства и материального закона, определяющего административную и уголовную ответственность за коррупционные деяния, которые в соответствии с Законом полагается называть «правонарушениями, связанными с коррупцией», предусматривается дополнить раздел III Гражданского процессуального кодекса (ГПК) Украины новой главой 9, состоящей из трех статей, определяющих особенности искового производства по делам о признании необоснованными активов и их истребовании.

В частности, новыми статьями 2331–2333 ГПК Украины предусматривается, что иск о признании необоснованными активов и их истребовании подается в интересах государства прокурором в течение общей исковой давности со дня вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении лица, уполномоченного на исполнение функций государства или местного самоуправления. В этом контексте сразу просится оговорка: истребовать такое имущество, если виновный привлечен к административной ответственности, в порядке этой главы ГПК Украины нельзя. Иски могут быть предъявлены:

— к лицу, уполномоченному на выполнение функций государства или местного самоуправления, относительно которого вступил в силу обвинительный приговор за совершение коррупционного преступления или легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (лицо, осужденное за коррупцию);

— к связанному с указанным выше лицом юридическому лицу, являющемуся собственником (пользователем) имущества, относительно которого существуют доказательства того, оно получено или что им пользуется или распоряжается лицо, осужденное за коррупцию.

Интересно, что в случае предъявления иска к осужденному за коррупцию лицу прокурор предпринимает меры по установлению имущества, которое незаконно получено таким лицом или которым пользуется, распоряжается либо распоряжалось такое лицо, и обязан предъявить иск к физическому или юридическому лицу, в собственности или пользовании которого находится это имущество.

Иными словами активы коррупционера и доходы от них могут быть взысканы в судебном порядке независимо от того, в чьей собственности de jure они находятся, если будет доказано, что они получены вследствие коррупционного деяния лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, согласно перечню, приведенному в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона Украины «О предупреждении коррупции».

Получив такой иск, суд обязан признать активы необоснованными, если на основании поданных доказательств не установит, что активы или денежные средства для их приобретения приобретены на законных основаниях.

Поскольку истцу, то есть прокурору, нет никакого резона приводить доказательства законности источника происхождения активов, о признании необоснованными которых он ходатайствует, de facto вводится презумпция виновности лица (физического или юридического), ведь именно ответчику придется доказывать законность источников доходов.

С одной стороны, это может показаться верным, но с другой — под риск быть обвиненным в получении необоснованных активов и лишения права собственности может попасть любое лицо — действующее законодательство не предусматривает обязательного декларирования доходов граждан, кроме отдельных категорий лиц. Для таких лиц обязательное декларирование доходов введено несколько лет назад, следовательно, вполне легальные источники происхождения активов до середины двухтысячных годов почти недоказуемы. А три года исковой давности отсчитываются с момента обвинительного приговора, а не с момента приобретения актива (имущества или имущественного права). То есть гипотетически можно отобрать любой актив у любого физического лица, если актив покажется прокурору подозрительным и лицо не сможет подтвердить источник дохода.

Остается уповать на совесть прокуроров и справедливость судов.

К слову, последствия признания активов необоснованными вполне очевидны — они взыскиваются в доход государства, а если взыскать такие активы невозможно (например, по причине невозможности выделить часть из общего), взыскивается их стоимость. Такое взыскание происходит в порядке, установленном Законом Украины «Об исполнительном производстве».

Причины вывода такого производства в гражданский процесс ясны: у связанных юридических лиц нельзя истребовать в уголовном деле имущество, полученное от осужденного за коррупционные деяния. Плюс три дополнительных года на поиски такого имущества. Но тут очевиден перекос в сторону государства. Мало того что вводится презумпция виновности лица, так еще и сужаются возможности поиска доказательств со стороны защиты. Ведь по сути в таком производстве адвокат или юридический советник будет выполнять роль защитника, а не простого представителя, но иметь полномочия представителя, которые ограничиваются полномочиями самого лица. И даже декларативные нормы Уголовного процессуального кодекса (УПК) Украины о равенстве сторон в производстве здесь не будут действовать.

Но отграничение процесса конфискации коррупционных активов от уголовного преследования лица, совершившего такое злодеяние, — не единственное новшество, которое коснется права собственности.

Так, среди поправок в УПК Украины предусмотрена замена абзаца 2 части 2 статьи 170 двумя абзацами, из которых следует право арестовывать имущество без суда. Такое право, применимое «в неотложных случаях и исключительно в целях сохранения вещественных доказательств или обеспечения возможной конфискации или специальной конфискации имущества» предоставляется директору НАБ (или его заместителю), но может быть реализовано только по согласованию с прокурором. При этом такой «предварительный арест» может быть применен к имуществу или средствам на счетах физических или юридических лиц в финансовых учреждениях.

Для применения предварительно ареста установлено несколько ограничений. Во-первых, он применяется только в уголовном производстве относительно тяжкого или особо тяжкого преступления. Во-вторых, срок действия такого ареста — 48 часов. После принятия решения о предварительном аресте прокурор должен обратиться к следственному судье с ходатайством об аресте имущества. Такое обращение следует подавать безотлагательно, но не позже 24 часов с момента вынесения решения о предварительном аресте.

При этом статья не предусматривает ограничений к кругу субъектов, чье имущество может быть арестовано, то есть это может быть имущество любого человека или любого юридического лица. Не обязательно, что это касается имущества подозреваемого в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, в рамках уголовного производства по которому налагается арест. Также нет оговорки, что арестовываемое имущество должно находиться в собственности или распоряжении связанных с подозреваемым лиц. Таким образом, это может быть абсолютно любое имущество абсолютно любого лица, если в рамках уголовного производства покажется, что оно может быть уничтожено (как доказательство) или отчуждено во избежание конфискации (в том числе специальной).

Более того, с поправками из части 2 устраняется оговорка, что такие действия осуществляются в рамках уголовных производств, подследственных НАБ. Следовательно, гипотетически директор НАБ может наложить арест в рамках любого уголовного производства по тяжкому или особо тяжкому преступлению.

Конечно, мы должны читать такую норму сквозь призму доверия к директору НАБ, а гарантией его незлоупотребления таким правом должен стать следующий абзац этой статьи в редакции Закона. Согласно указанной норме, если в определенный этой частью срок прокурор не обратится к следственному судье с ходатайством об аресте имущества или если в удовлетворении такого ходатайства будет отказано, предварительный арест считается отмененным, а изъятое имущество безотлагательно возвращается лицу.

На бумаге эта норма выглядит правильно и ободряющей. Но в действительности вернуть имущество из-под ареста (даже по завершении уголовного производства) достаточно проблематично: только по факту истечения времени ничего не возвращается — для этого надо доказывать очевидные вещи, поскольку исполнители таких документов, как правило, не рискуют брать на себя ответственность поступать по Конституции Украины, минуя распоряжения лица, выдавшего акт об аресте. А это значит, что арест будет несколько продолжительнее, чем 48 часов. Риски такой нормы отлично осознают те, кто сталкивался с методами действия рейдеров, пик активности которых прошел не так давно.

Несмотря на такие риски и опасения, нормы приняты голосами 247 народных депутатов и уже скоро могут получить юридическую силу, поскольку уже больше недели, как Закон передан на подпись главе государства. Правда, у Президента Украины есть еще право вето, а народные депутаты всегда могут принять очередные поправки.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Тема номера

Налог не впрок

Акцент

Иск гражданской ответственности

Государство и юристы

Новости законотворчества

Внесен проект закона о реабилитации участников АТО

Государство и юристы

Миссия наполнима

Стражи из закона

Государство и юристы

Новости законотворчества

Порядок изменения границ земучастка уточнят

Правительство подготовило реформу рынка газа

Документы и аналитика

Неприбыльное предпринятие

Быть в рамках

Книжная полка

Хозотчет

Неделя права

Новости из-за рубежа

В Беларуси запретили анонимайзеры, прокси и TOR

Неделя права

Законопакет

Арбитражное тестирование

Административное решение

Неделя права

Новости из-за рубежа

Apple оштрафовали на 533 млн долл. США

Новости из зала суда

Судебная практика

Дело относительно созыва съезда ученых опять перенесли

Суд признал правомерным неиздание указа об увольнении с военной службы

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ Sayenko Kharenko выиграла два дела в Международном коммерческом арбитражном суде об обращении взыскания на предмет залога на общую сумму 8,5 млн долл. США

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» защитила клиента в споре с Госпотребинспекцией

К команде МЮФ Dentons присоединился М. Сысоев

Юристы FCLEX защитили интересы Белановского ГОКа

Команда ИМО КНУ им. Т. Шевченко стала победителем национального этапа отбора в конкурсе имени Филиппа Джессопа

Отрасли практики

Сдельный вес

Германское шествие

В хвост и в гривну

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Налоги и защита

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Репортаж

Для тех, кто в банке

Вызов принят

Решения недели

Судебная практика

Убытки не подлежат удовлетворению

Нарушение, но не налоговое

Фиктивные операции

Самое важное

На линии старта

Комфортные условия

Декларирование по акцизу

Лица нет

Судебная практика

Процесс пошел

Отмена решений НБУ

Судебная практика

Судебные решения

Хозрасчетные предприятия могут определять размер коэффициента корректировки для установления средней заработной платы за время отпусков

Судебная практика

Семейное дело

Судебная практика

Судебные решения

Нюансы взыскания страхового возмещения в пользу выгодоприобретателя

Тема номера

Истечение обстоятельств

Замять позицию

Частная практика

Проконкурентная позиция

Інші новини

PRAVO.UA