Похоже, процесс реформирования не обойдет стороной и Счетную палату (СП). Не так давно Президент Украины Петр Порошенко инициировал принятие нового закона о СП, внеся на рассмотрение парламента законопроект № 2072. Такой нормотворческий шаг был давно ожидаемым, особенно в свете проевропейского вектора развития нашего государства и с учетом внесения изменений в статью 98 Конституции Украины, датированных сентябрем 2013 года. Отметим, что данные корректировки Основного Закона направлены на расширение функциональных возможностей СП, точнее — на возврат к старому, действовавшему до 2010 года алгоритму работы: Счетная палата должна была осуществлять контроль за выполнением государственного бюджета не только по расходной, но и по доходной части, также прописывалось, что организация, полномочия и порядок деятельности этого органа определяются законом.
С внесением соответствующих изменений в материальный закон парламентарии не спешили, но после настоятельных рекомендаций международных экспертов (о необходимости пересмотреть законодательные подходы к деятельности СП с поправкой на международные стандарты внешнего аудита государственных финансов представители Европейской комиссии заявляли еще осенью прошлого года) первое законотворческое предложение, которым предлагается принять новую редакцию закона о СП, в парламенте появилось в октябре минувшего года (подробно о законопроекте № 5188 «ЮП» писала в № 45 (881)от 11 ноября 2014 года). Похоже, процесс реформирования не обойдет стороной и Счетную палату (СП). Не так давно Президент Украины Петр Порошенко инициировал принятие нового закона о СП, внеся на рассмотрение парламента законопроект № 2072. Такой нормотворческий шаг был давно ожидаемым, особенно в свете проевропейского вектора развития нашего государства и с учетом внесения изменений в статью 98 Конституции Украины, датированных сентябрем 2013 года. Отметим, что данные корректировки Основного Закона направлены на расширение функциональных возможностей СП, точнее — на возврат к старому, действовавшему до 2010 года алгоритму работы: Счетная палата должна была осуществлять контроль за выполнением государственного бюджета не только по расходной, но и по доходной части, также прописывалось, что организация, полномочия и порядок деятельности этого органа определяются законом.
С внесением соответствующих изменений в материальный закон парламентарии не спешили, но после настоятельных рекомендаций международных экспертов (о необходимости пересмотреть законодательные подходы к деятельности СП с поправкой на международные стандарты внешнего аудита государственных финансов представители Европейской комиссии заявляли еще осенью прошлого года) первое законотворческое предложение, которым предлагается принять новую редакцию закона о СП, в парламенте появилось в октябре минувшего года (подробно о законопроекте № 5188 «ЮП» писала в № 45 (881)от 11 ноября 2014 года). Правда, данная инициатива так и не была рассмотрена: пролежав на парламентской полке около месяца, законопроект был отозван.
Несмотря на то что президентская инициатива во многом схожа с предыдущим нормотворческим предложением, можно смело предположить, что ее парламентский путь будет более успешным. Ведь необходимость обеспечения развития внешнего финансового контроля в соответствии со стандартами Международной организации высших органов финансового контроля (INTOSAI) прописана в положениях Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, и это является далеко не последним фактором для получения нашим государством очередной порции международной финансовой (кредитной) помощи.
Для усиления роли СП как независимого органа внешнего финансового контроля в законодательной инициативе главы государства прописывается, что Счетная палата от имени парламента осуществляет контроль за поступлением средств в государственный бюджет Украины и их использованием. Палата является государственным коллегиальным органом и наделена организационной, функциональной и финансовой независимостью, самостоятельно планирует свою деятельность. Вместе с тем в тексте проекта Закона Украины «О Счетной палате» предусмотрено, что СП подотчетна Верховному Совету Украины и регулярно информирует его о результатах своей работы. Для сравнения: в действующем Законе «О Счетной палате» (Закон) установлено, что СП не только подотчетна, но и подконтрольна парламенту.
Законопроектом предполагается закрепить полномочия Счетной палаты по осуществлению аудита эффективности (установление фактического состояния дел и предоставление оценки своевременности и полноты бюджетных поступлений, производительности, результативности, экономности использования бюджетных средств их распорядителями и получателями и т.д.) и финансового аудита (проверка, анализ и предоставление оценки относительно правильности ведения, полноты учета и достоверности отчетности по доходам и расходам бюджета, установление фактического состояния дел в части законности и целевого использования бюджетных средств), в том числе относительно:
— поступления средств в бюджет и их использования, в том числе средств, предоставленных местным бюджетам в виде трансфертов, фондам общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования; финансирования и выполнения общегосударственных и других государственных программ; соблюдения бюджетного законодательства;
— управления объектами государственной собственности в части, касающейся обеспечения отчисления (уплаты) в бюджет средств, полученных государством как собственником таких объектов, а также использования бюджетных средств, направленных на соответствующие объекты;
— образования, обслуживания и погашения государственного долга;
— использования бюджетных средств их распорядителями и получателями в сфере государственных закупок, а также средств, предусмотренных на выполнение государственного заказа;
— управления средствами государственного бюджета центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств;
— деятельности Национального банка Украины, его подразделений, банков, других финансовых учреждений в части обслуживания ими средств из государственного бюджета Украины.
Вместе с тем к компетенции СП предлагается отнести проведение анализа эффективности использования субъектами хозяйствования льгот по уплате в государственный бюджет Украины налогов и сборов и влияния льготных режимов налогообложения на общее состояние поступлений в государственную казну.
Президент Украины выступает и за существенное расширение функционального инструментария СП. Среди прочего в пункте 8 статьи 7 законопроекта устанавливается, что СП имеет право обращаться в суд в случае нарушения объектами контроля (органами, учреждениями, предприятиями, организациями, которые проверяются) полномочий Счетной палаты и ее должностных лиц. При этом принцип самостоятельности закрепляется только в части реагирования на нарушения полномочий этого конституционного органа и его представителей. Идея о предоставлении СП права обращаться в суд по вопросам возмещения нанесенных государству убытков, установленных по результатам аудита, которая уже давно витает в парламентских стенах, своей реализации в данном законопроекте не нашла. Глава государства предлагает сохранить фактически существующий порядок: по результатам осуществления мер внешнего контроля (аудита) СП информирует Президента и парламент о фактах нарушений бюджетного законодательства правительством, центральными органами исполнительной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления, а в случае обнаружения признаков преступления, коррупционного и иного правонарушения информирует об этом соответствующие правоохранительные органы, которые сообщают Счетной палате о принятых мерах реагирования. При этом если сейчас подотчетность Палаты практически полностью замыкается на парламенте, то в инициативе главы государства фактически предусматривается еще один субъект информирования — собственно Президент Украины. Взаимоотношениям с ним в предлагаемом законопроекте посвящена отдельная норма (статья 40), в которой среди прочего устанавливаются новые, абсолютно не свойственные Счетной палате ранее полномочия: она может обратиться к главе государства с предложением о приостановлении действия акта правительства «на основании несоответствия его Конституции Украины», отмене решений председателей местных государственных администраций, противоречащих Основному и другим законам Украины, иным актам законодательства Украины.
В случае принятия рассматриваемого законопроекта изменится состав и организационная форма Счетной палаты. Предполагается, что она будет состоять из 15 членов, а в ее структуре уже не будет руководящего органа — коллегии СП. Отметим, что количественный состав Палаты в действующем Законе четко не прописан. В статье 8 Закона установлено, что в состав Палаты входят председатель и члены Счетной палаты: первый заместитель (это позиция сейчас вакантна) и заместитель председателя, главные контролеры (согласно информации, размещенной на официальном сайте СП, — шесть человек) и секретарь. Итого, с учетом одной вакансии, получается девять человек. При этом глава государства выступает за увеличение срока каденции представителей СП с семи до девяти лет, причем без права назначения на новый срок. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, исключение возможности повторного срока пребывания в должности членов Счетной палаты соответствует опыту европейских стран, в частности Великобритании и ФРГ.
Порядок назначения на должности председателя и других членов СП (вместо главных контролеров вводятся государственные аудиторы) парламентом автор законопроекта предлагает сохранить. Как и сейчас, председатель Счетной палаты назначается на должность по представлению спикера Верховного Совета, а другие члены — по представлению председателя СП. Причем, если в действующем Законе этот алгоритм детализирован (например, установлено, что назначение руководителя СП осуществляется в рамках тайного голосования путем подачи народными депутатами бюллетеней и т.д.), то в законопроекте этот механизм вообще не регламентируется. Кроме того, в заключительных положениях проекта предусматривается, что председатель и другие члены Счетной палаты, назначенные на должности до вступления в силу настоящего Закона, занимают должности до решения парламентом вопроса об их увольнении.
Законопроектом № 2072 устанавливается также предельная численность Счетной палаты — 401 человек, из них 386 работников — предельная численность аппарата. Для сравнения: за последние 18 лет численность работников СП возросла почти в четыре раза: со 150 человек в 1997 году до 550 в 2013–2014 годах. Для обеспечения реализации принципа гласности в деятельности этого конституционного органа предусмотрено создание при СП Общественного совета, а также целый ряд других новаций.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…