С 28 марта 2015 года станут воплощаться в практику первые изменения в судебной сфере, которые затем перерастут в полномасштабную судебную реформу. Именно с указанного дня вступит в силу в полном объеме Закон Украины «Об обеспечении права на справедливый суд» (Закон), принятый Верховным Советом Украины 12 февраля 2015 года на основании законопроекта № 1656, внесенного в парламент Президентом Украины Петром Порошенко.
Настоящий Закон, над текстом которого работал Совет по вопросам судебной реформы при Президенте Украины, должен стать первым шагом на пути к реформированию всей системы правосудия: от формирования суда до исполнения законного и правосудного решения.
Принимался Закон довольно необычно. Так, 26 декабря 2014 года он был внесен в парламент в статусе безотлагательного, а уже 27 декабря получил заключение парламентского комитета по вопросам правовой политики и правосудия.
13 января 2015 года, в первый рабочий день в нынешнем году, парламентарии уже обсуждали законопроект № 1656 в сессионном зале, когда и было принято достаточно необычное решение: в первом чтении принять за основу, помимо законопроекта № 1656, еще и проект № 1497, который был внесен 16 декабря группой народных депутатов и направлен на те же цели. Ранее судьбу альтернативных законопроектов парламент решал следующим образом: один принимал за основу, но поручал профильному комитету доработать его с учетом предложений альтернативных проектов. На принятии за основу двух альтернативных актов настояла вице-спикер, одна из инициаторов проекта № 1497 Оксана Сыроид, полагая, что таким образом гарантирует: основные идеи депутатского проекта сохранятся в итоговом акте.
Примечательно, что уже при обсуждении формата рабочей группы, которая по решению парламента от 13 января с.г. должна работать над концепцией единого акта, г-жа Сыроид фактически признала, что шансов быть принятым у проекта №1497 нет, и предложила дорабатывать далее президентскую инициативу. К тому же все положения депутатского проекта оказались поправками к проекту № 1656, которых в итоге было 3123. Абсолютный рекорд, с установлением которого должно было прийти и понимание, что рассматривать в сессионном зале (даже после тщательной работы комитета) столько поправок нереально. В итоге принятие как в первом чтении, так и во втором прошло в формате «на веру».
Само же согласование тоже было довольно необычным — изучать каждую поправку оказалось сложно, тем более что одни дублировали друг друга, а другие меняли суть изначально заложенной идеи. В результате подготовка ко второму чтению свелась к определению норм, по которым может быть достигнут компромисс без продолжительной дискуссии. В конечном итоге из Закона просто исключили предложения по дискуссионным правкам, оставив «как есть». Не исключено, что принцип «не навреди» в данном случае — верный ориентир.
Однако такой подход стал причиной того, что вместо реформы обществу предложили некоторые изменения, хоть и позволяющие сдвинуть процесс наведения порядка в судейском корпусе с мертвой точки, но все же не реформу. Но по большому счету реформы и не могло быть: реальные изменения придут после поправок к Конституции Украины, которыми будет уточнен статус Высшего совета юстиции и основания для увольнения судей.
Да и такой шаг отложен во времени. Так, согласно заключительным и переходным положениям, Закон вступит в силу через 30 дней со дня его опубликования. Опубликован Закон в № 35 газеты «Голос Украины» от 26 февраля 2015 года, следовательно, вступит в силу 28 марта с.г.
Исключения составляют пункты 6 и 8 раздела I Закона — изменения в Закон Украины «О Высшем совете юстиции» и в регламент Верховного Совета Украины (относительно процедуры назначения членов ВСЮ). Также со дня, следующего за днем опубликования, то есть с 27 февраля с.г., вступили в силу пункты 3 и 4 заключительных и переходных положений. Указанными пунктами установлено, что с этого момента прекращаются полномочия членов Высшего совета юстиции, назначенных Верховным Советом Украины, Президентом Украины, съездом адвокатов Украины, съездом представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений, всеукраинской конференцией работников прокуратуры. Иными словами, ныне членами ВСЮ являются только входящие в состав этого органа по должности и принявшие присягу члена ВСЮ Председатель Верховного Суда Украины Ярослав Романюк и министр юстиции Украины Павел Петренко.
Кроме того, в случае принятия присяги полномочия членов ВСЮ получат по должности Генеральный прокурор Украины Виктор Шокин и назначенные XII съездом судей Украины судья Высшего хозяйственного суда Украины Наталия Волковицкая, судья Высшего административного суда Украины Алексей Муравьев, судья Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел Алла Олийнык.
При этом полномочия как членов ВСЮ указанных выше судей, назначенных во ВСЮ съездом судей, могут быть прекращены съездом судей в любой момент, но не позже чем через четыре года после принятия ими присяги, если съезд примет решение о назначении во ВСЮ других лиц. А вот другие субъекты должны будут назначить членов ВСЮ по-новому не позже чем через 60 дней, отсчет которых ведется с 27 февраля 2015 года.
Даже несмотря на то, что Закон «похудел» по сравнению с проектом № 1656, это довольно-таки объемный документ. Со следующего номера «Юридическая практика» начинает цикл публикаций по ключевым изменениям, которые предусматривает этот акт.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…