В конце мая вступило в силу постановление Правления Национального банка Украины «Об утверждении изменений в Положение о применении Национальным банком Украины мер воздействия за нарушение банковского законодательства» № 99 от 17 апреля 2008 года. В частности, кардинальные изменения претерпел раздел, который ранее предусматривал особенности финансового оздоровления (санации) банка или подготовки его продажи в период временной администрации. Теперь же такой порядок оздоровления предусматривается осуществлять путем привлечения инвесторов.
Так, предложения относительно финансового оздоровления банка путем привлечения инвесторов временный администратор может предоставлять НБУ в ограниченном количестве случаев: недокапитализации или значительной недокапитализации банка, а также если не удовлетворены требования кредиторов из-за отсутствия средств на корреспондентском счете банка или если значение норматива ликвидности составляет менее 10 % и поступлений средств недостаточно для повышения ликвидности до нормального уровня.
Как инвесторы, могут быть привлечены юридические и физические лица, не являющиеся его участниками, что предусматривает увеличение уставного капитала банка путем выкупа такими лицами акций (долей, паев) банка. Вариант продажи таким лицам пятидесяти и более процентов уставного капитала банка является собственно продажей банка, но только при условии, что они возьмут на себя обязательство его финансового оздоровления.
Что касается самого инвестора, то у него должны быть средства или активы, достаточные для выполнения мер Программы финансового оздоровления, в том числе собственные средства для формирования уставного капитала. Желающие стать инвестором должны подать временному администратору следующие документы: заявление о намерении принять участие в оздоровлении банка, нотариально удостоверенную копию учредительных документов или копию паспорта (для физического лица), удостоверенную копию свидетельства о государственной регистрации, предварительные предложения относительно финансового оздоровления банка с указанием размера средств, которые лицо может внести в уставный капитал банка, а также информацию о своем финансовом состоянии и документы, подтверждающие наличие у него средств, достаточных для реализации предложенных им мер финансового оздоровления. После того как такое лицо по решению временного администратора признано соответствующим предъявляемым к инвестору требованиям, у него появляется право на ознакомление с информацией о финансовом состоянии банка. В частности, на основании договора с таким лицом, временным администратором может быть предоставлена такая информация: состав участников банка, размер регулятивного капитала, состояние соблюдения обязательных экономических нормативов, стоимость активов банка по результатам их классификации, объем обязательств банка перед кредиторами (сроковых и просроченных), а также информация о состоянии корреспондентского счета. За разглашение такой информации предусматривается ответственность и возможность возмещения вреда.
А после ознакомления с такой информацией лицо, намеревающееся стать инвестором, кроме мер по финансовому оздоровлению банка предоставляет также и перечень юридических лиц, которые могут быть привлечены как их исполнители. Среди таких юридических лиц могут быть банки и небанковские финансовые учреждения, которые могут взять на себя обязательства банка.
Финансовое оздоровление банка путем привлечения инвесторов осуществляется в соответствии с Программой финансового оздоровления (далее — Программа), которая составляется по предложениям инвесторов и одобряется Комиссией Национального банка.
В такой Программе должны быть определены меры финансового оздоровления (в том числе реструктуризация капитала, активов и обязательств банка), сроки и условия исполнения, инвесторы, исполнители Программы, а также другие меры. Одной из составляющих Программы являются прогнозируемые показатели деятельности банка — объекта оздоровления, банка — инвестора по результатам консолидированной финансовой отчетности, а также банка — исполнителя Программы.
Вместе с такой Программой на рассмотрение НБУ подается также: бизнес-план банка-инвестора и банка-исполнителя, решение исполнительного органа небанковского финансового учреждения об участии в Программе, документы о таком учреждении и инвесторах, которые предоставлялись временному администратору, договоры, необходимые для реализации Программы, документы для получения разрешения НБУ на причисление привлеченных средств на условиях субординированного долга к капиталу банка, справку-характеристику относительно активов, предусматривающихся продать или обменять, а также относительно активов, которые банк должен получить в результате обмена, а также заключения субъектов оценочной деятельности относительно оценки отдельных активов или обособленных подразделений банка и обоснованное заключение временного администратора относительно получения экономического эффекта от реализации Программы.
Для одобрения такой Программы необходимо заключение подразделения центрального аппарата Национального банка, которое осуществляет функции банковского регулирования и надзора, о возможности финансового оздоровления банка на основании поданной Программы и поданных документов. Такое решение должно быть принято не позднее чем через 15 дней со дня предоставления временным администратором всего пакета документов. А до того момента, как такие документы попадут в указанное подразделение, их на протяжении пяти дней рассматривает территориальное управление НБУ, после чего вместе со своим заключением и направляет в подразделения центрального аппарата НБУ. В случае одобрения такой Программы временный администратор принимает решение об увеличении учредительного капитала банка, организовывает дополнительную эмиссию акций банка и их размещение среди инвесторов.
Как уже указывалось, мерами финансового оздоровления может быть реструктуризация капитала, активов и обязательств банка.
В частности, реструктуризация капитала может осуществляться путем:
— увеличения уставного капитала;
— выкупа инвесторами акций, принадлежащих банку или же участникам банка, по их согласию;
— увеличения регуляторного капитала посредством переоформления кредиторской задолженности по вкладу;
— увеличения регуляторного капитала за счет внутренних источников.
Реструктуризация активов банка предусматривает исполнение мер по управлению немедленно классифицированными активами с целью уменьшения их объема, повышения качества, а также повышения ликвидности и доходности. В свою очередь, управление такими активами может осуществляться путем реструктуризации задолженности должников банка, взыскания с них задолженности или же возбуждения относительно таких должников процедуры банкротства.
А реструктуризация обязательств может осуществляться следующим образом:
— отсрочка или рассрочка кредиторской задолженности или же пересмотр сроков оплаты процентов или комиссий;
— переоформление кредиторской задолженности в долговые ценные бумаги;
— перевод обязательств к инвестору, исполнителю Программы;
— переоформление долга банка перед кредиторами по вкладу/депозиту на участие в уставном капитале путем продажи акций, выкупленных банком или дополнительно выпущенных в связи с увеличением уставного капитала;
— переоформление кредиторской задолженности по вкладу/депозиту в субординированный долг;
— прощение кредитором долга (или его части) банку.
Кроме того, среди мер оздоровления банка могут быть и такие, как предоставление банком-исполнителем Программы кредита банку-объекту финансового оздоровления или же гарантий и поручительств для получения такого кредита в других банках, а также отказ от выплаты дивидендов и направление соответствующих средств на увеличение уставного капитала, определение источников погашения долга перед кредиторами, привлечение к работе банка лиц, предложенных кредиторами, реструктуризация структурных подразделений банка, сокращение численности работников банка или же назначение новых руководителей банка.
В случае же если осуществлялась продажа банка, то после завершения такой продажи, осуществления мер Программы по смене руководства и заключения договоров, обеспечивающих реструктуризацию активов и обязательств банка, НБУ может принять решение о прекращении временной администрации.
Теперь же такой порядок предусматривает оздоровление путем привлечения инвесторов.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…