Наружная реклама в Киеве: правила «игры» новых руководящих органов — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №30 (552) » Наружная реклама в Киеве: правила «игры» новых руководящих органов

Наружная реклама в Киеве: правила «игры» новых руководящих органов

Рубрика Тема номера

В условиях рыночной ­экономики на­руж­ная реклама продолжает быть особен­но актуальной и востребованной. Учиты­вая то, что правила разме­щения наружной ­рекламы в соответствии с Типовыми правилами размещения наружной рекламы, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины № 2067 от 29 декабря 2003 года (Типовые правила), отданы на откуп органам местного самоуправления, последние ­пытаются ­усовершенствовать ­собственные правила игры в этом секторе.

При разработке правил учитываются особенности региона, на территории которого они должны действовать. В частности, Львов при разработке своих правил учел наличие огромного количества объектов культурного наследия, ограничив размещение на них наружной рекламы. Одесса проводит конкурс дизайнерских проектов по благоустройству города. Киев же отметился созданием дополнительного органа, принимающего участие в процессе принятия решений о выдаче разрешений на размещение наружной рекламы, коим является Комиссии по вопросам размещения рекламы в г. Киеве (Комиссия). Напомним, что 9 ноября 2007 года в ­горо­де Киеве в корне изменилась процедура размещения наружной рекламы. В данной статье рассмотрим, в каком порядке и в какие сроки можно получить в столице разрешение на установление наружной рекламы с учетом новых правил.

Итак, главным нормативно-правовым документом, регулирующим размещение наружной рекламы в столице, является Порядок размещения наружной рекламы в г. Киеве, утвержденный распоряжением Киевской городской государственной администрации (КГГА) № 1100 от 23 августа 2007 года (Порядок № 1100), а главными действующими лицами являются:

1) рабочий орган — Главное управление по вопросам рекламы при КГГА, уполномоченное:

— регистрировать и рассмат­ривать заявления распространителей наружной рекламы касательно предоставления разрешения на размещение наружной рекламы, внесения изменений в разрешения, переоформления разрешения и продления срока его действия;

— по согласованию с Комис­сией принимать решения об установлении приоритета заявителя на место расположения рекламного средства, продления срока, на который установлен приоритет или об отказе в установлении такого приоритета, отмене приоритета на основании заявления заявителя;

— готовить и предоставлять на согласование Комиссии проекты решения исполнительного органа Киевского городского совета (КГГА) о продлении сроков действия разрешений на размещение наружной рекламы, об отказе в их установлении или об отмене действий разрешений;

— готовить проекты решений исполнительного органа Киевского городского совета (КГГА) относительно предоставления разрешений на размещение наружной рекламы, об отказе в их предоставлении, относительно отмены действия разрешений или продления срока их действия;

— подписывать и выдавать разрешения на размещение наружной рекламы на основании соответствующего решения исполнительного органа Киевского городского совета (КГГА);

— разрабатывать, заключать с распространителями наружной рекламы и регистрировать договоры на право временного пользования местами (для размещения рекламных средств (РС)), которые находятся в коммунальной собственности территориальной общины г. Киева и др.;

2) коммунальное предприятие «Киев­реклама», уполномоченное:

— выступать стороной договоров на право временного пользования местами (для размещения РС), которые находятся в коммунальной собственности территориальной общины г. Киева;

— осуществлять контроль за своевременным поступлением платы по заключенным договорам;

— осуществлять обследование мест размещения РС в соответствии с выданными в установленном порядке разрешениями и предоставлять рабочему органу материалы относительно нарушителей;

— предоставлять платные услуги и др.;

3) Комиссия по вопросам размещения рекламы в г. Киеве, которая создается распоряжением исполнительного органа Киевского городского совета (КГГА) и уполномочена:

— рассматривать и согласовывать проекты решений об установлении, отказе или отмене приоритета заявителя на место размещения РС или об отказе в установлении такого приоритета;

— рассматривать и согласовывать проекты решений исполнительного органа Киевского городского совета (КГГА) о продлении срока действия, отказе или отмене разрешения на размещение наружной рекламы и др.

Из правового анализа Порядка размещения наружной рекламы в городе Киеве вырисовывается следующий алгоритм оформления разрешения на размещение наружной рекламы.

1. Обращение к рабочему органу с заявлением о выдаче разрешения на размещение наружной рекламы.

2. Регистрация заявления рабочим органом и проверка заявленного места на предмет наличия установленного приоритета или выданного разрешения. Срок — три рабочих дня. Исходный документ — акт обследования места.

3. Подготовка рабочим органом и предоставление на согласование Комиссии проекта решения относительно установления приоритета на заявленное мес­то или мотивированного отказа в его ­установлении в пределах срока, уста­новленного для обследования планируемого места размещения наружной рекламы.

4. Рассмотрение на заседании Комис­сии предоставленного рабочим органом проекта решения. Результаты рассмотрения (согласование или отказ в согласовании) отображаются в протоколе заседания Комиссии, который возвращается рабочему органу. Срок — семь рабочих дней.

5. Принятие рабочим органом по результатам заседания Комиссии решения: об установлении приоритета на заявленное место или об отказе в его установлении. Срок — в день получения соответствующего протокола заседания Комиссии. Исходный документ — приказ рабочего органа.

В случае принятия решения об установлении приоритета заявителя на место расположения РС рабочий орган:

— выдает заявителю для оформления два экземпляра разрешения по установленной Типовыми правилами форме (приложение 3);

— определяет исчерпывающий перечень уполномоченных органов (лиц), с которыми необходимо согласовать разрешение на установление наружной рекламы;

— сообщает о необходимости заключения договора на право временного пользования местом, которое находится в коммунальной собственности города.

В случае принятия решения об отказе в установлении приоритета рабочий орган на протяжении трех рабочих дней отправляет заявителю мотивированный ответ и возвращает все предоставленные заявителем документы.

6. Информирование рабочим ­органом (в случае необходимости) Главкиев­архитектуры о необходимости предоставления архитектурно-планировочного задания (АПЗ) (для сложного рекламного средства). Срок — три рабочих дня.

АПЗ — это документ, включающий комплекс градостроительных и архитектурных требований и особых условий на проработку проектно-технической документации для расположения сложных РС.

В соответствии с Порядком № 1100, Правилами застройки города Киева, утвержденными решением Киевского городского совета № 11/2587 от 27 января 2005 года, обязанность относительно предоставления в случае надобности АПЗ возложена на Главкиевархитектуру. АПЗ утверждается начальником Глав­киевархитектуры или его замес­тителем и является обязательным для выполнения.

Срок действия АПЗ определяется непосредственно в документе с учетом нормативных сроков проектирования. Однако он не может быть больше шести календарных месяцев с момента установления приоритета. Обратите внимание, что на протяжении этого срока распространитель наружной рекламы должен не только выполнить АПЗ, но и получить соответствующие согласования на согласовательной части разрешения. В противном случае в силу пункта 5.15 Порядка № 1100 приоритет на место размещения рекламного средства аннулируется.

Дополнительно отмечу, что случаи, при наступлении которых заявителю необходимо будет получить АПЗ, Порядком не предусмотрены, однако в силу пункта 3.1.15 Порядка они определяются рабочим органом по собственному усмотрению.

7. Предоставление Главкиевархитекту­рой одновременно и рабочему органу, и распространителю наружной рекламы:

— или соответствующего АПЗ;

— или мотивированного отказа относительно возможности размещения рекламного средства на заявленном месте.

Срок — пять рабочих дней.

8. Заключение между рабочим органом, КП «Киевреклама» и распространителем наружной рекламы договора на право временного пользования местом для размещения наружной рекламы ­(касается исключительно мест, находящихся в коммунальной собственности города, его районов или районов, полномочия относительно распоряжения которыми осуществляют органы местного самоуправления города Киева). Срок — три рабочих дня с момента установления рабочим органом приоритета.

В период действия приоритета, а также в случае продления срока приоритета в связи с разработкой АПЗ, заявитель вносит плату за право временного пользования местом (для размещения РС), которое находится в коммунальной собственности территориальной общины города Киева, его районов или полномочия относительно распоряжения которыми осуществляют органы местного самоуправления города Киева, в размере 25 % платы, установленной в соответствии с Порядком, утвержденным распоряжением КГГА № 852 от 9 июля 2007 года.

9. Оформление и передача рабочему органу заявителем разрешения на размещение наружной рекламы. Срок — в течение срока действия приоритета (три месяца, а с учетом возможности продления — шесть месяцев).

10. Подготовка рабочим органом проекта решения исполнительного органа Киевсовета, которое оформляется в виде распоряжения КГГА. Срок — десять рабочих дней.

11. Рассмотрение КГГА предоставленного рабочим органом проекта и принятие соответствующего решения: о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. Срок — 10 рабочих дней. В пределах этого срока распоряжение КГГА должно быть оформлено и подписано в соответствии с Регламентом КГГА.

12. Подписание и выдача рабочим органом распространителю наружной рекламы разрешения на размещение наружной рекламы (в случае принятия положительного решения о выдаче разрешения).

В случае принятия отрицательного для заявителя решения рабочий орган информирует заявителя об отказе в выдаче разрешения с указанием даты и номера соответствующего распоряжения КГГА, которое может быть обжаловано заявителем (на данный момент) в порядке административного судопроизводства.

Согласно пункту 22 Типовых правил, решение об отказе в предоставлении разрешения может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством. Одним из видов защиты является обращение в компетентный судебный орган с исковым заявлением об отмене распоряжения КГГА, которым отказано в выдаче разрешения на размещение внешней рекламы.

Следует добавить, что возможность обжалования решения исполнительного органа Киевсовета касательно отказа в выдаче разрешения на размещение наружной рекламы появилась у распространителей наружной рекламы относительно недавно — после вступления в силу Порядка размещения наружной рекламы в ­городе Киеве, утвержденного распоряжением КГГА № 1100 от 28 августа 2007 года. Это связано с тем, что во время действия предыдущего Порядка размещения объектов наружной рекламы в г. Киеве, утвержденного распоряжением КГГА № 2159 от 2 декабря 2002 года, решение о выдаче разрешений на размещение наружной рекламы оформлялись исключительно в виде протокольных решений, которые в силу статьи 12 Хозяйственного процессуального кодекса Украины не могли быть предметом обжалования.

Срок действия разрешения

Максимальный установленный срок действия разрешения на размещение наружной рекламы составляет 5 лет, если меньший срок не указал сам заявитель в заявлении о выдаче разрешения. Вместе с тем следует обратить внимание на правовую коллизию, возникшую между Типовыми правилами (пункт 23), Порядком № 1100 (пункт 6.6) и Прави­лами застройки города Киева (подпункт 13.3.7 пункта 13.3), суть которой заключается в том, что, согласно Правилам застройки города Киева, исполнительный орган Киевсовета имеет право предоставлять разрешения сроком до пяти лет. Следствием такого изложения нормы является то, что получить разрешение на пять лет, хоть о таком и было заявлено в заявлении, не всегда возможно.

Судебная практика, к сожалению, сложилась не в пользу распространителей наружной рекламы. Так, суд, указывая на особый статус исполнительного органа Киевсовета, который определен Законом Украины «О столице Украины — городе-герое Киеве», придерживается того мнения, что срок действия разрешения на размещение наружной рекламы КГГА должна определять с учетом фактических обстоятельств, срока действия согласований соответствующих органов на согласовательной части разрешения и требований поданной заявки.

Продление срока действия разрешения на размещение наружной рекламы

После окончания срока действия разрешения на размещение наружной рекламы заявитель при соблюдении ряда условий может рассчитывать на продление срока его действия.

К таким условиям относят:

1) обращение к рабочему органу с заявлением о продлении срока действия разрешения не позднее чем за один месяц до окончания срока его действия;

2) предоставление рабочему органу экспертного заключения специализированного предприятия, которое имеет необходимые лицензии относительно соответствия установленного РС требованиям безопасности его размещения и использования. Предполагается, что такое заключение должно подаваться одновременно с заявлением о продлении срока действия разрешения.

Что касается экспертного заключения, обратите внимание на следующую правовую коллизию: пункт 10.1 Порядка № 1100 определяет предоставление экспертного заключения как обязательное требование для продления срока действия разрешения. Однако уже в пункте 10.7 того же Порядка предусматривается его предоставление по требованию рабочего органа.

Поскольку нормы, изложенные в порядке № 1100, необходимо применять в совокупности, следовательно, экспертный вывод должен предоставляться исключительно по требованию рабочего органа. Однако, дабы избежать недоразу­мений, рекомендую все же до окончания срока подачи заявления на продление и с учетом времени, необходимого на получение экспертного заключения, получить от рабочего органа официальный ответ о необходимости (отсутствии необходимости) предоставления экспертного заключения.

Что касается срока, на который разрешение может быть продлено, исходим из законодательно установленных сроков действия разрешения — пять лет. Однако, как отмечалось выше, определение срока действия разрешений на размещение наружной рекламы является исключительной компетенцией исполнительного органа Киевсовета.

Таким образом, распространитель наружной рекламы в заявлении о продлении срока действия разрешения обязательно должен указать желаемый срок продления разрешения. Исполнительный орган Киевсовета (КГГА), в свою очередь, с учетом фактических обстоятельств дела, предоставленных согласований соответствующих органов и требований поданной заявки, принимает соответствующее решение.

При несоблюдении изложенных выше условий срок действия разрешения будет считаться законченным, а распространитель наружной рекламы вынужден будет оформлять новое разрешение на общих основаниях.

Социальная реклама

И в заключение рассмотрим особен­ности размещения в городе Киеве социальной рекламы.

В соответствии со статьей 12 Закона Украины «О рекламе» пунктом 15 По­рядка № 1100 рекламодателем социальной рекламы может быть любое лицо. Требования к социальной рекламе сводятся к тому, что она не должна содержать ссылок на конкретный товар и/или его производителя, на рекламодателя, на объекты права интеллектуальной собствен­ности, которые принадлежат производителю товара или рекламодателю социальной рекламы.

На лиц, которые безвозмездно производят и распространяют социальную рекламу, и на лиц, которые передают свои имущество и средства другим лицам для производства и распространения социальной рекламы, распространяются льготы, предусмотренные законодательством Украины для благотворительной деятельности. В частности, на юридических лиц распространяются налоговые льготы, предусмотренные Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28 декабря 1994 года с изменениями и дополнениями, а на физических лиц, не имеющих статуса физического лица — предпринимателя, — Законом Украины «О налоге на доходы физических лиц» от 22 мая 2003 года.

Выделяют следующие формы размещения социальной рекламы:

1) социальная реклама, размещаемая по заказу исполнительного органа Киевского городского совета (КГГА). Как правило, такая реклама освещает общегосударственные и общегородские мероприятия (предусмотренные действующим законодательством).

Такая социальная реклама в пределах 5 % площадей поверхностей рекламных средств, на расположение которых получил разрешение распространитель наружной рекламы, размещается рекламодателями бесплатно. Порядок размещения объектов наружной рекламы в ­г. Киеве, утвержденный распоряжением КГГА № 2159 от 2 декабря 2002 года, действовавшим до вступления в силу Порядка № 1100, содержал норму, предоставляющую право распространителю наружной рекламы на основании решения исполнительного органа Киевского городского совета (КГГА) не вносить плату за право временного пользования местом (для размещения РС), которое находится в коммунальной собственности территориальной общины г. Киева, его районов или полномочия относительно распоряжения которыми осуществляют органы местного самоуправления города Киева.

Однако такая норма не нашла своего отображения в Порядке № 1100;

2) социальная реклама, рекламодателем которой является любое другое лицо, кроме исполнительного органа Киевского городского совета (КГГА).

Для размещения в городе Киеве такой социальной рекламы прежде всего необходимо обратиться с письменным заявлением к Главному управлению экономики и инвестиций исполнительного органа Киевского городского совета (КГГА), Главному управлению по вопросам внут­ренней политики исполнительного органа Киевского городского совета (КГГА) и Комиссии и получить их согласование. В заявлении определяется заказчик социальной рекламы, предполагаемый период ее размещения, места размещения рекламных средств с размером их поверхностей. К заявлению прилагается макет с содержанием социальной рекламы.

При размещении такой социальной рекламы распространитель наружной рекламы, опять же по согласованию с указанными выше органами, получает льготу в виде внесения 50 % платы за право временного пользования местом (для размещения РС), которое находится в коммунальной собственности территориальной общины города Киева, его районов или полномочия относительно распоряжения которыми осуществляют органы местного самоуправления города Киева.

Следует добавить, что вопросы размещения социальной рекламы нашли свое отображение также в принятом 18 марта 2008 года Верховным Советом Украины Законе Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно рекламы» (вступил в силу 10 мая с.г.).

В частности, введена норма, согласно которой услуги за установление и размещение социальной рекламы освобождаются от уплаты налога на рекламу (статья 11 декрета Кабинета Министров Украины «О местных налогах и сборах»).

КЛОЧАЙ Наталия заместитель директора ЮФ «Кредо Класик Консалтинг», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

ВСЮ: кандидаты могут идти в отпуск

Финансирование «за семью замками»

Деловая практика

Инвестиции как панацея

Законодательная практика

Много шума, но мало актов

Комментарии и аналитика

«Эксцесс исполнителя» за рубежом

Украинский прорыв в юриспруденции

Неделя права

Летом очередь не занимать

Устранение неравных условий

Закон против common law

ГНАУ: отчет за полугодие

Собственность — превыше всего

Новости делового мира

Требования к помещениям депозитариев

Членство или участие в международных платежных системах

Изменены требования к торговле лекарственными средствами

О чем необходимо уведомлять ГКЦБФР

Новости законотворчества

Военнослужащих предлагают откомандировывать также на госпредприятия

Регулирование исполнительного производства предлагают усовершенствовать

Что необходимо первоочередно принять в рамках ВТО?

Новости из зала суда

Прокуратура передала в суд дело по обвинению 3 граждан в попытке подкупа избирателей

Суд освободил из-под стражи подозреваемого в организации беспорядков в г. Севастополе

Консорциум «ЕДАПС» просит суд приостановить тендер на закупку оборудования

Суд запретил избиркому лишать полномочий депутатов Совета Крыма от БЮТ

Новости из-за рубежа

Генпрокуратура РФ отказалась выдать В. Сацюка

Наследникам Толкиена вернули домены хоббитов

Женщин начнут судить за изнасилования

Новости профессии

Замминистра юстиции уполномочен вести переговоры с Vanco Prykerchenska

Уволен заместитель министра внутренних дел Украины

В Киеве обсудили перспективы ратификации Устава Международного Уголовного Суда

Журнал «Вестник ВАСУ» получил статус профессионального издания в отрасли юридических наук

Председатель КСУ принял участие в международной конференции

Новости юридических фирм

Baker & McKenzie консультируют по вопросам продажи «Правекс-Банка»

Gide Loyrette Nouel участвует в законодательном процессе по Трудовому кодексу Украины

Salans принимает участие во II «Форуме Евразия»

Новости юридического мира

Curtis Mallet создает стратегический альянс с Fernandez Quiroga

DLA Piper консультирует корпорацию NEC

Крупнейшее поглощение на пивоваренном рынке

В московском офисе Baker and McKenzie два новых партнера

Реестр событий

Инвестдуализм

Министерству юстиции Украины — 90!

Родная речь

Поспешишь — суд проиграешь

Служебная лестница

НАЗНАЧЕНИЯ

Судебная практика

Исполнять решение некому

Судебные решения

Об основаниях взыскания пени за размещение специальной рекламы

О взыскании убытков за установление рекламных конструкций без заключения договора

О нюансах рассмотрения споров в сфере размещения внешней рекламы

Тема номера

Наружная реклама в Киеве: правила «игры» новых руководящих органов

Частная практика

Равнение на безупречность

Две морали в одном лице

Юридический форум

Одноклассники среди юристов, или Юристы на «Одноклассниках»

Інші новини

PRAVO.UA