В период кризиса и послекризисного состояния реабилитации многие предприятия имеют определенные проблемы с налоговыми органами. В частности, в связи с долгами по налогам активы предприятий находились в налоговом залоге. Но представим себе, что предприятие осуществило отчуждение определенных активов и это было, конечно, вскоре при проверке ГНИ установлено.
На основании акта проверки ГНИ было принято налоговое уведомление-решение, которым этому предприятию начислены штрафные санкции в связи с отчуждением имущества, находящегося в налоговом залоге, без согласия ГНИ.
На первый взгляд, предприятие однозначно неправо, каждый бухгалтер и руководитель знает, что делать этого нельзя, но все ли так просто…
Итак, ОАО предварительно направило ГНИ письмо, в котором директор просил согласия для ОАО на реализацию определенного оборудования. В пределах предусмотренного законодательством десятидневного срока ГНИ своим письмом сообщила ОАО о запрете осуществления реализации имущества.
Таким образом, ОАО действительно не было получено согласие налогового органа на реализацию активов, находящихся в налоговом залоге. Они решили не падать духом и обратились еще раз! Что же касается второго обращения ОАО о предоставлении разрешения на реализацию оборудования, то следует принять во внимание следующее.
Порядок согласования операций с активами налогоплательщика регулируется пунктом 8.6 статьи 8 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами», которым предусмотрено, что для решения этого вопроса руководитель налогового органа назначает из числа служебных лиц такого налогового органа налогового управляющего.
Для согласования отдельной операции на основании соответствующего гражданско-правового соглашения налогоплательщик предоставляет налоговому управляющему запрос, в котором разъясняется содержание операции и финансово-экономические последствия ее проведения. Налоговый управляющий имеет право издать предписание о запрете осуществления такой операции, в случае если по его выводам ценовые условия и/или формы расчета по такой операции приведут к уменьшению способности налогоплательщика своевременно или в полном объеме погасить налоговый долг. Указанное предписание должно быть утверждено руководителем соответствующего налогового органа. В случае если предписание не издается на протяжении 10 рабочих дней с момента поступления указанного запроса, операция считается согласованной.
В данном деле ГНИ было предоставлено согласие ОАО на реализацию оборудования в счет погашения налогового долга при условии проведения экспертной оценки станка.
Без проведения экспертной оценки станок был отчужден. Это было расценено ГНИ как реализация активов, находящихся в налоговом залоге, без согласия налогового органа.
Однако следует проанализировать следующие нормы законодательства, чтобы определить, имело ли право ОАО на такую реализацию без экспертной оценки.
Думаю, непроведение экспертной оценки отчуждаемого имущества не влияет на указанный факт, поскольку действующим законодательством не предусмотрено право налогового органа требовать проведения такой оценки. Это правило можно вывести из следующих обоснований и анализа законов.
В соответствии с подпунктом 10.2.3 пункта 10.2 статьи 10 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» право принимать решение о проведении экспертной оценки заложенных активов предоставлено исключительно налогоплательщику.
Кроме того, в Порядке о назначении, освобождении и компетенции налогового управляющего, утвержденном приказом ГНАУ № 312 от 2 августа 2001 года, ни в функциях, ни в правах налогового управляющего не обусловлены его возможность и право назначать экспертную оценку для предоставления согласия на реализацию активов, находящихся в налоговом залоге.
Поэтому операция по отчуждению станка, находящегося в налоговом залоге, является согласованной с налоговым органом. Соответственно начисление штрафных санкций обжалованным налоговым уведомлением-решением является неправомерным, и в этой части налоговое уведомление-решение подлежит признанию недействительным.
Добавлю также, что там был еще вопрос о реализации шкафа платяного и стеллажей, однако данная реализация не подлежит согласованию с налоговым органом, поскольку указанные товары являются малоценными и быстроизнашиваемыми предметами. Эти соображения подтверждаются также судебной практикой, а именно: постановлением ВАСУ от 26 августа 2008 года по делу № К-35966/06.
Итак, из вышеуказанного можно сделать следующие выводы:
1) действующим законодательством не предусмотрено право налогового органа требовать проведения экспертной оценки имущества при реализации, если оно находится в налоговом залоге;
2) право принимать решение о проведении экспертной оценки заложенных активов предоставлено исключительно налогоплательщику;
3) не подлежит согласованию с налоговым органом реализация товаров, находящихся в налоговом залоге и являющихся малоценными и быстроизнашиваемыми предметами.
КОТАШЕВСКАЯ Татьяна — исполнительный директор общественной организации Юридический Дом «Защита», г. Харьков
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…