Под видом благородных целей по развитию инфраструктуры Украины к Евро-2012 законодатель в очередной раз изменяет законодательство, регламентирующее выкуп земель для общественной необходимости.
Законопроект № 6405 предполагает внесение изменений и дополнений в Закон Украины «Об отчуждении земельных участков, других размещенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в частной собственности, для общественных нужд либо по мотивам общественной необходимости» (Закон).
Закон в действующей редакции содержит достаточно возможностей для застройщиков в связке с органами местного самоуправления лишить частных лиц их земельных участков и объектов недвижимости, расположенных на них. Принятие Верховным Советом Украины законопроекта № 6405 позволит сократить срок процедуры принудительного выкупа для общественных нужд и уменьшить при этом затраты.
Так, законопроект № 6405 предлагает такие пути сокращения финансовых затрат:
— исключить из составляющих выкупной цены упущенную выгоду собственника объекта в связи с его принудительным выкупом;
— упразднить необходимость возмещения убытков собственникам соседних земельных участков в связи с принудительным выкупом.
Кроме того, авторы законопроекта хотят сократить срок уведомления собственника о выкупе его объекта для общественных нужд с 3 месяцев (как установлено в нынешней редакции) до 30 дней. То есть в течение 30 дней собственника должны физически найти и уведомить о выкупе, а также согласовать с ним условия выкупа, цену, провести экспертную оценку объектов выкупа, урегулировать вопросы с арендаторами, ипотекодержателями и пр. (если такие имеются). По моему глубокому убеждению, осуществить все эти необходимые действия в 30-дневный срок физически невозможно. В случае несогласия собственника с условиями выкупа объекта для общественных нужд, он может быть выкуплен по мотивам общественной необходимости по решению суда.
Таким образом, собственник земельного участка и недвижимости на нем в течение месяца-двух может лишиться своей собственности стараниями местного совета, принимающего решение о выкупе, и лица, которое будет осуществлять сооружение и/или эксплуатацию объекта, необходимого общественности, так как именно оно инициирует выкуп. Более того, собственник объекта выкупа может и не знать о том, что его лишили собственности, в случае, если он находится более чем в 30-дневном отъезде, фактически проживает не по месту регистрации, находится на продолжительном лечении, в местах лишения свободы, в армии и пр.
Согласно законопроекту, если собственника невозможно найти для уведомления о выкупе, то об этом печатается объявление в газете «Урядовый курьер» либо в местной прессе. В таком случае датой уведомления собственника считается дата опубликования объявления. А потом, в случае несогласия в 30-дневный срок, — решение о выкупе по мотивам общественной необходимости, решение суда — и в результате бывший собственник уже не имеет никаких прав на свою недвижимость. В подобном случае не только волеизъявления собственника не требуется, но и участия или присутствия как такового.
Вышеупомянутый Закон в принципе очень непростой, защититься от его юрисдикции сложно, а предлагаемые изменения усугубляют его еще сильнее. Если автор законопроекта № 6405, целью которого является ускорение реализации Программы подготовки к Евро-2012, в частности строительства стадионов, действительно хочет, чтобы его поправки касались только строительства стадионов, то почему он не инициирует принятие отдельного закона, регулирующего выкуп земельных участков конкретно под строительство стадионов к 2012 году в предлагаемые им сокращенные сроки и с иной выкупной ценой, но по процедуре, установленной данным Законом? Другие объекты, подлежащие выкупу для общественных нужд и/или по общественной необходимости, пусть бы продавались по действующей процедуре.
ТРОФИМОВА Алина — юрист ЮК «Правовая гильдия «ВикториАл», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…