В Министерстве юстиции Украины разработан проект Закона Украины «О Совете министров Автономной Республики Крым» (проект), который ныне проходит общественное обсуждение.
Напомним, в настоящее время деятельность крымского правительства урегулирована в основном Конституцией АРК и Законом Автономной Республики Крым «О Совете министров Автономной Республики Крым» № 1024-I от 3 февраля 1997 года.
Основным заданием проекта определено обеспечение эффективного регулирования места Совета министров Автономной Республики Крым в системе органов исполнительной власти автономии, порядка формирования Совета министров АРК, требований к членам Совета министров, компетенции этого органа.
Проект в целом не противоречит упомянутому закону АРК, но более подробно регулирует вопросы компетенции крымского правительства. Вместе с тем, с учетом особого статуса автономии, предлагается ряд нововведений в кадровых вопросах, которые должны способствовать усилению крымской власти.
Так, устанавливается, что Совет министров Автономной Республики Крым является коллегиальным органом, который формируется Верховным Советом Автономной Республики Крым на срок его полномочий и возглавляется председателем Совета министров Автономной Республики Крым. При этом Совет министров Автономной Республики Крым ответственен перед Верховным Советом АРК, подконтролен и подотчетен ему (Совет министров АРК не более двух раз в год предоставляет в Верховный Совет Автономной Республики Крым отчет о своей деятельности в целом (комплексный), а также ежеквартально подает письменную информацию о состоянии дел в социально-экономической, культурной и других сферах). Относительно взаимоотношений с Кабинетом Министров Украины устанавливается подотчетность и подконтрольность Совета министров АРК по вопросам выполнения государственных функций и полномочий. Устанавливается, что деятельность Совета министров Автономной Республики Крым касательно выполнения Конституции и законов Украины, актов Президента Украины и актов Кабинета Министров Украины на территории Автономной Республики Крым направляется и координируется Кабинетом Министров Украины.
Достаточно важным представляется предложение, согласно которому назначение руководителя соответствующего территориального органа министерства, другого центрального органа исполнительной власти, руководителя предприятия, учреждения, организации, пребывающего в управлении министерства, другого центрального органа исполнительной власти, должно быть согласовано с Председателем Совета министров Автономной Республики Крым. Последний, кроме того, сможет поднять вопрос перед министерством, другим центральным органом исполнительной власти об увольнении с должности руководителя соответствующего территориального органа министерства, другого центрального органа исполнительной власти, руководителя предприятия, учреждения, организации, пребывающего в управлении соответствующего министерства, другого центрального органа исполнительной власти. Такое представление рассматривается соответствующим центральным органом исполнительной власти на протяжении десяти дней со дня его поступления в центральный орган исполнительной власти. Очевидно, что таким образом создаются условия формирования прокрымской вертикали исполнительной власти, ведь раньше процедуры согласований предусматривались только для «силовых» ведомств.
Законопроектом также регулируется актуальный вопрос совместительства должностей членов Совета министров АРК и депутатов Верховного Совета АРК. Прямо предусматривается, что при внесении на рассмотрение Верховного Совета Автономной Республики Крым представления относительно назначения на должность члена Совета министров Автономной Республики Крым лица, которое является депутатом Верховного Совета Автономной Республики Крым, к представлению добавляется личное заявление этого депутата о досрочном прекращении им депутатских полномочий в случае назначения на должность члена Совета министров Автономной Республики Крым. Вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Верховного Совета Автономной Республики Крым рассматривается безотлагательно после назначения его членом Совета министров Автономной Республики Крым на том же пленарном заседании Верховного Совета Автономной Республики Крым.
Четко определяются полномочия Совета министров Автономной Республики Крым по вопросам развития экономики, планирования экономического и социального развития, финансовой, кредитной и ценовой политики, промышленности, топливно-энергетического комплекса, сельского хозяйства, землеустройства, лесного хозяйства, водохозяйственного строительства и орошаемого земледелия, организации и развития курортно-рекреационной сферы и туризма, управления санаторно-курортными и туристическими комплексами Автономной Республики Крым, внешнеэкономической деятельности и внешних связей, транспорта, связи и дорожного строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, архитектуры и градостроения, торгового и бытового обслуживания населения, разрешительной системы, организации и развития образования, науки, культуры, искусства, охраны достопримечательностей истории и культуры, полиграфии и издательского дела, охраны окружающей природной среды, организации и обеспечения безопасных и здоровых условий жизни населения, здравоохранения, физической культуры и спорта, труда, его оплаты, условий и охраны труда, социальных вопросов и занятости населения, социальной защиты населения, обеспечения законности, охраны общественного порядка и прав граждан, междунациональных отношений, молодежной политики, охраны материнства и детства, управления имуществом Автономной Республики Крым.
Фактически в вопросе распределения полномочий удалось сохранить существующий баланс — предоставление достаточно широких полномочий Совету министров АРК с одновременным недопущением уменьшения влияния центральных органов исполнительной власти, однако с учетом вышеупомянутых новаций в кадровых вопросах законопроект все-таки больше соответствует интересам АРК.
Отметим, что на Украине принят единый порядок внесения и рассмотрения законопроектов, в том числе относительно Автономной Республики Крым. Единственное исключение — Конституция АРК, которая утверждается законом, будучи предварительно одобренной Верховным Советом Автономной Республики Крым. В то же время неоднократно высказывалось мнение о необходимости согласования (фактически — предварительного одобрения) с Верховным Советом АРК всех законов — с целью максимального учета специфики автономии. Представляется, что отстаивание местных интересов вполне осуществимо в рамках существующих процедур ведомственного согласования законопроектов, а практика предварительного одобрения законов не распространена не только в унитарных государствах с автономными образованиями, но и в федеральных — в случае принятия законов федеральным законодательным органом.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…