Два в одном — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №51 (834) » Два в одном

Два в одном

Право на правовую помощь, а в уголовном процессе более узкое право на защиту, пожалуй, входит в число наиболее нарушаемых на Украине. Чаще всего лицу просто не предоставляют возможность связаться с адвокатом или не уведомляют о таком праве, либо же физически препятствуют их встрече. Но известны случаи, когда лицо, которое ведет досудебное следствие, создает видимость работы адвоката, проставляя подписи за него в нужных местах на официальных документах. Как правильно квалифицировать такие правонарушения, разбирался Верховный Суд Украины (ВСУ).

В частности, вопрос был поднят в рамках пересмотра на основании неодинакового применения нормы уголовного закона по заявлению гр-на М. определения коллегии судей Судебной палаты по уголовным делам Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел (ВССУ) по уголовному делу заявителя, осужденного приговором Константиновского горрайонного суда Донецкой области от 28 мая 2012 года с учетом изменений на основании определения Апелляционного суда Донецкой области от 10 августа 2012 года, по части 3 статьи 364 Уголовного кодекса (УК) Украины (злоупотребление властью или служебным положением работником правоохранительного органа) с применением статьи 77 УК, части 2 статьи 69 УК — к лишению свободы сроком на пять лет с лишением права занимать должности в правоохранительных органах сроком на три года без конфискации имущества; по части 1 статьи 366 УК (служебный подлог) — к ограничению свободы сроком на один год с лишением права занимать должности в правоохранительных органах сроком на три года; и по части 1 статьи 374 УК (нарушение права на защиту) — к аресту сроком на шесть месяцев с лишением права занимать должности в правоохранительных органах сроком на три года, а на основании статьи 70 УК определено окончательное наказание в виде лишения свободы сроком на пять лет с лишением права занимать должности в правоохранительных органах сроком на три года без конфискации имущества. Кроме того, осужденный лишен специального звания — лейтенанта милиции.

Судами гр-н М. признан виновным в том, что он как следователь РО ГУМВД в период с 27 октября по 30 ноября 2010 года во время проведения досудебного следствия по уголовному делу по обвинению гр-на О. по части 3 статьи 296 УК Украины составил постановление о привлечении в качестве обвиняемого и протокол об ознакомлении с материалами дела, подделав в них подпись защитника гр-на А., произвел процессуальные действия без участия этого защитника.

Коллегия судей Судебной палаты по уголовным делам ВССУ определением от 6 июня 2013 года судебные решения по гр-ну М. оставила без изменений.

В заявлении о пересмотре решения кассационного суда гр-н М. отмечает, что поскольку он признан виновным по части 1 статьи 374 УК, которая является специальной нормой по отношению к статье 364 УК и по правилам квалификации имеет преимущество перед последней, то он не должен быть осужден по статье 364. Также, по его мнению, в его действиях отсутствует состав преступления, предусмотренный частью 1 статьи 366 УК, так как в определениях Верховного Суда Украины (как суда кассационной инстанции) от 5 октября 2006 года и от 27 мая 2008 года подобные инкриминируемым ему фактические обстоятельства деяния получили другую уголовно-правовую оценку суда. В последнем аналогичные обстоятельства были квалифицированы только по части 1 статьи 366 УК, то есть как подлог, а не злоупотребление служебным положением, а в определении 5 октября 2006 года деяние, которое квалифицировалось по части 3 статьи 364 УК, не было признано преступным.

Исходя из этого, гр-н М. просил ВСУ отменить определение коллегии ВССУ от 6 июня 2013 года и направить дело на новое кассационное рассмотрение.

Судебная палата по уголовным делам Верховного Суда Украины, в свою очередь, пришла к выводу, что заявление подлежит удовлетворению, учитывая следующее.

Одним из видов конкуренции в уголовном праве является конкуренция статей, предусматривающих общую и специальную нормы. При такой конкуренции одна из них (предусматривающая общую норму) охватывает определенный круг деяний, а другая (специальная норма) — часть круга, то есть разновидности деяний, предусмотренных общей нормой. В специальной норме должны быть все признаки общей нормы, тогда как специальная норма должна содержать и свои специфические признаки, которые выделяют ее из общей нормы. При этом следует исходить из того, что соотношение (сопоставление) двух составов преступлений как общего и специального возможно при наличии двух условий: оба состава преступлений являются или материальными, или формальными, и при исключении (условном) из УК специального состава преступления предусмотренные им действия полностью охватываются объективной стороной общего состава, за исключением тех действий, которые были предусмотрены в специальном составе как его дополнительные признаки. Такие действия будут считаться либо декриминализированными, либо признаками состава другого преступления.

В противном случае о конкуренции правовых норм, как и о необходимости ее преодоления, речь идти не должна. Актуальными могут быть лишь вопросы квалификации совокупности преступлений или их смежность.

Общественно опасное деяние, вменяемое в вину гр-ну М., было расценено как содержащее три состава преступления. Преступление, предусмотренное статьей 374 УК, является преступлением с формальным составом. Объект этого преступления — нормальная законная деятельность, в частности, следователя при осуществлении им процессуальных полномочий по обеспечению интересов правосудия. Исходя из конститутивных положений части 1 статьи 374 УК, эта норма закона охраняет интересы правосудия не от всех действий субъекта этого преступления, а только отдельные, специфические действия, взятые под ее охрану, — право на защиту подозреваемого, обвиняемого.

Зато преступление, предусмотренное частью 3 статьи 364 УК, является преступ­лением с материальным составом, обязательный признак объективной стороны которого — последствия в виде причинения существенного вреда объектам уголовно-правовой охраны, указанным в диспозиции части 1 статьи 364 УК. Объектом этого преступления является нормальная деятельность органов государственной власти и органов самоуправления. Этой нормой закона охраняются правоотношения в сфере служебной деятельности, за исключением тех, которые подпадают под охрану других норм уголовного закона (например, группа преступлений против правосудия, предусмотренных статьями 371—374 УК).

Сопоставление норм, предусмотренных частью 1 статьи 374 УК и частями 1, 3 статьи 364 УК, дает основания для вывода о том, что эти нормы не соотносятся между собой как общая и специальная.

Вместе с тем доводы заявителя о неправильном применении части 3 статьи 364 УК ВСУ признал справедливыми. Так, инкриминированное осужденному деяние полностью охватывается диспозицией части 1 статьи 374 УК, а потому не требует отдельной (дополнительной) квалификации еще и по части 3 статьи 364 УК.

Что касается доводов о неправильности квалификации действий осужденного по части 1 статьи 366 УК, то ВСУ с ними не может согласиться. Поскольку осужденному инкриминировано преступление против правосудия, не предусматривающее ответственности за служебный подлог, а факт такого подлога имел место, то эти действия получили правильную, по мнению ВСУ, отдельную квалификацию по части 1 статьи 366 УК.

В этой связи ВСУ постановлением от 24 октября 2013 года по делу № 5-34кс13 определение ВССУ от 6 июня 2013 года отменил, а дело направил на новое рассмотрение в суд кассационной инстанции.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Нескорая помощь

В фокусе: пиратство

Товарная докладная

Государство и юристы

Организационная норма

Государство и юристы

Новости законотворчества

Предложено урегулировать самоуправление по месту жительства

Коммунальщиков освободят от НДС

Государство и юристы

Выход на ГИС

Государство и юристы

Новости законотворчества

Определен порядок аттестации сотрудников ГУИС

Документы и аналитика

Общественное отчуждение

Ликвидационный балласт

Факты без комментариев

Обеспечение в исполнении

Книжная полка

Косвенное наполнение

Неделя права

Новости из-за рубежа

КС России и Евросуд

Неделя права

На суд грядущий

Повышенные требования

Юристы украинских компаний признаны лучшими в СНГ

Нотариальные подарки

Новости из зала суда

Судебная практика

«Юридическая группа LCF» защитила интересы ПАО «Банк Кипра»

Правозащитник обжаловал бездействие Президента

Новости юридических фирм

Частная практика

АО Arzinger усиливает практику корпоративного права и M & A

Ольга Просянюк получила ученую степень кандидата юридических наук

АК «Правочин» защитила интересы турецкого застройщика

ЮФ ILF — юридический советник первого украинского биржевого размещения в этом году

Советник ЮФ Sayenko Kharenko выступила на Lex Mercatoria

ЮФ Pragnum консультировала Titan Machinery Ukraine относительно получения и налогового учета кредит-нот

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» предоставила консультации украинским дочерним банкам Группы UniCredit

Профессионализм и стабильность

Отрасли практики

Уставные соотношения

Расширенный происк

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Подготовку под стандарт

Репортаж

Завтра по-английски

Самое важное

Вышли на арест

Изменительный падеж

НДС для прессы

Судебная практика

Судебные решения

Амнистия лица не дает суду права на уменьшение размера возмещения вреда

О нюансах выселения из служебного жилья военнослужащих и их семей

Судебная практика

Спорное усыновление

Два в одном

Цессионный зал

Тема номера

Повторное усмотрение

Знак препинания

Частная практика

Московский клуб

Сторона совета

Інші новини

PRAVO.UA