Наличие юридически оформленных стандартов качества оказания бесплатной правовой помощи — прямое требование Закона Украины «О бесплатной правовой помощи», который пунктом 10 части 1 статьи 28 обязывает Министерство юстиции Украины утвердить такие стандарты. Напомним, что это предписание вызвало негодование в адвокатской среде. Адвокаты настаивали на своем исключительном праве разрешать вопросы качества своей работы и ответственности в случае неудовлетворительной работы. Результатом дискуссии стало подписание 19 ноября 2013 года Меморандума о сотрудничестве между Национальной ассоциацией адвокатов Украины (НААУ) и Минюстом, по которому именно адвокаты должны были разработать стандарты качества оказания бесплатной правовой помощи, а Минюст только утвердит их.
Безусловно, разговор о стандартах качества бесплатной правовой помощи не мог не вызвать другой вопрос — о стандартах правовой помощи в целом. Очевидно, что такие стандарты не могут быть принципиально разными. И этот вопрос, отметим, поднимался еще в начале прошлого года заместителем председателя Совета адвокатов Украины (САУ) Екатериной Коваль, однако его рассмотрение было перенесено. Главное опасение, которое есть у адвокатов в отношении введения некоего писанного стандарта, кроется в том, что сегодня за деятельностью органов адвокатского самоуправления пристально следят и суды, и правоохранительные органы, и другие органы государственной власти и местного самоуправления, следовательно, существует риск, что внутренний ориентировочный стандарт (а стандарты могут быть только ориентировочными, поскольку каждое дело уникально) будет воспринят как обязательный шаблон, а несоответствие ему станет основой жалоб на адвокатов или даже причиной недопуска к делу.
Но если время для обсуждений общих стандартов еще есть, то разработка стандарта качества правовой помощи, оказываемой бесплатно, должна была завершиться до конца 2013 года, поскольку с 2014-го его предполагалось уже применять.
Отметим, что с этой задачей адвокатура справилась, и 17 декабря 2013 года САУ одобрил Стандарты качества оказания бесплатной правовой помощи (Стандарты), правда, только в части уголовного процесса. Проанализируем, к чему надо быть готовым адвокатам, сотрудничающим с центрами бесплатной вторичной правовой помощи (БВПП).
Итак, согласно документу, Стандарты представляют собой комплекс основных характеристик модели гарантированной государством защиты, с учетом международного и национального законодательства, которые являются обязательными для адвокатов, оказывающих бесплатную вторичную правовую помощь в соответствии с условиями контракта (договора) с центром БВПП.
Именно по этим стандартам будет оцениваться качество оказываемой правовой помощи в уголовном производстве комиссиями оценивания качества правовой помощи, созданными советами адвокатов регионов, по представлению соответствующих центров БВПП в установленном порядке.
Сами же Стандарты — это таблица, содержащая перечень ситуаций, в которых оказывается или может оказаться клиент и адвокат-защитник в уголовном производстве, указание основных норм права, регулирующих соответствующие правоотношения, и источники информации, документы, на основании сведений которых должен работать адвокат.
Например, стандарту, предусматривающему, что в случае отказа от защитника, когда его участие является обязательным, без приглашения нового назначенный центром БВПП адвокат должен продолжать защиту, соответствуют статьи 49, 52, 54 Уголовного процессуального кодекса (УПК) Украины, а источниками информации — правовым подтверждением его соблюдения будут заявление об отказе от защитника и процессуальные документы, подготовленные защитником.
Или другой пример. Стандарту, обязывающему защитника соблюдать все процессуальные сроки и обжаловать их нарушения другими участниками производства, соответствуют положения статей 28, 116, 117, 303, 308 УПК Украины, статей 19, 20 Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», статей 7, 11 Правил адвокатской этики и правовые выводы Европейского суда по правам человека по делам «Заводник против Словении», «Фриндлер против Франции», а источниками информации об исполнении являются жалобы адвоката и другие процессуальные документы.
Всего в таблице 26 стандартов, разделенных на четыре группы: общие стандарты, отдельные стандарты на стадии досудебного расследования, отдельные стандарты на стадии судебного производства и отдельные стандарты при проведении отдельного процессуального действия.
Также к Стандартам утверждено приложение с ориентировочным перечнем материалов адвокатского досье. Хотя действующее законодательство не требует ведения адвокатского досье, старшие коллеги всегда рекомендуют их создавать по конкретному клиенту/делу — так будет удобнее и дела вести, и документы, содержащие адвокатскую тайну, определять.
В частности, такое досье должно иметь титульный лист, реестр всех помещаемых в него материалов, копию поручения центра БВПП и извлечение из Единого реестра досудебных расследований.
Кроме того, в досье рекомендуется включать документы, касающиеся личности клиента; справку или протокол конфиденциального общения во время первого свидания с клиентом; протокол фиксации наличия жалоб клиента на отношение к нему со стороны сотрудников правоохранительных органов, включая пытки, жестокое обращение, унижающие достоинство, и бесчеловечное поведение; копии документов, подтверждающих обстоятельства, характеризирующие личность клиента, свидетельствующие о его родственных и социальных связях, в том числе характеристики с места учебы/работы, от общественных организаций, справки о состоянии здоровья, справки о составе семьи и регистрации места жительства, свидетельства о наличии детей и прочие.
Отдельный блок досье — материалы непосредственно уголовного производства, то есть копии всех процессуальных документов, постановлений, определений, приговора, протоколов, заключений экспертов и специалистов, доказательства, в том числе не на бумажных носителях.
Также отдельное внимание рекомендуется уделить материалам защиты, то есть тем документам и проектам выступлений, которые готовил непосредственно адвокат в процессе оказания правовой помощи как защитник.
Необходимо обратить внимание, что список документов, приведенных в приложении к Стандартам, является ориентировочным. Адвокат может не вести досье вообще. Однако наличие такого блока документов позволит подтвердить факты оказания правовой помощи, а также полноту оказываемой защиты, в случае если у клиента или центра БВПП возникнут сомнения.
Также стоит напомнить, что единственным субъектом, который может инициировать вопрос о проверке на соответствие Стандартов оказываемой правовой помощи является центр БВПП, который выдал поручение адвокату. Это следует из пункта 4 Положения о комиссии по оцениванию качества, полноты и своевременности оказания адвокатами бесплатной правовой помощи, утвержденного САУ еще 17 декабря 2012 года. При этом, проводя проверку, Комиссия имеет право истребовать у любых лиц, в том числе у адвокатов, информацию, которая поможет проверить поступившую жалобу на адвоката, за исключением информации с ограниченным доступом (подпункт 12.1.1 подпункта 12.1 пункта 12 Положения). Следовательно, адвокат не обязан, а без разрешения клиента не имеет права, предоставлять информацию и документы, содержащие адвокатскую тайну.
Отметим, что настоящие Стандарты, по мнению САУ, могут добровольно в своей практике использовать все адвокаты, оказывающие правовую помощь в уголовных производствах в качестве защитников.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…