Знак отличия — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №2 (838) » Знак отличия

Знак отличия

Рубрика Тема номера

Согласно статье 492 Гражданского кодекса Украины, торговой маркой является обозначение, с помощью которого товары либо услуги одного лица должны отличаться от аналогичных товаров и услуг иного лица. Таким образом, перед торговой маркой стоит задача отличить соответствующие товары и услуги определенного производителя и ни при каких условиях не допустить введения потребителей и общественности в заблуждение относительно товаров иного производителя. В то же время возможность торговой марки вводить в заблуждение не только причиняет существенный вред потребителям, которые могут перепутать соответствующие товары либо услуги на рынке, но и нарушает права лиц, на самом деле ассоциирующихся с определенной торговой маркой. Как правило, такими лицами являются владельцы ранее зарегистрированных схожих торговых марок, которые уже давно и хорошо представлены на том либо другом рынке товаров или услуг. Зачастую таким образом используется и их деловая репутация. Несмотря на то что в соответствии с нормами международного и национального законодательства в сфере охраны прав на торговые марки возможность торговой марки ввести в заблуждение является отдельным основанием для отказа в предоставлении правовой охраны, немало споров о признании уже выданных охранных документов недействительными на основании возможности зарегистрированных марок ввести в заблуждение рассматриваются в судебном порядке. Что же это за торговые марки, которые могут ввести в заблуждение?

Критерии и их доказывание

Критерии отнесения торговых марок к таким, которые могут ввести в заблуждение, заложены в пункте 4.3.1.9 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу свидетельства Украины на знак для товаров и услуг, утвержденных приказом Государственного патентного ведомства Украины от 28 июля 1995 года № 116 (в редакции приказа Государственного патентного ведомства Украины от 20 августа 1997 года № 72) и зарегистрированных в Министерстве юстиции Украины 2 августа 1995 года под № 276/812. Так, согласно данному пункту Правил, к обозначениям, которые являются ложными либо такими, что могут ввести в заблуждение в отношении товара, услуги либо лица, производящего товар или предоставляющего услугу, относятся обозначения, вызывающие в сознании потребителя ассоциации, связанные с определенным качеством, географическим происхождением товаров или услуг либо с определенным производителем, которые на самом же деле не соответствуют действительности. Обозначение может быть признано ложным либо таким, что может ввести в заблуждение, когда очевидно, что оно в процессе использования в качестве знака не исключает опасности введения в заблуждение потребителя. Как следует из данного определения, критерии отнесения торговой марки к такой, что может ввести в заблуждение, являются оценочными. Требуется не только рассмотрение всех обстоятельств дела с позиции среднестатистического потребителя на рынке, но и применение специальных знаний в сфере интеллектуальной собственности путем назначения судебной экспертизы объектов интеллектуальной собственности при рассмотрении соответствующего спора судом. Более того, как показывает практика, именно фактическое использование той или иной торговой марки на рынке товаров или услуг и является главным индикатором того, может ли данная марка ввести потребителя и/или общественность в заблуждение, например в отношении производителя товаров либо услуг ранее зарегистрированной схожей торговой марки, или нет. В этой связи при обращении в суд с исковым заявлением о признании охранного документа недействительным истцам прежде всего необходимо предоставлять доказательства фактического использования торговых марок в одном и том же сегменте рынка, известности и популярности своих торговых марок в этом же сегменте, обращения потребителей, которые были введены в заблуждение спорной торговой маркой, жалобы на качество товара, приобретенного под торговой маркой, которая ввела в заблуждение. Также на возможность спорной торговой марки ввести в заблуждение прямо влияет ее схожесть до степени смешения с ранее зарегистрированной торговой маркой истца. Вот почему не менее важно в данной категории дел изложить аргументы в пользу схожести торговых марок до степени смешения.

Решение для смешения

Как показывает судебная практика, в большинстве случаев при обжаловании регистраций торговых марок на основании того, что они могут вводить в заблуждение, данное основание дополняется еще одним — схожестью спорной торговой марки до степени смешения с ранее зарегистрированной торговой маркой истца, который и обращается в суд за защитой своих прав от введения в заблуждение. То есть если данная схожесть присутствует, может существовать и возможность введения потребителя в заблуждение.

С правоприменительной практикой на примере некоторых судебных решений, вступивших в законную силу, можно ознакомиться по таблице.

Вывести из заблуждения

В заключение отметим, что установление факта возможности торговой марки ввести в заблуждение как основание для отказа в предоставлении правовой охраны требует наличия сведений о фактическом использовании торговой марки на рынке, которые в большинстве случаев могут отсутствовать у органа регистрации на стадии рассмотрении заявки о регистрации данной торговой марки. Именно поэтому на стадии регистрации торговой марки не всегда можно применить данное основание, в результате чего торговая марка может быть зарегистрирована. Вместе с тем проведение мониторинга владельцев торговых марок в отношении иных зарегистрированных торговых марок третьих лиц и фактического использования данных торговых марок на рынке позволяет выявлять торговые марки, способные ввести в заблуждение. Соответственно, это дает возможность своевременно защитить свои права и предотвратить возможность введения потребителей и общественности в заблуждение, последствия чего могут быть самыми непредсказуемыми.

 

КОВАЛЬ Антон — адвокат, патентный поверенный Украины, доктор философии в области права, партнер ПЮА «Дубинский и Ошарова», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Судебная практика

В Новый по-семейному

В фокусе: банки

Кредитные изыскания

Государство и юристы

Служба без опасности

Государство и юристы

Новости законотворчества

Утверждено положение о системе электронных обращений граждан

Государство и юристы

Шах за шагом

Третьей лишнее

Государство и юристы

Новости законотворчества

Указание ИИН физлица в исполнительном листе предлагают сделать необязательным

Принятие чиновниками незаконных решений планируют криминализировать

Документы и аналитика

Доказательная фаза

Общее звено

Неделя права

Гарантийное обращение

Оплата по терминалу

Неделя права

Новости из-за рубежа

Tiffany выплатит компенсацию за разрыв сделки со Swatch

Неделя права

Резервное пополнение

К единому стандарту

Новости из зала суда

Судебная практика

ВССУ начал рассмотрение кассации семьи Павличенко

ВСУ поставил точку в деле о загранпаспортах

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ Sayenko Kharenko сопровождала продажу одного из крупнейших украинских операторов рынка безналичных платежей

ЮК Jurimex представила интересы дочерней компании «Укравтодора» в споре с налоговыми органами

МЮФ Integrites представила интересы собственника строительной компании в споре с БТА Банком

ЮФ Pragnum выступила юридическим советником компании Gunter & Hauer во взаимоотношениях с АМКУ

ЮФ «АНК» сопровождает проект строительства паромной переправы через Дунай

Начался 7-й всеукраинский стипендиальный конкурс МЮФ DLA Piper для студентов-юристов

Отрасли практики

С новым кодом

Договор дороже денег

Налоговый зачет

Обстановка по требованию

Рабочий график

Игра с ассоциацией

Решения недели

Судебная практика

Уважительное основание

Можно прекращать

Завысили размер налога

Самое важное

Правовая мощь

Сметный приговор

Корректировка обязательств

Судебная практика

Судебные решения

Обращение взыскания на предмет ипотеки

Судебная практика

Неполный банкрот

Публичность в толковании

Делиться с мудростью

Судебная практика

Судебные решения

Об обязанности обнародования заключений экологической экспертизы

Тема номера

Расшаренный поиск

Знак отличия

Знаковое поле

Гарантийный урок

Частная практика

Дали ориентировку

Корпоративное движение

Інші новини

PRAVO.UA