«Война войной», а принятые ранее законодательные акты вступят в свои права по расписанию. Если, конечно, инициативные парламентарии не отсрочат вступление в силу того или иного документа в последний момент. Подобное в 2013 году мы наблюдали с ростом должностного оклада судей и работников аппаратов судов, да и вообще с увеличением вакансий судей в местных судах общей юрисдикции в связи с введением Уголовным процессуальным кодексом Украины института следственного судьи. Увы, не смеем утверждать, что данные увеличения (как зарплат, так и вакансий) найдут свое место и в этом году. Тем не менее без интересных нововведений в 2014-м законодатель нас не оставил. Многие из них заработали уже с 1 января с.г.
Бросается в глаза то, что многие законодательные новинки проходят со штампом «евроинтеграционная». Они принимались, когда Украина, словно океанский лайнер, двигалась по заранее объявленному курсу — в Европу. Правда, в данном случае принцип «как корабль назовешь, так он и поплывет» не сработал. Остается надеяться, что лайнер с украинским флагом не повторит судьбу пресловутого «Титаника». Но пока посмотрим, что же приготовил законодатель в новом году для своего государства.
Если коротко, то усовершенствовано законодательство по вопросам проведения выборов, внесены изменения в Уголовно-исполнительный кодекс Украины относительно порядка и условий отбывания наказания, упрощена регистрация лиц как налогоплательщиков, усовершенствована система защиты персональных данных. Но если составить рейтинг новинок, то возглавит его введение уголовной ответственности для юридических лиц. Последнее «ноу-хау» вступит в силу только с сентября 2014-го, однако юридическая общественность уже недоумевает, как его применять.
1 января с.г. вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования системы защиты персональных данных». Этот документ вносит существенные изменения в ряд законодательных актов.В частности, согласно новой редакции статьи 22 профильного Закона «О защите персональных данных» из перечня органов, уполномоченных контролировать соблюдение законодательства о защите персональных данных, исключается уполномоченный государственный орган — Государственная служба Украины по вопросам защиты персональных данных. Это одно из самых важных изменений. Функции контроля переданы Уполномоченному Верховного Совета Украины по правам человека.
Дается новое определение владельца персональных данных как физического лица, которое определяет цели обработки персональных данных, устанавливает состав этих данных и процедуры их обработки, если иное не определено законом; субъекта персональных данных как физического лица, персональные данные которого обрабатываются.
Изменяется перечень персональных данных, обработка которых запрещена (за исключением некоторых случаев). Включены в перечень биометрические и генетические данные, а вот сведения относительно обвинения в совершении преступления из него исключены.
С приходом нового года вступил в силу евроинтеграционный закон о внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Украины относительно порядка и условий отбывания наказания. В частности, установлено, что осужденные к ограничению свободы имеют право отправлять письма, получать посылки и бандероли, получать краткосрочные свидания без ограничений, а длительные свидания — до трех суток один раз в месяц и только с близкими родственниками.
Осужденным, содержащимся, в частности, в исправительных колониях минимального уровня безопасности с облегченными условиями содержания, в исправительных колониях среднего уровня безопасности и воспитательных колониях, могут быть разрешены кратковременные выезды за пределы колонии на территории Украины на срок не более семи суток, не включая времени, необходимого для проезда в оба конца (не более трех суток), в связи с исключительными личными обстоятельствами.
Кроме того, предусмотрено, что осужденным, на которых наложено дисциплинарное взыскание в виде перевода в дисциплинарный изолятор, карцер или помещение камерного типа (одиночную камеру), телефонный разговор может быть предоставлен только с разрешения начальника колонии как исключение, с целью воспитательного влияния или в связи с исключительными личными обстоятельствами.
Вступило в силу с 1 января с.г. и важное положение Закона Украины «О бесплатной правовой помощи». Речь идет о поэтапном обеспечении предоставления бесплатной вторичной правовой помощи лицам, указанным в пунктах 1, 2, 8–12 части 1 статьи 14 закона.
Среди субъектов предоставления бесплатной вторичной правовой помощи — лица, находящиеся под юрисдикцией Украины, если среднемесячный совокупный доход их семьи ниже суммы прожиточного минимума, лица, которые относятся к основным социальным и демографическим группам населения, инвалиды, дети-сироты, дети, лишенные родительской опеки, беспризорные дети, дети, которые могут стать или стали жертвами насилия в семье, беженцы, ветераны войны. Также среди таких субъектов — лица, относительно которых суд рассматривает дело об ограничении гражданской дееспособности, признании физического лица недееспособным и возобновлении гражданской дееспособности; лица, относительно которых суд рассматривает дело о предоставлении психиатрической помощи в принудительном порядке; лица, реабилитированные в соответствии с законодательством Украины.
С нового года получил новые правила жизни и рынок электрической энергии. Так, вступил в силу закон, определяющий правовые, экономические и организационные основы деятельности рынка электрической энергии Украины и регулирующий отношения, возникающие в процессе его функционирования.
Несмотря на громкую преамбулу, СМИ писали, что «документ не учитывает ряд рекомендаций европейских органов, служит для достижения целей больше национальных, чем международных». Тем не менее закон предусматривает возможность свободы выбора поставщика электроэнергии и ряд других изменений.
С 9 января с.г. вступит в законные права Закон Украины «О производстве и обороте органической сельскохозяйственной продукции и сырья». Ожидается, что четкие правила функционирования «органического рынка» справятся с проблемой псевдоорганики. Закон запрещает при маркировании продукции, которая не соответствует требованиям данного документа, использовать обозначения с надписями «органичный», «биологический», «экологический», словами с префиксом «био» и др. Предполагается, что данная норма защитит национальный рынок от подделок. Кроме того, документ предусматривает использование государственного логотипа, что поможет отличить органические продукты от традиционных (неорганических).
Итак, выборов в 2014-м пока (подчеркнем) не планируется — ни президентских, ни парламентских, ни даже местных. Однако с 1 февраля с.г. вступит в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства по вопросам проведения выборов». Это один из евроинтеграционных законов, на принятии которого настаивали представители Евросоюза для подписания Соглашения об ассоциации с Украиной.
Среди прочего закон предусматривает, что регистрация кандидатов-мажоритарщиков осуществляется исключительно Центральной избирательной комиссией (ЦИК). Говорится и о том, что форма, цвет и текст избирательного бюллетеня для голосования в общегосударственном и в одномандатном округах утверждается ЦИК. Предыдущая версия законопроекта предлагала бюллетень каждой окружной комиссии обозначать разным цветом и содержанием.
Также запрещается изменять пределы избирательных округов на протяжении избирательного процесса. ЦИК не позднее 175 дней со дня голосования обнародует на своем официальной сайте перечень одномандатных округов с указанием их номеров, адресов помещений соответствующих избирательных комиссий. Еще ЦИК вправе регистрировать доверенных лиц кандидатов, поскольку окружные комиссии формируются намного позже, чем регистрация кандидатов.
Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по выполнению Плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины относительно ответственности юридических лиц», или просто Закон об уголовной ответственности юридических лиц, вступит в силу 1 сентября с.г. В связи с принятием этого закона юристы заявили, что «с введением института уголовной ответственности юридических лиц государство получает больше механизмов давления на бизнес».
Закон об уголовной ответственности юридических лиц якобы принимался во исполнение Плана, но в международных договорах вопрос об уголовной ответственности юридических лиц не стоит, говорится только об ответственности юридического лица, в том числе и за коррупционные действия.
Мерами уголовно-правового характера, согласно закону, являются штраф, конфискация имущества и ликвидация. Наивысшая мера наказания — ликвидация предприятия — предусмотрена для видов преступлений, связанных с терроризмом. Предусмотрены и довольно крупные штрафные санкции: от 85 тыс. грн до 1 млн 275 тыс. грн.
А теперь поговорим о несбывшихся ожиданиях. С 1 января с.г. не произойдет ожидаемого увеличения количества судей в местных судах общей юрисдикции. Речь идет об увеличении на 1176 вакансий судей, а также об утверждении штатной численности работников аппаратов судов в количестве 36 265 единиц. Из-за недостатка бюджетных средств на оплату труда аппарата суда Государственная судебная администрация Украины отсрочила соответствующий приказ до 1 июля с.г. Это уже четвертая отсрочка данного документа.
Не получат с 1 января с.г. увеличения должностного оклада судьи. Несмотря на то что одним из условий проведения судебной реформы было повышение уровня финансового обеспечения судов и размера судейского вознаграждения поэтапно до 15 минимальных заработных плат до 2015 года, 19 декабря 2013 года парламент принял закон о внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» (относительно должностного оклада судей). Из части 3 статьи 129 закона, регулирующей вопросы судейского вознаграждения, был изъят пятый абзац, предусматривающий, что базовый должностной оклад судьи c 1 января 2014 года составляет 12 минимальных заработных плат. То есть в этом году судьи будут получать выплаты исходя из должностного оклада на уровне 2013 года — 10 минимальных заработных плат.
Но это еще не все. Не вступит c 1 января с.г. в силу закон, на который так рассчитывали работники аппаратов судов, — о государственной службе, принятый еще в 2011 году. В связи с тем, что реализация закона требует увеличения расходов и государственного бюджета на оплату труда госслужащих, парламент «перенес» его на 1 января 2015 года.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…