Вопрос медицинской реформы стал настолько обсуждаемым в Украине, что по своей популярности уступает, наверное, только вопросам борьбы с коррупцией. В связи с социальной значимостью сферы такой резонанс не вызывает удивления.
В этой статье мы попробуем разобраться, станет ли медицинская реформа для украинского бизнеса попутным ветром или восьмибалльным штормом, и выясним, чего же ожидать бизнесу в результате.
Финансирование по-новому
Основной посыл реформы — внедрение новой модели финансирования системы здравоохранения в Украине, в частности это:
— автономизация государственных и коммунальных медучреждений;
— переход от финансирования инфраструктуры больниц к покрытию стоимости реально предоставленных пациенту медицинских услуг — принцип «деньги идут за пациентом»;
— закупка государством стандартизированных медицинских услуг по единым тарифам;
— создание госпитальных округов для оптимизации системы предоставления медицинских услуг.
Концепция реформы предусматривает глобальную перезагрузку медицинской деятельности в Украине вследствие реорганизации государственных и коммунальных медучреждений, которые получат операционную и финансовую автономию, а также открытия доступа частным клиникам и врачам — частным предпринимателям, заключившим договоры с Национальной службой здоровья Украины (НСЗУ), к бюджетным средствам наравне с коммунальными и государственными учреждениями. Эти факторы, по замыслу авторов реформы и по законам экономической логики, должны обеспечить повышение конкуренции на рынке медицинских услуг и повысить качество медицины в Украине. Частные клиники по сути будут конкурировать на одном рынке с государственными и коммунальными учреждениями, а уровень потребления медицинских услуг частных клиник в связи с покрытием государством их стоимости повысится.
Лекарства
Национальный перечень основных лекарственных средств (Нацперечень) будет играть ключевую роль в определении лекарств, подлежащих реимбурсации и закупкам за бюджетные средства. Только стоимость лекарств из амбулаторного сегмента, которые будут включены в Нацперечень, будет возмещаться государством, и именно лекарства из Нацперечня должны в первую очередь закупать больницы для применения в стационаре. Также именно лекарственные средства из Нацперечня будут включены в программу медицинских гарантий — перечень медицинских услуг и лекарственных средств, полную оплату предоставления которых государство гарантирует за счет средств государственного бюджета. При этом государство будет играть значительную роль в определении цен на лекарства, на возмещение стоимости которых направляются бюджетные средства.
Включение лекарств в Нацперечень и в систему реимбурсации должно стать одним из ключевых заданий фармацевтических компаний, поскольку объемы продаж препаратов, включенных в систему реимбурсации, будут увеличиваться за счет устранения барьеров, связанных с платежеспособностью пациентов.
Кроме того, у фармкомпаний появляется возможность более качественно планировать производство и продажи. Такая возможность усилится также за счет внедрения системы электронного здоровья (e-Health) — еще одной важной составляющей реформы.
В целом механизм реимбурсации, широко распространенный в развитых странах и, в частности, в странах ЕС, является положительным сдвигом в контексте обеспечения пациентов доступными лекарствами. Первый опыт программы «Доступные лекарства» и пилотного проекта по реимбурсации инсулинов уже продемонстрировал, что такой механизм успешно работает на практике, улучшает уровень обеспечения населения жизненно необходимыми лекарствами, способствует повышению конкуренции и приросту продаж фармкомпаний. В связи этим планы правительства в части расширения перечня нозологий и препаратов, покрываемых реимбурсацией, вполне обоснованны.
E-Health
Данная система обеспечит наличие единых актуальных реестров пациентов, медучреждений, врачей и препаратов в электронном виде, что в результате позволит полноценно оценивать состояние здоровья населения и уровни заболеваемости, а также обеспечит возможность государства качественно планировать расходы на лечение, фармкомпаний — использовать обезличенные данные реестра пациентов в целях проведения маркетинговых исследований и планирования производства.
Трансплантация в частных клиниках
Открытие рынка услуг трансплантации также является важным элементом трансформации системы здравоохранения. Вступающий в силу с начала 2019 года Закон Украины № 2427-VIII «О применении трансплантации анатомических материалов человеку» содержит изменение, которое существенно повлияет на бизнес-процессы действующих игроков рынка медицинских услуг, а также с высокой долей вероятности поспособствует вливанию иностранных инвестиций в украинскую экономику: открытие рынка трансплантационной деятельности для частных клиник. Примечательно, что до реформы в сфере трансплантологии проведение трансплантационных операций было исключительным полномочием государственных и коммунальных медучреждений, внесенных в перечень Кабинета Министров Украины.
Очевидно, частная клиника, которая сможет обеспечить надлежащие условия для проведения такого рода операций, найдет своего клиента, тем более что лечение с помощью трансплантации в Украине сегодня довольно востребовано: по данным Счетной палаты, в Украине ориентировочная годовая потребность в трансплантации сердца составляет 1000 операций в год, органокомплекса «сердце-легкие» — 200, печени — 1500, почки — 2000. При этом в 2016—2017 годах отечественными бюджетными медучреждениями проведены соответственно только шесть и девять трансплантаций печени, 120 и 118 — почки и одна трансплантация легких в 2016 году. Поскольку отечественные бюджетные медучреждения не покрывают потребность в трансплантационных операциях, украинские пациенты вынуждены ехать на лечение за границу, где стоимость идентичных операций несоразмерно выше по сравнению с ценами в Украине. В частности, в 2017 году стоимость трансплантации почки в Республике Беларусь составила в среднем 65,4 тыс. долл. США, тогда как в Украине — около 15,8 тыс. долл. США, печени — 131,9 тыс. долл. США, а в Украине — 58,8 тыс. долл. США.
Клинические исследования
Основными позитивными эффектами для бизнеса в сфере клинических исследований от реформы могут стать:
— развитие инфраструктуры медучреждений и индустрии клинических исследований за счет повышения конкуренции и увеличения бюджета медучреждений;
— мотивация создавать сети медучреждений для перераспределения функций и общей оптимизации деятельности;
— возможность клиник нанимать врачей как физических лиц предпринимателей по договорам подряда, развитие индивидуальных практик, привлечение в исследования высокопрофессиональных врачей (в том числе на базе фриланса);
— привлечение инвестиций в развитие сферы клинических исследований за счет открытия рынка медицинских услуг, появления новых сильных игроков на рынке и усиления уже существующих клиник.
Это, как и большая автономия медучреждений, упростит взаимодействие между спонсорами и клиниками, а также позволит увеличить количество центров проведения исследований.
Семейный врач
В ходе реформы существенно возрастает роль врача первичной помощи (семейного врача, терапевта и педиатра) как основного «проводника» пациента в новой системе здравоохранения. Такое изменение для фармацевтического бизнеса довольно значимо — теперь акцент в продвижении лекарств (покрываемых программой реимбурсации) смещается с пациента на терапевта, функционал которого предусматривает выписывание рецептов на лекарственные средства при первичной медпомощи, а также направление к врачам специализированной и высокоспециализированной медпомощи.
Кроме того, семейный врач, максимально приближенный к пациенту и располагающий самой актуальной информацией об основных заболеваниях и специфике их лечения, послужит дополнительной точкой влияния на привлечение пациентов в клинические исследования.
Наш вердикт
Восприятие медицинской реформы для бизнеса как «красавицы» или «чудовища» зависит от того, с какой стороны на данную реформу смотреть: с одной стороны, картинка кажется довольной привлекательной, а с другой — такая красота и усилия, требуемые для достижения результатов в новых реалиях, многих могут устрашить.
Реформа влечет за собой ряд выгод для государственного и частного секторов медицинских услуг, усиливает конкуренцию, задает новые темпы и направления развития, формирует новые вызовы для бизнеса, сопутствует увеличению объемов закупок лекарственных средств и медицинских услуг, а также снижает усилия на их промоцию. Главным вектором развития медучреждений станет завоевание и поддержание репутации среди пациентов. Достижение данных целей в долгосрочной перспективе даст бизнесу неоспоримые блага в части увеличения
доходности.
В то же время объем работы, которую необходимо проделать бизнесу для гармоничной интеграции в обновленную систему, может вызвать у бизнеса страх, осторожность и пассивную позицию в использовании привилегий, предоставляемых в результате реформы.
В процессе выхода на рынок и построения бренда ряд игроков не смогут выдержать конкуренции, что ставит под угрозу существование небольших частных клиник и появление на рынке новых игроков. Поскольку в рыночной экономике данное явление вполне закономерно, частным и бюджетным медучреждениям придется приложить немалые усилия, чтобы достичь лояльности пациентов и обеспечить постоянную клиентскую базу.
ДРОК Татьяна — юрист АО Arzinger, г. Киев,
СУС Михаил — юрист АО Arzinger, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…