Альтернативные порядки назначения — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №28 (498) » Альтернативные порядки назначения

Альтернативные порядки назначения

Вот уже на протяжении полутора месяцев остается нерешенным в предусмот­ренном Конституцией Украины — законодательном — порядке вопрос о том, кто и с соблюдением какой процедуры должен назначать судей на должности председателей или заместителей председателей в общих судах. Так, в настоящий момент проблем не возникает только в Конституционном и Верховном судах, поскольку проведение выборов председателей данных органов, а также их заместителей, определено в соответствующих законах Украины — «О Конституционном Суде Украины» и «О судо­устройстве Украины». В статье «Даешь закон вместо постановления…», опубликованной в «Юридической практике» № 26 (496) от 26 июня 2007 года, уже были рассмотрены положения двух законопроектов, направленных на внесение изменений в Закон «О судоустройстве Украины» (Закон), относительно назначения на административные должности в судах, внесенных народными депутатами Дмитрием Притыкой и Валерией Матюхой. Напомним, что проект народного депутата Матюхи был принят в целом 15 июня с.г. В насто­ящее время он не подписан и не отклонен Президентом Украины, поскольку, по мнению Виктора Ющенко, после 2 июня с.г. у Верховного Совета Украины V созыва прекратились полномочия. В то же время в парламенте зарегистрирован альтернативный двум обозначенным законопроект, внесенный народным депутатом Владимиром Толстенко №2659 от 19 июня этого года. О нем и пойдет речь далее.

Прежде всего отметим, что это не новый проект, а внесенный на замену поданного ранее. Так, вопрос относительно необходимости изменения порядка назначения судей на административные должности в судах общей юрисдикции был поднят еще в декабре 2006 года, но тогда ни профильный Комитет по вопросам правосудия, ни парламент в целом не уделил данному законопроекту должного внимания. Как оказывается, сложившейся ныне ситуации с назначениями судей на административные должности можно было бы избежать. Итак, законопроект направлен на выполнение Решения Конституционного Суда Украины от 16 мая с.г. № 1-рп/2007, соответственно, предлагается упразднить положения части 5 статьи 20 Закона полностью. Для урегулирования вопроса о порядке назначения судей на админдолжности автор предлагает дополнить Закон статьей 201, которая будет называться «Порядок избрания судей на административные должности и увольнения судей с административных должностей». Ею, в частности, предлагается определить, что председатель суда, его заместитель избираются на должность на 5 лет из числа судей соответствующего суда и увольняются с таких должностей Советом судей Украины, а в специализированных судах — соответствующим Советом судей путем тайного голосования. При этом субъектами, которыми могут быть выдвинуты кандидаты на такие должности, автор считает целесообразным установить собрание судей соответствующего суда, самого кандидата (путем самовыдвижения), а также Высший совет юстиции. При этом каждый из субъектов может инициировать избрание любого из судей суда на избрание председателем или заместителем председателя. Для того, чтобы Совет судей Украины (Совет судей специализированных судов) рассматривал кандидатуру, решение собрания, заявление самовыдвиженца или представление ВСЮ должно быть направлено в компетентный Совет судей не позднее чем за 2 месяца до дня прекращения полномочий судьи, занимающего административную должность. В случае же, когда имеет мес­то досрочное прекращение полномочий, выдвижение кандидатур должно состояться в течение месяца со дня открытия вакансии. Отметим, что судья может быть избран председателем не более чем на два срока подряд, в то же время количество сроков для заместителей председателей не лимитируется. Напомним, что положения ныне действующей редакции части 4 статьи 24 Закона гласят, что и председатель суда, и его заместитель могут быть избраны на должности повторно.

Также законопроектом предлагается установить порядок рассмотрения советами судей вопросов об избрании судей на административные должности. В частности, решение об избрании должно быть принято за 10 дней до прекращения полномочий преды­дущего судьи, занимающего административную должность, или же в течение 10 дней со дня окончания срока подачи представлений, для замещения вакансии, если полномочия судьи на административной долж­ности были прекращены досрочно.

К слову, досрочное прекращение полномочий председателя суда также предлагается регламентировать этой же статьей, установив, что оно может инициироваться собранием судей суда, Советом судей, который избирал, или ВСЮ. Причем, не имеет значения, кто был инициатором избрания такого судьи. Основаниями же для прекращения полномочий судьи на административной должности могут быть: истечение срока полномочий, прекращение полномочий судьи, перевод на работу в другой суд, невозможность исполнять полномочия по состоянию здоровья, грубое нарушение должностных обязанностей или личный отказ судьи.

Такой порядок предлагается установить для судей местных и апелляционных судов общей юрисдикции. Что касается высших специализированных судов, то избрание председателя в них, по мнению автора, должно осуществляться в таком же порядке, но субъектом выдвижения кандидата может выступать также Председатель Верховного Суда Украины; а в отношении заместителей председателя высшего специализированного суда — председатель соответствующего суда.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

МВД как субъект предпринимательства

Альтернативные порядки назначения

Деловая практика

Ты мне, а я тебе...

Законодательная практика

«Бессмертный» парламент

Зарубежная практика

Рождение и развитие НДС

Комментарии и аналитика

Дай, дай — денег дай!

Подведомственность споров хозсудам

Неделя права

О флаге и философии!

На дорогу — со спецзнаком

ВСЮ может стать нелегитимным?!

Где напечатать закон?

АМКУ и штрафует, и разрешает!

Реестр событий

«Неконституционно?!»

Минюст собирает всех в Реестр

Кто председатель — подскажет WWW

Судебная практика

Не запрещено — разрешено

Судебные решения

Об аспектах возвращения излишне уплаченной ввозной таможенной пошлины и НДС участником инвестиционного проекта

О значении текстового описания импортируемого товара для получения налоговых льгот

О компетенции таможенных органов

Об исключительной прерогативе таможенной службы по определению кода товара по УКТВЭД

Тема номера

Защита от контрафакта

Частная практика

Обоюдовыгодный селинг

Юридический форум

О сложении полномочий народными депутатами

Первый выпуск прокуроров —магистров

Европринципы — Украине

Інші новини

PRAVO.UA