Ситуация с работой Верховного Совета и принятием этим органом государственной власти новых законов получила свое развитие — напомним, что со 2 июня с.г. парламент, по мнению Президента Украины Виктора Ющенко, не является полномочным, так как срок полномочий, установленный Указом № 482/2007, истек именно 2 июня. Указанную правовую позицию Президент подтвердил еще двумя своими Указами — № 496/2007 и 497/2007 от 5 июня с.г. Более подробно эта ситуация была описана в статье «Наследие законотворцев», опубликованной в «Юридической практике» № 24 (494) от 12 июня с.г. Как бы там ни было, но Верховный Совет перенес очередные Указы Президента о своем роспуске с завидным хладнокровием и оптимизмом — законотворческая работа не была прекращена.
Третья сессия Верховного Совета пятого созыва была продолжена и закрыта только 27 июня с.г. согласно Постановлению Верховного Совета Украины «О некоторых вопросах обеспечения организации работы Верховного Совета Украины на период до дня открытия очередной сессии Верховного Совета пятого созыва» от 19 июня с.г.. Более того, этим же постановлением определено, что до дня открытия очередной сессии Верховного Совета пятого созыва необходимо провести внеочередную сессию парламента в определенный частью второй статьи 11 Регламента Верховного Совета срок, после опубликования в газете «Голос Украины» соответствующего распоряжения Председателя Верховного Совета. Напомним, что в соответствии с указанной нормой Регламента внеочередная сессия созывается в семидневный срок после поступления требования о ее созыве, поданного в соответствии с частью второй статьи 83 Конституции Украины. Таким образом, народные избранники оставили себе поле для маневра путем рассмотрения, в случае необходимости, вопросов, которые, возможно, будут включены в повестку дня внеочередной сессии. И, действительно, уже 3 июля с.г. Председатель Верховного Совета Александр Мороз заявил, что 162 народных депутата написали заявления на его имя с просьбой провести внеочередную сессию. Как известно, согласно части второй статьи 83 Конституции для проведения внеочередной сессии необходимы заявления не менее 150 народных избранников.
Далее парламент, очевидно, следуя линии продолжения своей активной деятельности, 19 июня с.г. принял постановление «О календарном плане проведения четвертой сессии Верховного Совета Украины пятого созыва». Согласно нему, четвертая сессия должна продлиться с сентября с.г. по январь 2008 года, также был утвержден понедельный план работы на этот период. Однако и без того, в период со 2 по 27 июня с.г., Верховный Совет принял довольно много законодательных актов — в целом, было принято 39 законов, это не считая законопроектов, поддержанных в первом чтении. Среди принятых законодательных актов, основная часть из которых имеет довольно важное правовое и экономическое значение, безусловно, следовало бы выделить следующие законы — «О внесении изменений в Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве Украины» (относительно назначения судей на административные должности», «О жилищно-коммунальных услугах», законы «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам приватизации» и «О Государственной программе приватизации на 2007—2009 годы» и многие другие.
Вкратце охарактеризуем некоторые из принятых парламентом законодательных актов для демонстрации наглядного примера их значимости. Так, 19 июня с.г. парламент принял законы: «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам приватизации» и «О Государственной программе приватизации на 2007—2009 годы». Государственная программа приватизации на 2007—2009 годы определяет основные цели, приоритеты и условия приватизации государственного имущества, имущества, которое принадлежит Автономной Республике Крым и коммунального имущества на указанный период. Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам приватизации» регулирует правовые, экономические и организационные основы приватизации государственного и коммунального имущества. В целом, можно сказать, что это два главных законодательных акта, которые регулируют процесс приватизации в следующие два года. Значение процесса приватизации для наполнения доходной части Государственного бюджета, а также для развития украинской экономики в будущем сложно переоценить.
Также 19 июня Верховный Совет Украины с.г. принял Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно уточнения положений и устранения противоречий)», авторами которого являются народные депутаты Михаил Мельничук и Юрий Зубко. Законом вносятся изменения в Хозяйственный кодекс Украины и еще целый ряд законодательных актов, среди которых следует выделить законы Украины «О хозяйственных обществах», «О концессиях» и «О возобновлении платежеспособности должника или о признании его банкротом». Кроме того, статья 11 Закона Украины «О залоге» дополнена новой частью, согласно которой залог имущества государственных предприятий, которое находится в управлении Фонда государственного имущества, осуществляется при его согласии.
Кроме этого, Верховный Совет Украины 7 июня с.г. принял в целом Закон «Об Общегосударственной программе внедрения электронного документооборота с использованием электронной цифровой подписи». Цель Программы состоит в существенном ускорении экономических процессов и процессов информационного обмена, повышении надежности, оперативности и эффективности работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, усилении их взаимодействия с юридическими и физическими лицами.
7 июня с.г. был принял Закон «О внесении изменений в статью 18 Закона Украины «Об оценке земель». Указанным Законом, в частности, определено, что нормативная оценка земельных участков, расположенных в пределах населенных пунктов независимо от их целевого назначения, проводится не реже чем один раз в 5—7 лет, а расположенных за пределами населенных пунктов земельных участков сельскохозяйственного назначения — не реже чем один раз в 5—7 лет, а несельскохозяйственного назначения — не реже чем один раз в 7—10 лет.
В Закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», с легкой руки парламентариев были внесены изменения, которые расширили перечень субъектов первичного финансового мониторинга за счет адвокатов, СПД, которое предоставляют юридические услуги, торговцев недвижимостью, аудиторов, аудиторских фирм, СПД, которые предоставляют бухгалтерские услуги, и представителей некоторых других профессий. Вместе с тем предусмотрены и некоторые ограничения относительно сообщения указанными лицами специально уполномоченному органу в сфере финансового мониторинга о своих подозрениях. В частности, от направления такой информации можно воздерживаться, при условии, если она получена при обстоятельствах, которые являются предметом профессиональной тайны указанных лиц.
Однако самый большой резонанс вызвал принятый Верховным Советом Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве Украины» (относительно назначения судей на административные должности)». Согласно нему, председатель суда, заместитель председателя суда (кроме Председателя Верховного Суда Украины и его заместителей) назначаются на должность сроком на 5 лет из числа судей соответствующего суда и увольняются с должности Высшим советом юстиции на основании рекомендации Совета судей Украины (а относительно специализированных судов — соответствующего Совета судей), Председателя ВСУ (а относительно специализированных судов — председателя соответствующего высшего специализированного суда), сборов судей соответствующих судов или члена Высшего совета юстиции. Данный закон имеет временный характер и непосредственно связан с Решением Конституционного Суда Украины от 16 мая с.г., которым признано неконституционным положение части пятой статьи 20 Закона «О судоустройстве Украины», в соответствии с которой председатель суда и его заместитель назначаются на должность и увольняются с нее Президентом Украины. Споры не утихают даже вокруг правомочности этого решения КСУ. Так, Президент считает, что такое Решение было принято неполномочным составом Конституционного Суда. Закон, принятый парламентом во исполнение такого решения, воспринимается вдвойне неоднозначно, в том числе и самими судьями. Таким образом, с назначением председателей судов сложилась ситуация, в которой каждый заинтересованный орган государственной власти трактует указанные нормативные акты на свое усмотрение.
Дальнейшее развитие ситуации предсказать довольно сложно, однако, учитывая тот факт, что некоторые из принятых законов имеют чрезвычайно принципиальный характер и ни одна из сторон пока что не намерена уступать — парламент не спешит признавать свою неполномочность и прекращать законодательную деятельность, а Президент подписывать принятые законы и даже принимать их к рассмотрению, то не исключен вариант, что за указанные законодательные акты будет еще раз голосовать Верховный Совет, но уже следующего — шестого созыва.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…