Эвакуаторы могут работать легально, но к нарушениям правил парковки это не относится |
17 декабря 2008 года Кабинет Министров Украины (КМУ) постановлением № 1102, вступившим в силу с 25 декабря 2008 года, утвердил Порядок временного задержания и хранения транспортных средств (далее — ТС) на специальных площадках и стоянках (далее — Порядок). После информационного сообщения об этом многие автомобилисты, особенно в городах, где осуществляется принудительное перемещение ТС за нарушение правил стоянки и парковки и по несколько лет длятся соответствующие судебные споры, могли предположить, что таким образом на нормативном уровне закрепляется полномочие определенных органов осуществлять задержание ТС. На поверку (после появления текста постановления и его публикации в официальных печатных СМИ) оказалось, что его действие не распространяется на случаи нарушения водителем ТС правил благоустройства или аналогичных локальных нормативных актов. Более того, порядок применяется не во всех случаях нарушения правил дорожного движения (ПДД) или осуществления иных административных правонарушений на транспорте.
Так, Порядок применяется исключительно в случаях, предусмотренных статьей 2652 «Временное задержание транспортных средств» Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП). В частности, задержание ТС путем блокирования или транспортирования на специальную площадку или стоянку может применяться при наличии достаточных оснований, и если иным способом невозможно прекратить правонарушения, предусмотренные следующими нормами КУоАП: частями 1, 2, 3 статьи 121 (управление ТС, имеющим неполадки, при которых ПДД запрещают эксплуатацию такого ТС, использование таких ТС для предоставления услуг перевозки пассажиров); частями 5, 6 статьи 121 (управление ТС, не зарегистрированными в установленном порядке, без номерного знака или с нарушением правил установки такого знака, или без талона о государственном техническом осмотре); статьей 1211 (эксплуатация ТС, идентификационные номера составных частей которых не соответствуют регистрационным документам); статьей 126 (управление ТС лицами, без необходимых документов или не предоставившими их для проверки); частями 1, 2, 3, 4 статьи 130 (управление ТС лицами в состоянии алкогольного или иного опьянения, употребление водителем после ДТП алкоголя, наркотиков, медпрепаратов без разрешения врачей); статьей 1321 (нарушение правил перевозки небезопасных грузов, проезда крупногабаритных и тяжелых ТС) и статьей 2061 (незаконная перевозка по территории Украины иностранцев и лиц без гражданства).
Что же касается самого Порядка, то им предусматривается принудительное прекращение использования транспортного средства, ставшего объектом административного правонарушения, на месте такого деяния путем блокирования ТС техническими устройствами или перемещения на специальную площадку или стоянку.
Для транспортировки задержанного ТС уполномоченные органы могут использовать специальные автомобили-эвакуаторы, в том числе принадлежащие предприятиям и учреждениям по предоставлению услуг транспортировки ТС, с которыми ГАИ заключены соответствующие договоры.
Согласно Порядку, в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного перечисленными выше положениями КУоАП, и определения, что прекратить его не предоставляется возможным иначе, чем задержав ТС, уполномоченное лицо ГАИ (далее — инспектор), вызывает эвакуатор через дежурного по подразделению ГАИ или через информационно-диспетчерскую службу. По прибытии эвакуатора, в присутствии двух свидетелей и представителя предприятия, которому принадлежит эвакуатор, инспектор должен осуществить в протоколе об административном правонарушении запись о задержании ТС, указав следующее:
— время, место и основания задержания;
— должность, место работы, ФИО лица, принявшего решение о задержании;
— тип, марку, государственный номер ТС и обнаруженные визуальные недостатки ТС;
— название, местонахождение и телефон предприятия, которому принадлежит эвакуатор, адрес места хранения ТС, а также должность, ФИО лица, которое осуществляет транспортировку задержанного ТС.
Если есть возможность, к протоколу могут прилагаться фотография задержанного ТС и перечень предметов, которые находятся в нем.
Протокол подписывают инспектор и водитель эвакуатора.
При этом отметим, что временное задержание ТС может проводиться как в присутствии водителя, так и при его отсутствии — в зависимости от непосредственного правонарушения. В некоторых случаях, если водитель отсутствовал и это послужило причиной для принятия решения о задержании ТС (то есть водитель может прекратить правонарушение без задержания ТС), и появился во время выполнения работ по погрузке ТС, инспектор не проводит задержания ТС, а фактически выполненные работы по транспортированию задержанного ТС не оплачиваются водителем.
Отметим, что Порядок разрешает задержание ТС до трех суток с момента составления протокола об административном нарушении. Задержанное ТС возвращается по письменному обращению собственника (сособственника) или водителя, при условии полной оплаты им затрат по транспортировке и хранению ТС и предъявления соответствующего протокола об административном правонарушении.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…