Вот уже на протяжении полутора месяцев остается нерешенным в предусмотренном Конституцией Украины — законодательном — порядке вопрос о том, кто и с соблюдением какой процедуры должен назначать судей на должности председателей или заместителей председателей в общих судах. Так, в настоящий момент проблем не возникает только в Конституционном и Верховном судах, поскольку проведение выборов председателей данных органов, а также их заместителей, определено в соответствующих законах Украины — «О Конституционном Суде Украины» и «О судоустройстве Украины». В статье «Даешь закон вместо постановления…», опубликованной в «Юридической практике» № 26 (496) от 26 июня 2007 года, уже были рассмотрены положения двух законопроектов, направленных на внесение изменений в Закон «О судоустройстве Украины» (Закон), относительно назначения на административные должности в судах, внесенных народными депутатами Дмитрием Притыкой и Валерией Матюхой. Напомним, что проект народного депутата Матюхи был принят в целом 15 июня с.г. В настоящее время он не подписан и не отклонен Президентом Украины, поскольку, по мнению Виктора Ющенко, после 2 июня с.г. у Верховного Совета Украины V созыва прекратились полномочия. В то же время в парламенте зарегистрирован альтернативный двум обозначенным законопроект, внесенный народным депутатом Владимиром Толстенко №2659 от 19 июня этого года. О нем и пойдет речь далее.
Прежде всего отметим, что это не новый проект, а внесенный на замену поданного ранее. Так, вопрос относительно необходимости изменения порядка назначения судей на административные должности в судах общей юрисдикции был поднят еще в декабре 2006 года, но тогда ни профильный Комитет по вопросам правосудия, ни парламент в целом не уделил данному законопроекту должного внимания. Как оказывается, сложившейся ныне ситуации с назначениями судей на административные должности можно было бы избежать. Итак, законопроект направлен на выполнение Решения Конституционного Суда Украины от 16 мая с.г. № 1-рп/2007, соответственно, предлагается упразднить положения части 5 статьи 20 Закона полностью. Для урегулирования вопроса о порядке назначения судей на админдолжности автор предлагает дополнить Закон статьей 201, которая будет называться «Порядок избрания судей на административные должности и увольнения судей с административных должностей». Ею, в частности, предлагается определить, что председатель суда, его заместитель избираются на должность на 5 лет из числа судей соответствующего суда и увольняются с таких должностей Советом судей Украины, а в специализированных судах — соответствующим Советом судей путем тайного голосования. При этом субъектами, которыми могут быть выдвинуты кандидаты на такие должности, автор считает целесообразным установить собрание судей соответствующего суда, самого кандидата (путем самовыдвижения), а также Высший совет юстиции. При этом каждый из субъектов может инициировать избрание любого из судей суда на избрание председателем или заместителем председателя. Для того, чтобы Совет судей Украины (Совет судей специализированных судов) рассматривал кандидатуру, решение собрания, заявление самовыдвиженца или представление ВСЮ должно быть направлено в компетентный Совет судей не позднее чем за 2 месяца до дня прекращения полномочий судьи, занимающего административную должность. В случае же, когда имеет место досрочное прекращение полномочий, выдвижение кандидатур должно состояться в течение месяца со дня открытия вакансии. Отметим, что судья может быть избран председателем не более чем на два срока подряд, в то же время количество сроков для заместителей председателей не лимитируется. Напомним, что положения ныне действующей редакции части 4 статьи 24 Закона гласят, что и председатель суда, и его заместитель могут быть избраны на должности повторно.
Также законопроектом предлагается установить порядок рассмотрения советами судей вопросов об избрании судей на административные должности. В частности, решение об избрании должно быть принято за 10 дней до прекращения полномочий предыдущего судьи, занимающего административную должность, или же в течение 10 дней со дня окончания срока подачи представлений, для замещения вакансии, если полномочия судьи на административной должности были прекращены досрочно.
К слову, досрочное прекращение полномочий председателя суда также предлагается регламентировать этой же статьей, установив, что оно может инициироваться собранием судей суда, Советом судей, который избирал, или ВСЮ. Причем, не имеет значения, кто был инициатором избрания такого судьи. Основаниями же для прекращения полномочий судьи на административной должности могут быть: истечение срока полномочий, прекращение полномочий судьи, перевод на работу в другой суд, невозможность исполнять полномочия по состоянию здоровья, грубое нарушение должностных обязанностей или личный отказ судьи.
Такой порядок предлагается установить для судей местных и апелляционных судов общей юрисдикции. Что касается высших специализированных судов, то избрание председателя в них, по мнению автора, должно осуществляться в таком же порядке, но субъектом выдвижения кандидата может выступать также Председатель Верховного Суда Украины; а в отношении заместителей председателя высшего специализированного суда — председатель соответствующего суда.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…