С 20 сентября с.г. в силу вступил приказ Государственного комитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Комитет) «О внесении изменений в Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации на Украине», которым из указанного Перечня, утвержденного Комитетом 1 февраля с.г., исключается целый ряд позиций.
Обязательная сертификация продукции и либерализация предпринимательской деятельности
Напомним, что, согласно Декрету Кабинета Министров Украины «О стандартизации и сертификации» от 10 мая 1993 года (с изменениями и дополнениями), сертификация продукции проводится уполномоченными органами с целью препятствования реализации продукции, опасной для жизни, здоровья и имущества граждан и окружающей среды; способствования потребителю в компетентном выборе продукции либо с целью создания условий для участия субъектов предпринимательской деятельности в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле. При этом сертификация продукции на Украине делится на добровольную и обязательную.
Перечнем продукции (Перечень), подлежащей обязательной сертификации на Украине, была предусмотрена обязательная сертификация для целого ряда товаров по 35 группам. Но после вступления в силу Указа Президента Украины от 12 мая с.г. «О либерализации предпринимательской деятельности и государственной поддержке предпринимательства» Комитет разработал изменения в собственный Перечень, чтобы привести его в соответствие с требованиями Указа. Отметим, что упомянутый Указ был издан Президентом с целью обеспечения реализации конституционного права граждан на занятие предпринимательской деятельностью, создания благоприятных условий для развития предпринимательства на основах незыблемости права частной собственности, поддержки добросовестной конкуренции и ограничения монополизма.
Исключение более 25 позиций — значительный шаг вперед?
Своим Указом Президент Украины обязал КМУ до 1 сентября с.г. «обеспечить пересмотр перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и принять меры по его сокращению».
Во исполнение этого из Перечня были исключены следующие товары и продукция:
— сахар-песок;
— табак для курения, с содержанием или без содержания заменителей в любой пропорции;
— жевательный и нюхательный табак;
— эталонные мониторинговые и тестовые образцы табачных изделий, не предназначенные для продажи в розницу и ввозимые на таможенную территорию Украины аккредитованными государственными испытательными лабораториями и субъектами предпринимательской деятельности, имеющими лицензии на право производства соответствующей продукции и владеющими аккредитованными испытательными лабораториями для проведения дегустаций, изучения физико-химических показателей, дизайна и т.д.;
— посуда и столовые приборы из мельхиора, нейзильбера с драгоценным покрытием, и еще более 20 позиций из классов электробытовой техники, строительных материалов и инструментов.
Также стоит отметить, что ранее приказом Комитета от 14 июля с.г. из Перечня был исключен пункт 8.14 «Оптические изделия медицинского предназначения».
Поскольку указанным выше Декретом КМУ предусмотрено, что все виды работ, связанные с обязательной сертификацией продукции (подготовительные, экспертные, работы по аккредитации, аттестации, испытанию, контролю и регистрации продукции), подлежат оплате, а средства, потраченные субъектом предпринимательства на проведение обязательной сертификации, переносятся на себестоимость продукции, то после исключения этой продукции из Перечня можно ожидать ее удешевления. Хотя при этом стоит отметить, что большинство продукции, исключенной из Перечня, не является товарами, пользующимися большим спросом среди населения, да и среди субъектов хозяйственной деятельности.
В связи с этим представляется, что решение Комитета о внесении изменений в Перечень не совсем соответствует распоряжению Президента, изложенному в Указе.
В то же время исключение из Перечня сахара-песка и табачных изделий вряд ли приведет к положительным последствиям. Ведь сертификация вообще, а обязательная в первую очередь, призвана выступать некоей гарантией прав потребителя и защищать его от некачественной продукции. Если же отменить сертификацию сахара, то, конечно, вскоре на рынках можно ожидать появления более дешевых сортов этого продукта… Но вот каким будет его качество?!
Отмена обязательной сертификации пищевых продуктов может повлечь снижение контроля их качества
Но если вопрос с сахаром все же менее проблематичен (менее сладкий сахар, по меньшей стоимости, да и ситуация на рынке несколько стабилизируется), то об отмене обязательной сертификации табачных изделий не должно быть и речи. В то время когда во всем цивилизованном мире идет борьба с табакокурением, что предлагает наше государство? — Выпустить на рынок табачные изделия, которые и так вредят здоровью, да еще и низкого качества. А ведь, напомним, одной из основных целей сертификации является препятствование реализации продукции, небезопасной для жизни, здоровья или имущества граждан. При этом, согласно Перечню, сертификация чая, мате и кофе обязательна. Где логика?
Нормы статьи 5 Закона Украины «О качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья» указывают, что какой-либо пищевой продукт (кроме изготовленного для собственного употребления), продовольственное сырье и сопутствующие материалы не могут быть ввезены, изготовлены, переданы для реализации, реализованы или использованы другим путем без наличия документального подтверждения их качества и безопасности. Одним из таких документов указанный Закон называет и сертификат соответствия или свидетельство о признании соответствия, выданные на пищевые продукты и сопутствующие материалы отечественного производства, для реализации как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Установление обязательной сертификации некоторых пищевых продуктов, в том числе и табачных изделий, выступало своеобразной дополнительной гарантией того, что реализуется продукция определенного качества, и коль она продается, то соответствует тем или иным стандартам, установленным государством.
Думается, что отдельные положения данного решения Комитета в некоторой степени направлены на удовлетворение интересов отдельных предпринимателей, а не на защиту прав и интересов потребителей.
Хотя, если не принимать во внимание нелогичность исключения из Перечня указанных пищевых продуктов, то позитив данного Приказа налицо. Во-первых, товары, которые не надо будет сертифицировать, станут обходиться дешевле их производителям и покупателям, а во-вторых, государство избавится от чрезмерного урегулирования неприоритетных правоотношений, что и должно будет способствовать развитию предпринимательства на Украине. Тем более, что для изготовления и/или реализации инструментов и оборудования установлена необходимость их соответствия техническим стандартам, установленным государством, поэтому обязательная сертификация отдельных из них явно нецелесообразна.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…