Кабинет Министров Украины выступил с законодательной инициативой о принятии нового Дисциплинарного устава органов внутренних дел, закрепленного в проекте закона № 8044 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел».
Проект Дисциплинарного устава состоит из 5 глав, где определяются суть служебной дисциплины, обязанности лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел относительно ее применения, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, порядок и права начальников относительно их применения, а также порядок их обжалования.
Вместе с принятием нового устава КМУ также предлагает Верховному Совету Украины признать утратившим силу Указ Президиума Верховного Совета Украинской Советской Социалистической Республики от 29 июля 1991 года «О дисциплинарном уставе органов внутренних дел Украинской ССР» (Указ), которым ныне регулируются вопросы служебной дисциплины в органах внутренних дел на Украине.
Рассмотрим основные изменения и дополнения, предлагаемые в законопроекте.
Общие положения
Определенно можно назвать плюсом нового Дисциплинарного устава по сравнению с действующим, закрепленным в Указе, определение в его первой главе «Общие положения» основных понятий, используемых в уставе.
В частности, в общих положениях законопроекта дано понятие служебной дисциплины — это соблюдение лицами рядового и начальствующего состава Конституции и законов Украины, актов Президента Украины и Кабинета Министров Украины, приказов и других нормативно-правовых актов Министерства внутренних дел Украины, подчиненных ему органов и подразделений и Присяги работника органов внутренних дел Украины.
Также дано понятие дисциплинарного проступка: неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом рядового или начальствующего состава своих служебных обязанностей и условий прохождения службы.
Согласно законопроекту, начальник — лицо начальствующего состава, имеющее право отдавать приказы и распоряжения, применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания или возбуждать ходатайства об этом перед старшим прямым начальником.
Кроме того, в общих положениях законопроекта его разработчики ужесточили положение Указа о порядке действий работника органов внутренних дел в случае получения незаконного приказа. Так, в Указе дается понятие «неправомерный приказ начальника», а в законопроекте формулируется строго — «явно преступный приказ начальника». Далее, в действующем Указе просто определяется, что в случае получения работником неправомерного приказа он должен сообщить об этом прямому или старшему начальнику. В законопроекте же уточняется, в какой форме он это может сделать: как в устной, так и в письменной.
Также законопроект регулирует ситуацию, при которой вред был причинен правомерными действиями вследствие добросовестного исполнения приказа начальника или оправданного при конкретных условиях служебного риска. В таких случаях лица рядового и начальствующего состава дисциплинарной ответственности не несут.
В то время как в законопроекте в отдельный, второй раздел выделены положения об обязанностях лиц рядового и начальствующего состава относительно соблюдения служебной дисциплины, в Указе эти положения входят в единый раздел под заголовком «Общие положения».
Во втором разделе законопроекта интересна для сравнения с действующим Указом норма части 3 статьи 8, в которой указано, что начальник обязан предупредить о недопустимости нарушения служебной дисциплины, а в случае совершения подчиненным таких действий при необходимости наложить на виновного дисциплинарное взыскание или возбудить ходатайство о наложении взыскания старшим прямым начальником. При этом в Указе установлено также право начальника передавать материалы о проступке на рассмотрение товарищеского суда. То есть институт товарищеского суда фактически устраняется из положений законопроекта.
Виды поощрений и взысканий
Примечательны положения третьего и четвертого разделов законопроекта, которыми устанавливаются виды поощрений и взысканий, а также порядок их применения и наложения.
Так, в сравнении с Указом законопроект дополнительно включает в перечень видов поощрений занесение на Доску почета, награждение государственными наградами и отличиями Президента Украины, а также награждение именным оружием. Причем, как сказано в законопроекте, именным оружием могут награждаться лица начальствующего состава за добросовестную службу, особые заслуги в борьбе с преступностью и охране общественного порядка.
В отличие от списка поощрений законопроект не дополнил, а уменьшил перечень дисциплинарных взысканий, не включив в него такие дисциплинарные взыскания, закрепленные в Указе, как задержка в присвоении очередного специального звания или в представлении к его присвоению на срок до одного года, а также предупреждение о неполном служебном соответствии.
Порядок применения поощрений и наложения взысканий
Также законопроект направлен на усовершенствование порядка применения поощрений и наложения взысканий, так как устанавливает конкретные сроки и полномочия начальствующего состава относительно поощрений и взысканий.
Согласно этому акту, лицо рядового или начальствующего состава, имеющее дисциплинарное взыскание, может получить поощрение лишь после досрочного снятия наложенного на него взыскания, но не ранее чем через три месяца со дня издания приказа о наложении взыскания.
Кроме того, согласно законопроекту, за мужество, отвагу, героизм, особые заслуги в борьбе с преступностью, охране общественного порядка, продолжительную безупречную службу лица рядового и начальствующего состава могут быть награждены государственными наградами и отличиями Президента Украины независимо от наличия у них дисциплинарного взыскания. При этом представления о присвоении почетных званий, награждении государственными наградами и отличиями Президента Украины вносит министр внутренних дел Украины.
Законопроект уточняет и сроки наложения взысканий. Старший прямой начальник имеет право на протяжении трех месяцев со дня объявления лицу рядового или начальствующего состава приказа о наложении дисциплинарного взыскания усилить, а на протяжении года — смягчить или отменить дисциплинарное взыскание, наложенное подчиненным ему начальником, если будет установлено, что оно не отвечает тяжести содеянного проступка.
Законопроект по сравнению с Указом усовершенствовал порядок наложения взысканий и тем, что официально устанавливает необходимость проведения служебного расследования. С целью выяснения всех обстоятельств дисциплинарного проступка, совершенного лицом рядового или начальствующего состава, начальник назначает служебное расследование, порядок проведения которого устанавливается министром внутренних дел Украины. Впрочем, если обстоятельства совершения дисциплинарного проступка явные и не требуют углубленного изучения, проведения служебного расследования не обязательно. Лицо рядового или начальствующего состава, относительно которого проводится служебное расследование, может быть отстранено от должности с сохранением должностного оклада, оклада за специальное звание, надбавок за выслугу лет и беспрерывную службу, других выплат и надбавок. Решение о таком отстранении лица рядового или начальствующего состава от должности могут принимать начальники, которым предоставлено право принятия на службу или назначения этого лица на должность, путем издания письменного приказа. Заметим, что продолжительность отстранения от выполнения служебных обязанностей по должности не должна превышать времени, предусмотренного для проведения служебного расследования.
Также следует отметить ужесточение порядка действий самого нарушителя в процессе проведения относительно него служебного расследования. Ныне, в соответствии с Указом, от него требуется предоставление устного или письменного объяснения. По законопроекту же такое объяснение будет подаваться нарушителем исключительно в письменной форме.
Кроме того, содержание приказа о наложении на работника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания, согласно законопроекту, должно быть доведено до его ведома под личную подпись.
Интересна также норма-гарантия законопроекта, устанавливающая правило: дисциплинарные взыскания в виде понижения в специальном звании на одну степень лиц, имеющих первые специальные звания, и понижение в должности лиц, занимающих должности самого низкого уровня, не налагаются. Гарантии прав лиц начальствующего состава предусматривает и нововведение законопроекта, согласно которому объявлять дисциплинарное взыскание лицу начальствующего состава в присутствии его подчиненных запрещается.
В данном контексте следует также подчеркнуть тот факт, что дисциплинарные взыскания не могут быть наложены в период нахождения лица — правонарушителя в отпуске, в период его временной нетрудоспособности (согласно Указу), а также в период пребывания его в командировке (согласно законопроекту).
Подытоживая, можно сделать следующий вывод: разработчики законопроекта постарались достичь своей основной цели — усовершенствования системы поощрений и дисциплинарных взысканий, формирования единого подхода к порядку и правам начальников относительно их применения, а также порядку обжалования дисциплинарных взысканий, применяемых к лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел на Украине.
А удалось им это или нет, будет обсуждаться на пленарных заседаниях Верховного Совета Украины, так как 21 сентября с.г. комитет Верховного Совета Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности рекомендовал парламенту принять за основу проект Закона «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…