После того, как в декабре 1992 года Верховным Советом Украины был принят Закон Украины «Об адвокатуре» (Закон), его неоднократно пытались изменить или заменить новым. Только официально зарегистрированных новых редакций Закона и законопроектов насчитывается около пяти (их анализ проводился на страницах «ЮП», по мере регистрации в парламенте), и изменения в ныне действующий предлагались столько же раз. Хотя все: и законодатели, и практикующие адвокаты, и судьи — отмечают несовершенство данного акта, более чем за 10 лет его существования изменения в Закон вносились только трижды.
13 сентября с.г. в парламенте был зарегистрирован новый проект Закона Украины «Об адвокатуре» № 7051-1 (законопроект № 7051-1), внесенный народными депутатами Украины: Сергеем Головатым, Сергеем Соболевым, Владимиром Стретовичем и Виктором Мусиякой, в разработке которого приняли активное участие адвокаты — члены Ассоциации юристов Украины. Стоит отметить, что анализируемый законопроект является альтернативным законопроекту № 7051, внесенным народными депутатами: Марией Маркуш, Владимиром Демехиным и Юрием Кармазиным.
По сравнению с Законом законопроект № 7051-1 значительно «поправился» и насчитывает 60, а не 19, как в Законе, статей. В этом материале хотелось бы остановиться только на основных нововведениях указанного законопроекта.
Для начала отметим изменение самого определения адвокатуры Украины. Так, согласно законопроекту № 7051-1, адвокатура — специально уполномоченный негосударственный правозащитный институт, состоящий из адвокатов (правоведов), которые осуществляют адвокатскую деятельность — практикуют право.
Законопроект № 7051-1 предлагает более четко сформулированные требования к лицу, претендующему стать адвокатом. Хотя они несколько ужесточаются, это скорее позитивное явление. Так, согласно статье 6 законопроекта № 7051-1, статус адвоката может получить лицо, которое:
— имеет высшее юридическое образование;
— владеет государственным языком;
— имеет безупречную репутацию;
— имеет стаж работы в отрасли права не менее трех лет;
— успешно прошло стажировку;
— приняло Присягу адвоката Украины;
— получило Свидетельство о праве на осуществление адвокатской деятельности.
При этом законопроект № 7051-1 предусматривает всего лишь два ограничения по отношению к претендентам. Так, не может быть адвокатом лицо, признанное недееспособным или с ограниченной дееспособностью, а также лицо, занимающееся деятельностью, не совместимой с адвокатской. Это государственная служба или служба в органах местного самоуправления, работа на постоянном основании на выборной должности в органах государственной власти или органах местного самоуправления, пребывание на военной или альтернативной (невоенной) службе, а также нотариальная деятельность.
Что касается безупречной репутации, то ее определение дается путем «от противного» — законопроект № 7051-1 определяет, что не является составляющим таковой. Так, гражданин не может считаться имеющим безупречную репутацию, если:
— он был осужден за совершение умышленного тяжкого или особо тяжкого преступления, в том числе, если судимость уже погашенная или снята;
— дело по обвинению его в совершении умышленного тяжкого или особо тяжкого преступления было закрыто по нереабилитирующим обстоятельствам;
— он имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
— его уволили из правоохранительных органов по причине служебного несоответствия, за нарушение уставных требований или нарушение присяги, на протяжении 5 лет с момента увольнения;
— если к нему применено дисциплинарное взыскание в виде прекращения действия Свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью, на протяжении 5 лет со дня принятия решения о взыскании.
К позитивным новеллам законопроекта № 7051-1 можно отнести и положения статьи 10 «Стаж работы в отрасли права». В ней указано, что в такой стаж зачисляется время работы на должностях судьи, прокурора, нотариуса, юриста, юрисконсульта, их помощников и заместителей, помощника и стажера адвоката, а также на должностях педагогических и научных сотрудников и на других должностях, если для этой должности предусмотрено наличие высшего юридического образования.
Неоспоримым плюсом законопроекта № 7051-1 является утверждение статуса адвоката. Теперь, вне зависимости от процесса (будь то уголовный, гражданский, хозяйственный или административный) подтверждением полномочий адвоката будет удостоверение адвоката, выданное соответствующим региональным советом адвокатов на основании сведений из Единого реестра адвокатов Украины и ордера установленного образца. Кроме того, с принятием законопроект № 7051-1 исчезнет норма, согласно которой адвокатом может быть только гражданин Украины. При этом устанавливается, что адвокат имеет право на проведение адвокатской деятельности по всей территории Украины и за ее пределами.
Кроме того, расширены права и гарантии адвокатской деятельности. Так, например, перечень прав адвоката состоит из 29 позиций. Если обобщить пути расширения гарантий адвокатской деятельности, то можно выделить следующие:
— запрет какого бы то ни было вмешательства в адвокатскую деятельность и препятствования в ее ведении;
— установление специальной подследственности по делам о преступлениях, совершенных адвокатами;
— ограничение возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий относительно адвоката;
— установление нормы об обязательном присутствии представителя регионального совета адвокатуры во время задержания адвоката или при решении вопроса о применении к нему меры пресечения;
— установление административной ответственности за безосновательное непредоставление информации или документов на запрос адвоката;
— запрет требования у адвоката предъявления договора о предоставлении правовой помощи для подтверждения полномочий на участие в деле и другие.
Также следует отметить, что законопроектом № 7051-1 предлагается урегулировать создание и ведение Единого реестра адвокатов Украины (ЕРАУ). ЕРАУ ведется с целью сбора, учета и предоставления достоверной информации об адвокатах, осуществляющих адвокатскую деятельность, а ее держателем является Национальный совет адвокатов Украины (НСАУ). При этом право на занятие адвокатской деятельностью возникает не с момента принятии присяги или получения Свидетельства, а со дня внесения адвоката в ЕРАУ.
Большое внимание авторы законопроекта № 7051-1 уделили и организации адвокатской деятельности. Так, согласно положению статьи 33 проекта, организационными формами адвокатской деятельности являются:
— офис адвоката — учреждается одним адвокатом и не имеет статуса юрлица;
— адвокатское бюро (контора) — непредпринимательское общество, создаваемое одним адвокатом;
— коллегия адвокатов — непредпринимательское общество, учрежденное не менее чем двумя адвокатами на основании членства;
— общество адвокатов — простое общество, созданное двумя и более адвокатами с целью предоставления правовой помощи;
— адвокатская фирма — создается как непредпринимательское общество, основанное одним или двумя адвокатами.
Адвокатское бюро (контора), коллегия адвокатов и адвокатская фирма являются юридическим лицом и считаются созданными только после государственной регистрации в соответствии с Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» в Едином реестре адвокатских образований Украины.
Что касается адвокатского самоуправления, то этому вопросу посвящен раздел, в статьях которого четко выписаны полномочия каждого органа самоуправления. Так, систему органов самоуправления адвокатов составляют: собрание адвокатов регионов, региональные Советы адвокатов (Совет адвокатов Автономной Республики Крым, областей и городов Киева и Севастополя), Съезд адвокатов Украины и Национальный совет адвокатов Украины. Отметим, что право избирать и быть избранным в орган адвокатского самоуправления (ОАС) принадлежит исключительно адвокатам. При этом адвокат не может быть избран в состав одного и того же ОАС на два срока подряд и занимать выборные должности в нескольких ОАС одновременно. При законопроект № 7051-1 устанавливает, что участие в ОАС является «почетной обязанностью адвоката и совершается на общественных началах».
Еще одним из основных новшеств, которые стоит отметить, является введение термина «правовед», которое, судя по определению, является тождественным понятию «адвокат». Таким образом, авторы проекта предлагают установить, что для того чтобы быть «правоведом», недостаточно закончить юридический факультет вуза и получить диплом с указанием в графе специальности «правоведение», надо еще соблюсти процедуру, предусмотренную законопроектом № 7051-1 для получения некоего «специального статуса». Логики в данной норме никакой, поскольку, чтобы стать адвокатом, а по проекту — и правоведом, надо иметь стаж юридической деятельности не менее трех лет. Интересно, как можно проработать три года, например, судьей или прокурором и при этом не быть правоведом? При этом стоит отметить, что в большинстве статей термин «адвокат» употребляется без уточнения «правовед». Думается, что было бы целесообразно убрать это тождество вовсе.
Важно отметить, что в связи с принятием законопроекта № 7051-1 предлагается внесение изменений и дополнений в 22 законодательных акта, среди которых: четыре процессуальных кодекса, Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Украины (в части засвидетельствования права представлять интересы). Также предлагается дополнить Закон Украины «О налоге на доходы физических лиц» и установить право на получение налогового кредита, если лицо работает как самозанятое лицо и не облагается налогами по упрощенной системе, что, в частности, касается адвокатов.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…