8 сентября с.г. Верховный Совет Украины принял Закон о внесении изменений в Закон Украины «О статусе депутатов местных советов», которым предлагается предоставить представителям органов местного самоуправления неприкосновенность. Иными словами, согласно Закону, депутат местного совета не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без предварительного рассмотрения вопроса местным советом. Таким образом, необходимо получение согласия соответствующего местного совета на указанные действия против свободы его депутата.
В положениях Закона также регламентирован порядок решения вопроса о привлечении депутата местного совета к уголовной и административной ответственности.
Так, для получения согласия местного совета на привлечение его депутата к ответственности соответствующий прокурор вносит в совет представление перед предъявлением депутату обвинения, или выдачей санкции на арест, или направлением дела об административном правонарушении в суд.
Далее местный совет рассматривает внесенное представление в течение 1 месяца, принимает мотивированное решение и сообщает о нем соответствующему прокурору. Если местный совет (сельский, поселковый, городской) не дал позитивного ответа на внесенное прокурором представление, то прокурор может с таким же представлением обратиться в районный совет. В случае получения отказа уже вышестоящий прокурор – прокурор АРК или области обращается с представлением в Верховный Совет АРК или областной совет. Если же и в этих советах откажут в предоставлении согласия на привлечение к ответственности депутата местного совета, то Генеральный прокурор Украины может обратиться с соответствующим представлением для решения вопроса по сути в Верховный Совет Украины.
Напомним, что депутатская неприкосновенность депутатов местных советов уже была установлена ранее — в статье 29 Закона Украины «О статусе депутатов местных советов народных депутатов» 1994 года и Законе Украины «О порядке получения согласия совета народных депутатов на привлечение депутата к ответственности» 1993 года. Положения рассматриваемого Закона абсолютно идентичны нормам указанных законов.
Вот только неприкосновенность депутатов местных советов была отменена Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О статусе депутатов местных советов народных депутатов» 1998 года и так и не восстановлена в действующем Законе Украины «О статусе депутатов местных советов» 2002 года.
С одной стороны, как указывали субъекты законодательной инициативы в пояснительной записке к проекту Закона, отмена в 1998 году норм о неприкосновенности депутатов местных советов имела негативные последствия. Из-за своей незащищенности Законом депутаты находятся под давлением правоохранительных органов, которые методом запугивания влияют на их волеизъявление при голосовании на сессиях местных советов.
С другой стороны, относительно указанного Закона было подготовлено негативное заключение Главного научно-экспертного управления. В нем, в частности, отмечается, что Конституционный Суд Украины в своем решении по делу о выборах народных депутатов Украины № 1-рп/98 от 26 февраля 1998 года указал, что, решая вопрос о неприкосновенности определенных должностных лиц, необходимо исходить из того, что установление им дополнительных, по сравнению с закрепленной в статье 29 Конституции Украины неприкосновенностью личности, гарантий преследует цель создания надлежащих условий для исполнения возложенных на них государством обязанностей и защиты от незаконного вмешательства в их деятельность. И если права и свободы, а также гарантии прав человека и гражданина определяются исключительно Законами Украины (как установлено в части 1 статьи 92 Конституции Украины), то гарантии высшего уровня (в частности, неприкосновенность определенных должностных лиц) по логике должны определяться исключительно Конституцией Украины, поскольку они допускают исключения из общего принципа равенства прав и свобод граждан, их равенства перед законом.
Напомним, что в Разделе 11 Конституции под названием «Местное самоуправление» не закреплено право депутатов местных советов на неприкосновенность, в отличие от народных депутатов, которым гарантируется депутатская неприкосновенность в соответствии со статьей 80 Основного Закона Украины.
Таким образом, эксперты Главного научно-экспертного управления заключили, что позиция Конституционного Суда Украины относительно данной законодательной инициативы вряд ли будет отличаться от вышеизложенной, поэтому рекомендовали законопроект отклонить. И теперь слово за Президентом Украины.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…