Верховный Совет Украины 6 сентября с.г. принял во втором чтении и в целом долгожданный для многих субъектов хозяйствования Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» (Закон). Данным Законом предлагается урегулировать правоотношения в сфере организации функционирования и порядка выдачи разрешительных документов. Под действие Закона не подпадают правоотношения в сфере лицензирования хозяйственной деятельности, защиты экономической конкуренции, а также «поразительные» правоотношения: связанные с операциями с оружием, боеприпасами, взрывными материалами и веществами, сильнодействующими отравляющими веществами, а также разрешительная деятельность в сфере использования ядерной энергии. Остановимся на некоторых ключевых характеристиках Закона.
В первую очередь в Законе дается определение терминов, новых для нашего законодательства. Итак, разрешительной системой в сфере хозяйствования является совокупность урегулированных законодательством отношений, возникающих между разрешительными органами и субъектами хозяйствования в связи с выдачей документов разрешительного характера. Важно отметить, что разрешительными являются органы исполнительной власти, местного самоуправления, их должностные лица, а также предприятия, учреждения, организации, уполномоченные, в соответствии с законом, выдавать разрешительные документы. Документами разрешительного характера, в соответствии с нормами Закона, являются разрешение, заключение, согласование, свидетельство и т.д., дающие субъекту хозяйствования право проводить некоторые действия относительно осуществления хозяйственной деятельности.
Заметим, что требования к разрешительной системе Закон предъявляет достаточно жесткие. Так, в частности, некоторые правоотношения в этой сфере могут регулироваться исключительно законами. Это отношения по установлению необходимости получения разрешительного документа; определению того или иного органа как разрешительного; установлению оплатности выдачи документа. Законами устанавливаются и сроки, в которые орган должен принять решение о выдаче документа или об отказе в таковом. Исключительно законом может быть установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым разрешительный орган имеет право отказать в выдаче разрешительного документа или его аннулировать, а также возможность получения субъектом хозяйствования права на ведение определенных действий относительно осуществления хозяйственной деятельности по декларативному принципу. Но эта норма вступит в силу только спустя год со дня опубликования Закона.
Комментируемый Закон устанавливает, что право выбора способа получения документов разрешительного характера принадлежит субъекту хозяйствования. Для этого он может непосредственно обратиться в соответствующие местные разрешительные органы или к администратору. Администратор — должностное лицо городского совета, районной и районной в городах Киеве и Севастополе госадминистраций, совершающее организацию выдачи субъекту хозяйствования документов разрешительного характера и обеспечивающее взаимодействие местных разрешительных органов относительно выдачи документов разрешительного характера. Администратором может быть лицо, имеющее высшее образование и стаж работы на госслужбе не менее 1 года либо стаж работы в других сферах управления не менее 3-х лет.
Для получения разрешительного документа субъект хозяйствования обязан подать заявление вместе со следующими документами: копией свидетельства о государственной регистрации как субъекта хозяйствования; документами, подтверждающими плату за выдачу документа, если таковая предусмотрена законом; а также документами, необходимыми для выдачи разрешительного документа, которые предусмотрены законодательством. Другие не предусмотренные законодательством документы не могут быть потребованы от заявителя.
Что касается сроков рассмотрения заявления, то решение о выдаче разрешительного документа либо об отказе в таковом уполномоченный орган должен принять в течение 5 дней со дня получения документов, и после принятия решения в двухдневный срок передать его администратору. О решении, принятом органом, администратор обязан уведомить заявителя на следующий день после получения документов.
В данном материале приведены лишь основные положения Закона. Несмотря на его некую обобщенность, он, по мнению разработчиков, будет способствовать усовершенствованию системы отношений между государством и бизнесом, а также развитию предпринимательства. Что ж, поживем — увидим. В настоящее время Закон находится на подписании у Президента Украины.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…