Привлечение иностранных инвестиций всегда озадачивало украинское государство. Беспокоясь по поводу этого вопроса, законодатели прикладывали значительные усилия для упрощения ведения инвестиционной деятельности на Украине, что на практике одновременно и усложняло приток иностранного капитала. В связи с этим, пытаясь привлечь иностранные вливания, правительство неоднократно заявляло, что иностранные инвестиции не подлежат национализации, и в случае прекращения инвестиционной деятельности инвестору гарантируется возвращение его инвестиций без уплаты пошлины.
В то же время получить государственные гарантии могут только те иностранные инвесторы, которые зарегистрировали свои инвестиции в установленном законом порядке. Несмотря на то что такая процедура не является новшеством украинского законодательства, практика регистрации отдельных форм осуществления иностранных инвестиций оставляет желать лучшего. Одной из «проблемных» и неоднозначных форм инвестирования является приобретение инвестором корпоративных прав действующего украинского предприятия.
Иностранный инвестор, внося иностранную инвестицию, должен четко следовать требованиям Положения Национального банка Украины (НБУ) «О порядке иностранного инвестирования на Украину», в частности, положений относительно банковских счетов, с которых может быть произведено перечисление денежных средств. Также следует учесть, что расчеты за объекты инвестирования осуществляются исключительно через банковские счета, что, в свою очередь, исключает возможность наличного расчета. Во многом залог успеха дальнейшей регистрации зависит именно от правильности внесения иностранной инвестиции.
Таким образом, после фактического внесения иностранной инвестиции следующим этапом в регистрации является получение подтверждения Государственной налоговой инспекции (ГНИ) о фактическом внесении инвестиции.
В свою очередь, таким подтверждением считается отметка ГНИ на информационном уведомлении. Такая отметка проставляется по результатам налоговой проверки, на основании предоставленных документов. Следует отметить, что действия органов ГНИ в отношении проставления отметки предусмотрены Порядком подтверждения органами государственной налоговой службы информационных уведомлений о фактическом внесении иностранных инвестиций, утвержденным приказом ГНА Украины от 29 июня 2005 года № 238, но при этом конкретный перечень таких документов нормативно не определен. На практике это приводит к необоснованным требованиям ГНИ предоставить дополнительные документы.
Как правило, ГНИ, помимо информационного сообщения, требует предоставить такие группы документов:
1) копии документов, подтверждающих форму осуществления иностранной инвестиции (устав, договор купли-продажи корпоративных прав и т.д.);
2) документы, подтверждающие стоимость и фактическое внесение иностранной инвестиции (справка из банка, выписка по банковскому счету, банковский документ системы SWIFT);
3) копии регистрационных, бухгалтерских и внутренних документов предприятия (выписка, баланс, карточка счета № 46, приказы о назначении директора, бухгалтера);
4) данные об инвесторе (копия паспорта, идентификационного кода — для физического лица, извлечение из реестра — для юридического лица, а также доверенность на представление интересов). Предоставление таких документов осложняется тем, что они должны быть надлежащим образом удостоверены, что в некоторых случаях требует их апостилирования и нотариального удостоверения перевода таких документов.
В случае приобретения корпоративных прав украинского предприятия предоставление такого пакета документов в полном объеме кажется нелогичным и некорректным. Ввиду того, что внутренняя нормативная документация предприятия (приказы о назначении должностных лиц, справки о формировании уставного капитала), а также бухгалтерская документация (включая баланс, карточки счетов № 46, оборотно-сальдовые ведомости) не является подтверждением фактического внесения инвестиции. Более того, проводя расчеты по договору купли-продажи корпоративных прав, баланс самого предприятия, доля которого приобретается, никоим образом не изменяется, так как денежные средства перечисляются от инвестора к владельцу корпоративных прав.
Кроме того, согласно нормативным предписаниям, срок предоставления подтверждения ГНИ составляет 15 календарных дней, но, учитывая практически неограниченное право ГНИ требовать дополнительные документы, указанный срок в большинстве случаев не соблюдается.
Непосредственная регистрация иностранной инвестиции проводится в соответствующих государственных администрациях в течение трех рабочих дней с момента предоставления необходимого пакета документов. Перечень конкретных документов, которые необходимо подавать в государственную администрацию, также не определен. На практике подается приблизительно такой же пакет документов, что и в ГНИ, за исключением некоторых бухгалтерских документов предприятия, а также с добавлением документа о внесении платы за государственную регистрацию инвестиций. Также следует учитывать, что в администрацию, в отличие от ГНИ, подаются оригиналы либо нотариально удостоверенные копии документов.
При регистрации в государственной администрации особое внимание уделяется документам, подтверждающим форму осуществления иностранной инвестиции (договор купли-продажи корпоративных прав должен содержать в своем тексте эквивалент стоимости доли предприятия в иностранной валюте), а также документам, подтверждающим стоимость и фактическое внесение иностранной инвестиции (банковские документы). Условием успешной регистрации является отсутствие в указанных документах разногласий относительно размера инвестиций и даты их внесения.
Существующий порядок регистрации иностранных инвестиций может быть изменен в ближайшем будущем в связи с возможным принятием законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно государственной регистрации иностранных инвестиций» № 9676 (документ принят за основу 21 февраля с.г.). Согласно указанному законопроекту, планируется установить срок подачи инвестором документов для государственной регистрации иностранных инвестиций до 30 календарных дней после их фактического внесения, а срок, в течение которого органами государственной регистрации будет осуществляться регистрация, — 7 дней. При этом срок в 30 дней включает в себя время, необходимое для получения подтверждения о внесении инвестиции со стороны налоговых органов. Установление таких сроков может значительно усложнить и практически сделать невозможной регистрацию инвестиций за такое короткое время.
Кроме того, Главное управление экономики и инвестиций Киевской городской государственной администрации на этот момент временно приостановило прием документов на регистрацию иностранных инвестиций в форме покупки корпоративных прав украинского предприятия. Такая ситуация вызвана необходимостью получения разъяснения Министерства экономического развития и торговли Украины относительно процедуры и документов, подтверждающих внесение такого рода инвестиций.
Конечно, целый ряд гарантий, предусмотренных Законом Украины «О режиме иностранного инвестирования», внушает большие надежды иностранным инвесторам для ведения бизнеса на Украине. Нужно только понимать, что иностранные бизнесмены хотят получить гарантии до того, как они начнут инвестировать на Украину, а не «выбивать» обещанное на протяжении неопределенного количества времени.
ЛЕБЕДЕВ Максим — старший юрист ЮФ «Гвоздий и Оберкович», г. Киев,
САВВА Валерий — младший юрист ЮФ «Гвоздий и Оберкович», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…