Дочернее предприятие: вид или организационная форма — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №51 (365) » Дочернее предприятие: вид или организационная форма

Дочернее предприятие: вид или организационная форма

Принятие Верховным Советом Украины новых Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины (ГК и ХК) стало причиной абсолютно иного подхода к институту юридических лиц, а именно к их организационно-правовой форме. Со вступлением в силу ХК и ГК, установивших перечень возможных организационно-правовых форм, некоторые законы Украины перестали действовать. Однако ГК установлен свой перечень, ХК — свой, появилось и новое понятие организационно-правовых форм как вида.

Под организационно-правовой надо понимать форму осуществления хозяйственной (в частности, предпринимательской) деятельности с соответствующей правовой основой, определяющей характер отношений между учредителями (участниками), режим имущественной ответственности по обязательствам предприятия (организации), порядок создания, реорганизации, ликвидации, управления, распределения полученных прибылей, возможные источники финансирования деятельности и другие аспекты хозяйствования.

Вид можно рассматривать как основную структурную и классифицирующую единицу субъектов хозяйствования, их совокупность, с общими признаками хозяйствования.

Итак, до вступления в силу ГК и ХК организационно-правовые формы определялись на основании: законов Украины «О предприятиях на Украине» (статьи 2, 3), «О предпри­нимательстве» (статьи 1, 2, 6), «О хозяйственных обществах» (статьи 9, 24, 25, 50, 65, 66, 75), «О потребительской кооперации» (статьи 5, 8), «Об аренде имущества государственных предприятий и организаций» (статьи 2, 4, 5, 6, 9), «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (статья 2), «Об объедине­ниях граждан» (статьи 2, 3), «О свободе совести и религиозных организациях» (статьи 7, 8, 9, 10, 11); Декрета Кабинета Министров Украины «О режиме иностранного инвестирования» (статьи 1, 4), что в свою очередь было отражено в государственном классификаторе Украины «Классификация организационно-правовых форм хозяйствования» ДК 002-94, утвержденном и введенном в действие приказом Госстандарта Украины № 288 от 22 ноября 1994 года, и упраздненном 1 июня 2004 года, согласно приказу Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики № 97 от 28 мая 2004 года.

В соответствии со статьей 83 ГК юридические лица могут создаваться в форме обществ, учреждений и в других формах, установленных законом. В пункте 2 статьи 83 ГК указано, что общества делятся на предпринимательские и непредпринимательские. Предпринимательские общества, осуществляющие предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли и последующего ее распределения между участниками, могут быть созданы лишь как хозяйственные общества (полное, коммандитное, акционерное, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью) или производственные кооперативы (пункт 2 статьи 113 ГК).

Словом, места для определения, что такое предприятие, не говоря уже о дочернем, в ГК не нашлось, как не было его и в прежнем законодательстве.

ХК, как отмечалось выше, имеет свое определение и свой подход к классификации юридических лиц. Одним из субъектов хозяйствования, согласно пункту 2 статьи 55 ХК, являются хозяйственные организации — юридические лица, созданные в соответствии с ГК, государственные, коммунальные и другие предприятия, основанные в соответствии с ХК, а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке.

Предприятием, согласно ХК, является самостоятельный субъект хозяйствования, созданный компетентным органом государственной власти, местного самоуправления или другими субъектами (например, по решению владельца имущества или уполномоченного им органа, а в случаях, специально предусмотренных законодательством, по решению других органов, организаций и граждан путем учреждения нового, реорганизации (слияния, присоединения, выделения, деления, преобразования) действующего субъекта хозяйствования) для удовлетворения общественных и личных нужд путем систематического осуществления производственной, научно-исследовательской, торговой и другой хозяйственной деятельности (пункт 1 статьи 62 ХК).

Что же мы имеем? ХК указывает, что предприятия должны быть созданы в соответствии с ГК, который, в свою очередь, не дает определения, что такое предприятие, а значит, создание такого предприятия весьма противоречиво.

В отличие от ГК в статье 63 ХК отмечает, что в зависимости от форм собственности, предусмотренных законом, на Украине могут действовать предприятия, вид которых обозначен как частное предприятие.

И вот, наконец-то, в пункте 8 статьи 63 ХК находим, что в случаях существования зависимости от другого предприятия, преду­смотренных статьей 126 ХК, предприятие признается дочерним. Дочернее предприятие определяется как вид, как принадлежность, зависимость от другого предприятия. Однако здесь нет ни одного упоминания об организационно-правовой форме.

Анализируя указанное, можно сделать следующие выводы. Если ни ГК, ни ХК не определяют понятие «дочернее предприятие», значит оно как организационно-правовая форма перестало существовать. Но дочернее предприятие как вид, как зависимость от другого нашло свое отражение в ХК. Зависимость между ассоциированными предприятиями возникает, если между ними устанавливаются отношения контроля-подчинения за счет преобладающего участия контролирующего предприятия в уставном фонде и/или общем собрании или других органах управления другого (дочернего) предприятия, в частности, владение контрольным пакетом акций. То же самое сказано в Указе Президента Украины «О холдин­говых компаниях, создающихся в процессе корпоратизации и приватизации» № 224 от 11 мая 1994 года, где определено, что дочернее предприятие — это хозяйствующий субъект, контрольным пакетом акций которого владеет холдинговая компания.

Дочерней признается компания (предприятие), контролируемая другой компанией. Контроль осуществляется, если материнской компании (банку) прямо или через дочерние компании принадлежит меньше 50 % голосов объекта инвестирования, но она имеет: долю управленческих голосов компании, превышающую 50 %, благодаря соглашениям с другими инвесторами; право руководить финансовой и производственной политикой предприятия согласно учредительным документам; право назначать или освобождать большинство членов совета директоров или аналогичного управляющего органа компании; право определяющего голоса в совете директоров или аналогичном управляющем органе компании. Это указано в постановлении Национального банка Украины «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету операций с ценными бумагами в банках Украины» № 355 от 20 августа 2003 года.

Итак, любое общество, акциями или долями (контрольным пакетом) которого владеет другое общество, является дочерним.

Вместе с тем статья 9 Закона Украины «О хозяйственных обществах» до сих пор содержит определение о том, что общество имеет право создавать на территории Украины и за ее пределами филиалы и представительства, а также дочерние предприятия в соответствии с действующим законодательством Украины. В то же время действующим законодательством не определен порядок создания дочерних предприятий. Более того, можно ли сегодня воспринимать дочернее предприятие как юридическое лицо: может ли оно осуществлять свою хозяйственную деятельность, как это предусмотрено статьями 55 и 63 ХК.

В свою очередь пункт 3 статьи 81 ГК отмечает, что ГК определяет порядок создания, организационно-правовые формы, правовой статус юридических лиц частного права без ссылки на отдельные законы о регулировании этих отношений другими нормативно-правовыми актами. То есть именно ГК определяется создание, правовой статус, организационно-правовые формы юридических лиц.

Более того, в части 2 Заключительных положений Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности» от 21 сентября 2000 года субъекты предпринимательской деятельности, созданные в организационных формах, не предусмотренных законами Украины, государственная регистрация которых проведена до вступления в силу этих Законов, обязаны привести организационную форму в соответствие с требованиями законов Украины на протяжении пяти лет после вступления в силу этого Закона.

Вопрос «Что делать с существующими дочерними предприятиями?» остается открытым. Поэтому будем ждать изменений в соответствующие законы Украины и надеяться на лучшее решение противоречивых вопросов действующими нормативно-правовыми актами, а именно — определение их в ХК и ГК.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

«Надзорные» мечты осуществляются?

Законодательная практика

Дочернее предприятие: вид или организационная форма

Комментарии и аналитика

Дивидендная задолженность в АО

Судебная экспертиза интеллектуальных прав

Неделя права

Антикоррупционный комитет не согласен с Президентом

Комитет защищает права взыскателей

ГПУ и суды — дружба на век

Военные суды «возвращаются»

Проект об охране требует доработки

Реестр событий

Нотариусы подвели. Итоги

Оперетта для судей

Прокуратура меняет кадры

Украинских судей признали «своими»

Судебные решения

Обязанности по договору менеджмента при эксплуатации авиалинии и выполнении международного маршрута

Выполнение агентского договора

Действительность агентского договора, заключенного с превышением полномочий

Существенные условия договора комиссии

Тема номера

Договоры морского агентирования

Позвольте представить комиссию…

Частная практика

Общественные организации юристов на Украине

Юридический форум

Проблемные телекоммуникации

Юрисконсульт

Проблемные аспекты деятельности акционерных обществ

Отступление от договора — не всегда нарушение

Как правильно трудоустроить инвалида

Создание совместных предприятий на Украине

моральный ущерб

Девиз клиента банка: «Отдайте деньги!»

Інші новини

PRAVO.UA